Часть 1. Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан

Далее: Часть 2,  Часть 3,  Часть 4,  Часть 5


Алишер Н.Мухитдинов

Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан

Наименование статьи: Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан

Алишер Нуритдинович Мухитдинов
01.08.2014

Оглавление.

Введение.
Глава 1. Нарушение конституционной нормы.
Глава 2. Минимальная заработная плата.
Глава 3. Не облагаемый налогами доход граждан.
Глава 4. Рост цен на основные потребительские товары и на коммунальные услуги.
Глава 5. Инфляция.
Глава 6. Прожиточный минимум.
Раздел 6.1. Понятие.
Раздел 6.2. «Рассекреченные» отдельные официальные данные.
Раздел 6.3. Реальный прожиточный минимум.
Раздел 6.4. Минимальная потребительская корзина «МПК».
Раздел 6.5. «Официальная» средняя заработная плата и МПК.
Раздел 6.6. Реальная потребительская корзина (РПК).
Глава 7. Черта бедности.
Заключение.
  


Введение.

Автор данной статьи сразу хочет предупредить читателя, что приведенные в статье расчеты
·       не претендуют на 100 % достоверность, так как отсутствует свободный доступ к статистическим данным;
·       не являются полными
·       и частично не соответствуют теоретическим основам и имеющимся методикам.

Вместе с тем хочется отметить, что
·       за основу в сделанных расчетах взяты данные, отраженные в нормативно – правовых актах РУз и выступлениях Президента РУз и других государственных чиновников;
·       отдельные результаты расчетов, в общем, соответствуют официально озвученным цифрам
·       и дают в целом достоверную картину, а сделанные на их основе выводы более близки к достоверности, чем публикуемые официальные данные и выводы.

Статья не посвящается критике действующего в Республике Узбекистан порядка управления, а является попыткой показать, что
·       законодательство РУз не только имеет явно коррупционную направленность, но даже и в таком виде не выполняется государственными чиновниками;
·       экономика страны во многом зависит от законодательства и его беспрекословного исполнения;
·       благосостояние населения страны зависит не только от роста экономики, но и от качества законодательства;
·       замороженное состояние страны, искажения фактического положения, не отвечает интересам не только всего населения, что однозначно, но и самих государственных чиновников;

Вообще, по мнению автора данной статьи, критика несет положительные аспекты, но критика ради критики имеет только негативные последствия.

Поэтому в данной статье и во всех предыдущих статьях автор
·       попытался показать, что при наличии политической воли высшего руководства страны, а так же при активном участии самого населения, все отмеченные недостатки можно исправить и технически это не так и сложно, хотя конечно потребуется время,
·       и попытался во всех статьях внести конкретные предложения практических шагов и мер, которые помогут исправить положение.

Глава 1. Нарушение конституционной нормы.

Статья 39 Конституции РУз [1] провозглашает
«Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях.
Пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума».

Конституция РУз со дня своего принятия в 1992 году изменялась 7 (семь) раз, но данная норма остается неизменной на протяжении уже почти 22 лет.

Очень стабильная Конституционная норма !

Когда цитируешь данную Конституционную норму
·       первая реакция почти всех – «ты ошибаешься»;
·       после предъявления текста Конституции вторая реакция – «этого не может быть, в Узбекистане все рассчитывается от минимальной заработной платы» (МРЗП) и некоторые задают вопрос – «это что - одно и тоже ?»;
·       после разъяснения разницы между прожиточным минимумом и МРЗП третья реакция – «отстань, это все глупости, мало - ли что написано в Конституции».

Но общее и единогласное возмущение быстрым ростом цен на основные потребительские товары, тарифов на коммунальные услуги и практически автоматическая реакция на каждое повышение МРЗП – ожидание резкого скачка цен и тарифов.

В чем же проблема ?

То, что с экономикой РУз, мягко говоря, не все в порядке понимают все.

Провозглашение роста экономики, валового внутреннего продукта, относительно низкой инфляция, открытия все новых и новых предприятий, ежегодного прироста рабочих мест по 800 - 1 000 тысяч, - все понимают, что это официальная пропаганда.

У читателя может возникнуть вопрос – причем тут Конституция и экономика страны ?

Ответ простой – если не выполняется даже конституционная норма, то причем тут экономика, в том числе рост валового внутреннего продукта (ВВП) и инфляция, рост цен и тарифов ?

Ведь Узбекистан в реальности не имеет рыночной экономики. Экономика централизованно управляется и управляется, если говорить об официальной части, через нормативно – правовые акты, причем в большей части не законами, а подзаконными актами, которые в свою очередь, зачастую не соответствуют нормам законов, в том числе Конституционным нормам, искажают, дополняют или трактуют их.

Так что сделали нормативно – правовые акты с Конституционной нормой статьи 39 ?

20.11.1992 г. Постановлением Кабинета Министров (КМ) РУз N 547 одобрено «Типовое положение об Управлении по прогнозированию и статистике хокимията области», которым в пункте 4 обязало управление области в соответствии с возложенными на него задачами обеспечить анализ данных об уровне динамики цен, влияния их изменения на уровень жизни и прожиточный минимум населения.

Настоящее Типовое положение утратило силу с утратой силы Постановления КМ РУз от 20.11.1992 г. N 547 в соответствии с Постановлением КМ РУз от 11.10.1997 г. N 474.

Постановлением N 474 утверждено «Положение о министерстве макроэкономики и статистики РУз», пунктом 3 которого на Министерство макроэкономики и статистики возложена функция в области статистики учет и расчет уровня материальной обеспеченности жизни населения по социальным группам и  группам доходности, прожиточном минимуме.

Настоящее Положение утратило силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от 22.01.2003 г. N 37.

В новом Постановлении КМ N 37 «Об организации деятельности министерства экономики РУз» всякое упоминание о прожиточно минимуме исчезло.

Прожиточный минимум упоминался и в Законе РУз от 03.07.1992 г. N 644-XII «О всеобще воинской обязанности и военной службе».

Однако настоящий Закон утратил силу в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса РУз от 12.12.2002 г. N 437-II, которым установлен порядок введения в действия нового закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», где упоминание «прожиточного минимума» убрали.

Есть еще один Закон РУз от 02.07.1992 г. N 638-XII «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», в статье 10 которой профессиональные союзы наделены правами по социальной защите трудящихся, в том числе осуществлять контроль за соблюдением законодательно установленного прожиточного минимума и размеров пенсий, стипендий и пособий.

Настоящий Закон продолжает действовать, в него были внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 07.12.2001 г. N 320-II, однако это «безобразие» - прожиточный минимум, законодатель видимо забыл убрать или посчитал этот Закон простой формальностью, что на самом деле так и есть относительно деятельности профессиональных союзов.

Все ! На этом законы, где упоминался прожиточный минимум, закончились.

Таким образом можно считать, что с янаваря 2003 года официально ликвидировано понятие «прожиточный минимум», так как вести учет, расчеты и анализ уже некому (никому не поручается), а также редкие упоминания в законах были исключены.

Это что касается официальной ликцидации в нормативно-правовых актах понятия «прожиточный минимум».

О том, что Конституционная норма статьи 39 Конституции РУз полностью игнорируется говорят и примеры некоторых законов РУз.

Так, статьи 16, 153, 190, 193, 251, 285 Трудового кодекса [2] привязывают к минимальному размеру заработной платы
·       право на минимальное вознаграждение за труд,
·       возмещение вреда потерпевшим – инвалидам;
·       пособия по временной нетрудоспособности

Что касается заработной платы и возмещения вреда, то эти нормы не противоречат статье 39 Конституции РУз, но определение размера пособия прямо и недвусмысленно противоречит статье 39.

Другой пример. Ряд норм Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» [3] (статьи 27, 31 и другие) прямо и недвусмыленно противоречат статье 39 Конституции РУз, так как устанавливают размер пенсий в прямой зависимости от МРЗП, но не от прожиточного минимума, как предусматривает Конституционная норма.

Можно привести и другие нормативно – правовые акты, которые размер пенсий, пособий, другие виды социальной помощи в нарушение конституционной нормы привязывают не к прожиточному минимуму, а к МРЗП, но в этом нет необходимости так как все население страны это знает по собственному опыту.

У читателя, особенно граждан Узбекистана, может возникнуть вопрос – «какая разница - прожиточный минимум или минимальный размер заработной платы ?»

Отвечая на этот вопрос приведу в пример только некоторые нормы конвенций Международной Организации Труда.

В статье 9 Конвенции 82 [4] о социальной политике указано, что наемным работникам должна быть обеспечено поддержание прожиточного минимума при установлении которого должны приниматься такие основные потребности семей работников, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Аналогичные требования предусмотрены в :

В статье 5 Конвенции 117 об основных целях и нормах социальной политики [5], Венском международном плане действий по проблемам старения [6], отмечает, что в развивающихся странах, где многие, если не большинство, получают лишь прожиточный минимум, гарантия доходов является предметом озабоченности для всех возрастных групп.


В статьях 13, 78 Рекомендаций 69 о медицинском обслуживании [7]указано, что все лица, имеющие возможность доказать, что их доходы ниже прожиточного минимума, а также неимущие должны иметь право на медицинское обслуживание в качестве застрахованных. причем страховой взнос за них должен выплачиваться компетентным органом власти. А компетентный орган власти должен устанавливать в каждой стране размер прожиточного минимума. Данные лица должны освобождаться от уплаты страховых взносов.

В статьях 18, 19 Конвенций 35, 36, 37, 38 об обязательном страховании по старости [8] указывается, что право на пенсию признается за каждым ходатайствующим лицом, годовые средства которого не превышают предела, устанавливаемого национальным законодательством с учетом прожиточного минимума.

В статьях 21 Конвенций 39, 40 об обязательном страховании на случай потери кормильца [9] указывается, что право на пенсию по случаю потери кормильца признается за каждым ходатайствующим лицом, годовые средства которого, включая любые средства состоящих на иждивении детей или сирот, не превышают предела, устанавливаемого национальным законодательством с учетом прожиточного минимума.

Таким образом Международная организация труда требует, чтобы
·       Наемным работникам должно поддерживаться прожиточный минимум всей его семье.
·       Лица, чьи доходы ниже прожиточного минимума должны получать бесплатное медицинское обслуживание и лечение, а страховые медицинские взносы за них должно платить государство.
·       Право на пенсию имеют лица, чьи средства ниже прожиточного минимума.
·       Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, чьи средства ниже прожиточного минимума.

Если в мае 2013 году (до 15 августа) в РУз
·       минимальная заработная плата составляла 79.950, 00 сумов,
·       а минимальная потребительская корзина на семью из четырех человек - МПК (не физиологический минимум) в мае 2013 года составлял 6.036.743,13 сум,
то каждый может прочувствовать разницу между минимальным размером заработной платы и минимальным прожиточным минимумом, и какие-либо пояснения здесь не нужны.

Глава 2. Минимальная заработная плата.

Большинство жителей считают, что увеличение МРЗП на прямую увеличивает пенсии и пособия и ошибаются.

Ни в одном Указе Президента РУз, устанавливающим размер МРЗП, пенсий и пособий с 16.03.1992 года (последний принят 02.12.2013 года), ни разу размеры пенсий, пособий и стипендий на прямую не привязывались к МРЗП, а устанавливались или в твердой цифре или увеличивались в кратные разы.

Рассмотрим когда появилось понятие минимальной заработной платы и как оно влияет на
·       пенсии по возрасту,
·       пособия инвалидам с детства,
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.

Юридически независимость (суверинет) Узбекистана была объявлен 31.08.1991 г. принятием Конституционного закона РУз N 336-XII.

Конституция РУз, в том числе статья 39, принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. В дальнейшем норма статьи 39, касающаяся того, что «пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума» при всех изменениях Конституции не менялась и действует до сегодняшнего дня.

Указом Президента РУз от 26.03.1992 г.  N УП-366 с 16 марта 1992 года на территории Республики Узбекистан минимальный размер заработной платы (МРЗП) и трудовой пенсии (МРТП) были установлены в размере 550 рублей в месяц.

То есть была установлена минимальная заработная плата (МРЗП) и минимальная пенсия по возрасту (МРТП) была приравнена к МРЗП, но пособия в этом Указе не рассматривались и не устанавливались.

Практически в дальнейшем (принято еще четыре Указа) ситуация не менялась.

Указом Президента РУз от 18.03.1993 г. N УП-580 был изменен порядок определения МРТП и его рост определен в 30% или рост в 1,3 раза, что к МРЗП составило коэффициент 1,083333.

Следующим Указом Президента РУз от 28.05.1993 г. N УП-607 рост МРТП был определен в 2,5 раза. Однако к МРЗП коэффициент 1,083333 остался неизменным.

Следующим Указом Президента РУз от 29.06.1993 г. N УП-615 рост МРТП был определен в 1,5 раза. Однако рост фактически составил 1,499692, а к МРЗП коэффициент 1,083111.

Следующим Указом Президента РУз от 13.09.1993 г. N УП-648 рост МРТП был определен в 1,2 раза. Однако рост фактически составил 1,200246, а к МРЗП коэффициент 1,083333.

В соответствии с Указом Президента РУз от 28.10.1993 г. N УП-679 данный рост в 1,2 раза для МРТП сохранился.

Указ Президента РУз от 22.11.1993 г. N УП-688 рост МРТП был определен в 1,5 раза. Однако рост фактически составил 1,498575, а к МРЗП коэффициент 1,082305.

Указом Президента РУз от 31.12.1993 г. N УП-724 МРЗП и МРТП вновь были определены в твердой цифре. Фактически рост МРТП составил 1,233840, а к МРЗП коэффициент 1,081667.

Указом Президента РУз от 26.02.1994 г. N УП-771 рост МРТП вновь определен в 1,5 раза. Однако к МРЗП коэффициент сохранилмя в размере 1,081667.

В Указе Президента РУз от 26.05.1994 г. N УП-853 рост МРТП сохранился в 1,5 раза. Но вырос фактически 1,540832, к МРЗП коэффициент составил 1,071429.

Указом Президента РУз от 25.07.1994 г. N УП-925 рост МРТП установлен в 1,4 раза, к МРЗП коэффициент составил 1,050000.

Указом Президента РУз от 07.02.1995 г. N УП-1080 МРЗП и МРТП вновь были определены в твердой цифре.


Далее:
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Меню




[1] Конституция РУз. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. В настоящую Конституцию внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 28.12.1993 г. N 989-XII, Законом РУз от 24.04.2003 г. N 470-II, Законом РУз от 11.04.2007 г. N ЗРУ-89, Законом РУз от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194, Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284, Законом РУз от 12.12.2011 г. N ЗРУ-305, Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366.
[2] Трудовой кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 161-I. Введен в действие с 01.04.1996 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 162-I.
[3] Закон РУз от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 05.01.2012 г. N ЗРУ-318.
[4] Женева, 11 июля 1947 г.. Принята на 30 сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда. Вступила в силу 19 июня 1955 года.
[5] Женева, 22 июня 1962 г. Принята на 46 сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда Вступила в силу 23 апреля 1964 года.
[6] Вена, 5 - 6 августа 1982 года. Рекомендация 35.

[7] Филадельфия, 12  мая 1944 г.. Принята на 26 сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда.
[8] Женева, 29 июня 1933 г.. Приняты на 17 сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда. Вступили в силу 18 июля 1937 года.
[9] Женева, 29 июня 1933 г.. Принята на 17 сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда. Вступила в силу 8 ноября 1946 года.

1 комментарий:

  1. Браво, но по факту права пенсионеров продолжают нарушать, а вопрос о прожиточном минимуме они отложили лет на пять, МРТП составляет около 25 долларов США в месяц. То есть менее ОДНОГО доллара в сутки, а посмотрите "черту бедности" - прожиточный минимум в развитых странах. То есть а какой де(рь)мократии можно говорить, если государство не может, не хочет, не знает как обеспечить своему народу достойное социальное обеспечение. Страной управляют по принципу, бери взятки и выполняй приказы, если, что отдай всё имущество и не мешай другим жить. есть выражение оно звучит так: Слепой слепого в яму приведет, когда одини законы издеют, другой их слепо нарушает.Где правый суд тебя здесь презирают. За то, что беден ты, ты не имеешь право жить. Зачем же дерьмократию сулить...

    ОтветитьУдалить