Глава VI. Какой же, все-таки, государственный
орган контролирует и несет ответственность за качество поставки коммунальных
услуг и их стоимость.
Что касается тарифов на коммунальные услуги, то к их
утверждению причастны
· Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.
Ташкента.
·
Министерство коммунального обслуживания, а затем УА "УЗКОММУНХИЗМАТ".
·
Комитет по демонополизации и
развитию конкуренции.
·
Министерство финансов Республики Узбекистан.
·
Орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению -
Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов
областей и г. Ташкента.
·
Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управлениями
финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города
Ташкента.
Текст изложен так как в соответствующих нормативно – правовых актах.
Поэтому прошу не критиковать меня за тафтологию.
Премьер-министр, оказывается тоже устанавливает тарифы, правда неясно
согласно какого нормативно-правового акта.
Орган государственного
управления – Министерство финансов Республики
Узбекистан видимо всеже имеет отношение к проверке тарифов. Всетаки тарифы
нужно «считать», а это относится у «финансам», кроме того Минфину также нужно
расчитывать дотации из бюджета.
Хотя и здесь автору статьи несовсем понятно какое отношение имеет Минифин
именно к установлению/утверждению цен (тарифов).
По науке министерство финансов государства должно обеспечивать проведение
единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области
организации финансов в стране.
В компетенцию Минфина входит осуществление правового регулирования в
многочисленных областях.
Основные задачи Минфина :
а) разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой
политики;
б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного
воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность
хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
г) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития страны и ее регионов, целевое финансирование;
д) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных
ресурсов и об источниках их погашения;
е) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования,
финансирования и отчетности;
ж) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.
Остается неясно каким образом цены монополистов вписываются в задачи
Минфина РУз.
Из
вышеизложенных нормативно – правовых актов следует, что осуществляют контроль и
несут ответственность за качество поставки коммунальных услуг (ХВС и ГВС)
органы государственного управления и местные органы исполнительной власти.
Что касается органов
государственного управления – коммунального обслуживания и местных органов
государственной исполнительной власти, то и здесь не все понятно – за что же
они отвечают.
Орган государственного управления – коммунального
обслуживания многократно видоизменялся :
Сначало было Министерство коммунального обслуживания.
02.11.2000 года Министерство
коммунального обслуживания реорганизованно.
19.12.2000 года Министерство коммунального обслуживания ликвидировано и на его базе создано Узбекское агенство "УЗКОММУНХИЗМАТ"
[1].
При этом в ведении "УЗКОММУНХИЗМАТ" оставлено межрегиональные
водопроводы, коммунальные газосбытовые сети,
сбора, утилизации и переработки бытовых отходов.
На "УЗКОММУНХИЗМАТ"
была возложена обязанность
·
координация работы по реформированию коммунального
обслуживания, разработку и утверждение в установленном порядке
нормативно-правовых актов, технико-экономических условий в области коммунального
обслуживания;
·
осуществление контроля за соблюдением местными органами
государственного управления, хозяйствующими субъектами и гражданами
действующего законодательства в сфере коммунального обслуживания, установленных
технических условий и требований.
Указом Президента РУз от 17.10.2006 г. N УП-3811 данные
обязанности с "УЗКОММУНХИЗМАТ"
была сняты.
В свою очередь на Совет Министров Республики Каракалпакстан,
хокимияты областей и территориальное коммунально-эксплуатационное объединение
г. Ташкента (хокимият г.Ташкента) возложены задачи по координации деятельности
предприятий и организаций, оказывающих коммунальные услуги, в части оказания
всего комплекса жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечения его питьевой
водой, центральным отоплением, канализацией.
В 2006 году опять реорганизация и в ведении
"УЗКОММУНХИЗМАТ" вообще оставлено только межрегиональные водопроводы.
Антимонопольный орган государственного управления
также многократно видоизменялся.
Сначала был
Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерства финансов
РУз.
30 апреля 2005 года образован Государственный комитет
Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и
предпринимательства.
26.02.2010 г. данное ведомство преобразовано в Государственный комитет Республики
Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
13.11.2012 г. образовали Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации,
демонополизации и развитию конкуренции на базе упраздняемых Государственного
комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и
Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию
конкуренции.
А кто в Узбекистане отвечает за наше здоровье и
безопасность, в данном случае за качество воды.?
Оказывается есть такой орган - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба
Республики Узбекистан, которая осуществляет государственный санитарный надзор
за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов
государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями,
объединениями, расположенными на территории Республики Узбекистан независимо от
их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также - отдельными
лицами (ст. 21 Закона [2]).
И есть
конкретные должностные лица, на которых возложена организация и проведение государственного санитарного надзора - Главный
государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его заместители,
главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их
заместители (ст.22 Закона).
И по питьевой
воде даже есть отдельная статья 15 в соответствии с которой
«Государственные органы, предприятия, учреждения,
организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечить
соответствие качества воды, подаваемой централизованными системами
хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиеническим требованиям и
государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого
назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со
специальным режимом.
Зоны санитарной охраны водопроводов и источников их питания,
их санитарный режим утверждаются местными органами власти и управления.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации,
объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны
обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для
хозяйственно-бытовых нужд, в том числе при децентрализованном водоснабжении,
требованиям действующих санитарных норм и правил».
Мало того,
нашему Президенту это показалось недостаточным и своим Указом [3]
он возложил персональную ответственность за
санитарно-эпидемиологическое благополучие населенных пунктов районов и городов, наряду с руководителями
коммунальных и санитарных служб, на хокимов.
Естественно министр здравоохранения Республики Узбекистан и министр
коммунального обслуживания Республики
Узбекистан [4]
в стороне не остались.
Есть еще один орган - Агентство "Узстандарт" (Узбекское агентство стандартизации,
метрологии и сертификации).
В статье 1 Закона РУз от 28.12.1993 г. N 1002-XII [5]
определены основные цели стандартизации, в том числе :
·
защита интересов потребителей и государства в вопросах
безопасности продукции, процессов, работ и услуг (далее - продукция) для жизни,
здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения;
·
повышение качества и конкурентоспособности продукции в
соответствии и уровнем развития науки и техники, а также потребностями
населения и народного хозяйства;
·
содействие экономии всех видов ресурсов, улучшение
технико-экономических показателей производства;
·
реализация социально-экономических, научно-технических
программ и проектов;
·
обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с
учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других
чрезвычайных ситуаций;
·
обеспечение полной и достоверной информацией потребителей о
номенклатуре и качестве выпускаемой продукции.
Государственный
надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных
требований стандартов, других актов законодательства по стандартизации осуществляют
·
агентство "Узстандарт",
·
Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре
и строительству,
·
Государственный комитет Республики Узбекистан по охране
природы,
·
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан
·
и их территориальные органы,
·
Министерство обороны Республики Узбекистан,
·
а также иные специально уполномоченные органы
государственного управления в пределах их компетенции. (Часть в редакции Закона
РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352).
Вот сколько организаций
и должностных диц несут персональную ответственность за качество питьевой воды,
за наше с Вами здоровье.
В соответствии с
Законом N 657-XII и Законом РУз
от 28.12.1993 г. N 1002-XII Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба вообще и Главный государственный санитарный
врач и его подчиненные в частности, а также все остальные государственные
органы управления и контроля наделены самыми широкими полномочиями и правами в
своей деятельности. Даже краткий их пересказ займет очень много места.
Для усиления
роли и полномочий Государственной санитарно-эпидемиологической службы статьей 257 КоАО РУз [6] ей
предоставлено право применять санкции в виде штрафа, в том числе за
·
Нарушение санитарного законодательства, санитарных норм,
правил и гигиенических нормативов (ст.53).
·
Непредставление или несвоевременное представление информации
либо представление им заведомо недостоверных сведений.
·
Уклонение от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее
исполнение предписаний о прекращении нарушений, о восстановлении
первоначального положения, об устранении нарушений прав потребителей.
·
Причинение ущерба потребителям товаром (работой, услугой), не
отвечающим требованиям нормативной документации, а также непредоставление
потребителям информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о
товарах (работах, услугах (ст..178).
А для усиления роли и полномочий органов стандартизации, метрологии
и сертификации статьей 265 КоАО РУз им предоставлено право
применять санкции в виде штрафа, в том числе за
· Нарушение стандартов субъектами хозяйственной деятельности.
·
Невыполнение предписаний государственных инспекторов по
надзору за стандартами и средствами измерений о запрете производства или
приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации)
проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям
стандартов (ст. 212).
Кстати. Главный государственный санитарный
врач и его подчиненные, а также
агентство "Узстандарт" не сидят без дела.
Разработаны и
утверждены
Гигиеничесике критерии качества
питьевой воды [7].
Санитарные правила контроля за
централизованными системами горячего водоснабжения в условиях Узбекистана [8].
В которых указано, что «Качество горячей воды в пунктах водоразбора (у потребителей)
должно оответствовать требованиям РСТ Уз 950: 2000 "Вода питьевая"»
Гигиенические требования к качеству
воды нецентрализованного водоснабжения и санитарная охрана источников в
условиях Узбекистана [9].
Санитарные правила и нормы
гигиенической оценки, определения классов поверхностных и подземных
водоисточников, их выбора для
централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения
Узбекистана [10].
Санитарные нормы и правила
проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и
водопроводов хозяйственно-питьевого назначения [11].
O'zDST 950-2000 (государственный стандарт) "Вода
питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством".
O'zDST 951:2000 (государственный стандарт) "Источники централизованного
хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила
выбора".
Есть еще и межгосударственные
стандарты, в частности ГОСТ 2874-82. «Вода питьевая. Гигиенические требования и
контроль за качеством».
Имеются так же другая нормативнакя документация, например :
Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения населенных мест в Республике Узбекистан, 2002 г. (ПТЭСВ);
КМК 2.04-02-97 "Водоснабжение. Наружные сети и
сооружения".
КМК 2.04-01-98 "Внутренний водопровод и канализация
зданий".
КМК 3.05-04-97 "Наружные сети и сооружения водоснабжения
и канализации".
Правила безопасности при производстве, хранении,
транспортировке и применении хлора. РД 06-24-22,95.
Вообщем много правил, норм и стандартов. Все расписано и
написано много.
Для воды есть и нормы по запаху, привкусу, цветности, мутности, водородному показателю, жесткости,
содержанию различных химческих веществ (неорганических, органических) и
бактерий; есть даже эшерихии (показатель свежего фекального загрязнения воды);
есть и критерии радиоактичного загрязнения воды; содержания хлора и озона; есть
и методы обработки воды по различным классам.
Честно говоря
только от чтения этих документов появляется уважения к специалистам
Узбекистана, как много они знают и как хорошо переписывают.
Но и народ не
забыт.
В статьях 5 и 6
Закона N 657-XII продекларировано,
что каждый человек имеет право
·
«на получение достоверной информации о заболеваемости,
эпидемической и радиационной обстановке, состоянии окружающей среды и их
влиянии на здоровье людей, а также о
результатах проведенных гигиенических и иных специальных экспертиз;
·
на возмещение ущерба, причиненного здоровью воздействием
вредных химических, физических, биологических и других факторов окружающей
среды, а также недоброкачественными продуктами питания, товарами народного
потребления и другими изделиями промышленности».
Все ясно и просто
замечательно для народа.
Главный
государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его подчиненные и органы стандартизации следят за
качеством воды и не только за качеством. При выявлении нарушений гигиенических
правил и норм, а также стандартов
·
наказывают соответствующих должностных лиц;
·
информируют население.
В свою очередь
население спокойно подает в суд на поставщика коммунальных услуг исковое
заявление с требованием о перерасчете и возмещении ущерба.
Все очень просто и без
всяких бюрократических закорючек.
А теперь вопрос – кто
нибуть в Узбекистане слышал про такие случаи и смог ли воспользоваться ими в
споре с поставщиками ХВС или ГВС ?
Автор данной статьи
никогда не слышал. И в имующейся базе данных таких судебных решений не найдено.
Или в
Узбекистане с качеством ХВС и ГВС все в порядке (что опровергается
многочисленными публикациями с жалобами населения и вопросами что делать, а
также ежегодными добросовестными обходами населения рядовыми работками СЭС с
категорическим и под расписку предупреждением не пить сырую воду из под крана).
Или все
должностные лица органов государственного управления и контроля, включая
Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и его подчиненных
не выполняют свои обязанности (в чем может убедиться любой гражданин,
обратившись в СЭС с просьбой дать заключение о качестве поставляемой воды и
получив устный зауволированный отказ).
Ну а где же защитники
народа – хокимы, прокуроры в конце концов ?
А они на месте и
спокойно сидят в своих креслах.
В результате получилось …...
Честно говоря я не понял, кто же у нас всеже отвечает за коммунальное
обслуживание за наше здоровье.
По-моему многовато органов государственного управления и
исполнительной власти. Такое положение размывает вообще определение кто-же все
таки отвечает за коммунальные услуги и установление тарифов. А изменения и
преобразования государственных органов управления явно никакого отношения к
улучшению коммунального хозяйства не имеют.
Прочитав
то, что получилось автору статьи пришла идея.
Если
·
за
качество коммунального обслуживания и за тарифы отвечают многие, другими
словами никто,
·
а
неустойку, во избежание путаницы, устанавливает сам Президент РУз,
то
может быть Президенту просто ликвидировать все органы государственного
управления и контроля, исполнительной власти.
Все
равно они вносят только путаницу, неразбериху и не выполняют свои прямые
обязанности. Даже в самых простых вопросах – установление пени за несвоевременную
оплату коммунальных услуг, контроль за качеством.
Учитывая,
что данная тема особая и чувствительная для всего населения отрасль экономики,
государству надо быть нормальным и справедливым регулятором и устанавливать, в
том числе, законную неустойку.
При
этом неплохо было бы, чтобы это касалось не только потребителей коммунальных
услуг, но и поставщиков этих самых услуг. Это отдельная тема.
При этом
государство, в лице своих чиновников, не должно забывать, что есть и Уголовный
кодекс РУз [12].
В частности должностным лицам необходимо тщательно
ознакомиться с диспозицией статьи 189 УК РУз, устанавливающей уголовную
ответственность за нарушение правил торговли или оказания услуг.
По данной статье к уголовной ответственности должны
привлекаться лица, виновные в нарушении правил, установленных, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг
населению в Республике Узбекистан, зарегистрированные МЮ 20.02.1999 г. N 648.
В разеделе 4 данных Правил установлено, что Исполнители предприятия,
предоставляющие Потребителю коммунальные услуги обязаны :
·
своевременно принимать меры по подготовке проекта и
заключению договора на предоставление услуг;
·
предоставлять услуги установленного качества (потребительских
свойств и режима предоставления);
·
установить по согласованию с местными органами
государственной власти форму регистрации требований (претензий), предъявляемых
Потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и срока
устранения недостатков;
·
предпринимать своевременные меры по предупреждению и
устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю;
·
своевременно информировать потребителя об изменении качества
услуг;
·
не допускать нарушений технологических процессов и снижения
качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и
качества предоставляемых услуг, а также рациональному использованию водных и
энергетических ресурсов.
Практически все эти правила поставщиками коммунальных услуг
систематически нарушаются.
При этом Исполнитель должен нести ответственность за
·
качество предоставления услуг в соответствии с
законодательством Республики Узбекистан, настоящими Правилами и договором;
·
нарушение установленных договором сроков устранения
недостатков, качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов
в предоставлении услуг;
·
вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Должностные лица
должны обратить внимания и на то, что согласно пункта 5.1 настоящих Правил контроль за соблюдением настоящих Правил в пределах
своей компетенции осуществляют:
·
Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Минфине
Республики Узбекистан;
·
Госсанэпиднадзор Республики Узбекистан;
·
Узгосстандарт;
·
и их органы на местах;
·
органы по защите прав потребителей;
·
органы государственной власти на местах;
·
общественные объединения потребителей;
·
Госгортехнадзор Республики Узбекистан.
В свою очередь
должностные лица и работники данных органов государственного управления и
контроля должна ознакомиться с нормами следующих статей УК РУз :
·
Злоупотребление властью или должностными полномочиями, то
есть умышленное использование должностным лицом своих должностных полномочий
(ст.205).
·
Превышение власти или должностных полномочий, то есть
умышленное совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы
полномочий, предоставленных ему законом (ст.206).
И особенно со статьями
· 206-1,
предусматривающую уголовную ответственность за незаконное
вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;
· 207,
предусматривающую уголовную ответственность за невыполнение
или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие
небрежного или недобросовестного к ним отношения;
·
208,
предусматривающую уголовную ответственность за умышленное
невыполнение должностным лицом действий, которые оно должно было или могло
выполнить по службе, а равно сопряженное с попустительством преступлению.
А Генеральному прокурору и его подчинененым рекомендую
внимательно прочитать свои обязанности, изложенные в Разделе III в главах 1 и 2
Закона РУз от 09.12.1992 г. N 746-XII
«О прокуратуре» в редакции, утвержденой Законом РУз от 29.08.2001 г. N
257-II, из которых следует, что прокуроры обязаны осуществлять надзор за :
·
исполнением законов министерствами, государственными
комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными
объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями,
воинскими формированиями министерств, государственных комитетов и ведомств,
хокимами и другими должностными лицами, а также соответствие принимаемых ими
актов Конституции и законам Республики Узбекистан;
·
соблюдением прав и свобод гражданина министерствами,
государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан,
общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями,
воинскими частями, воинскими формированиями министерств, государственных
комитетов и ведомств, хокимами и другими должностными лицами.
И статьями 5 и 48 этого Закона, которые декларируют, что
прокуроры тоже несут ответственность.
К
сожалению на сегодняшний день вкратце в этой статье можно сказать только, что в
соответствии с нормами законодательства РУз
·
Взыскать
пени с потребителей коммунальных услуг довольно просто, особенно с граждан.
Зачастую они даже узнают об этом, когда к ним приходит судебный исполнитель для
принудительного взыскания (так называемое заочное судебное производство
повсеместно применяемое).
·
Взыскать
неустойку и материальный ущерб с поставщиков коммунальных услуг или потребовать
сделать перерасчет за оплаченные и неполученные или полученные некачественные
услуги достаточно сложно, а для граждан это сравнимо с подвигом. Рядовой
гражданин должен выполнить столько условий, многие из которых выполнить он
просто не может, что ему проще ничего не делать или написать заявление тому же
поставщику коммунальных услуг и надеяться, что ему пойдут на встречу и
удовлетворят заявление или хотя бы дадут ответ.
Далее:
Назад:
[1] Указ Президента РУз от
19.12.2000 г. N УП-2791.
[2] Закон РУз от 03.07.1992 г. N 657-XII «О
государственном санитарном надзое». В
настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от
30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[4] Министерство коммунального обслуживания Республики
Узбекистан преообразовано в Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" Указом Президента РУз от 19.12.2000 г. N
УП-2791. В настоящий Указ внесены последние изменения в соответствии с
Указом Президента РУз от 17.10.2006 г. N УП-3811.
[5] Закон РУз от 28.12.1993
г. N 1002-XII «О стандартизации». В настоящий Закон внесены последние
изменения в соответствии с Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355.
[6] Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от
22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с
Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N
2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[12] Уголовный
кодекс РУз утвержден
Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII, введен в действие с
01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики
Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В
настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от
14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
Комментариев нет:
Отправить комментарий