Алишер Н.Мухитдинов
Тематическое направление: Антикоррупционная
составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление
демократии и роли общественности в Республике Узбекистан
Регулирование семейных и родственных отношений,
иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно
дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения.
Алишер Нуритдинович Мухитдинов
11.09.2013Оглавление
Вступление.
Часть 1.
Глава 1.
Определение терминов «семья» и «члены семьи», «молодая семь»,
«многодетная семья» в законах РУз.
Причины
рассмотрения понятий терминов «семья» и «члены семьи», «молодая семь»,
«многодетная семья» в законах РУз.
Понятие семьи в законах РУз
Семья.
Молодая семья.
Многодетные
семьи.
Приемная сеья и приемные родители.
Глава 2.
Опекуны и попечители.
Глава 3.
Определение термина «законный представитель» в законах РУз.
Опекун
и попечитель как законные представители.
Некоторые
другие законные представители.
Усыновители
(удочерители) как законные представители.
Приемные
родители как законные представители.
Представители
учреждений и организаций как законные представители.
Полнота прав законных представителей в законах РУз.
Ответственость законных представителей.
Глава 4. Определение термина «лица,
заменяющие родителей» в законах РУз.
Глава 5. Определение терминов
«родственники» и «близкие родственники» в законах РУз.
Определение
термина «родственник» в законах РУз.
Определение
термина «близкие родственники» в законах РУз.
Пример
использования понятия родственников, данных в статье 57 СК РУз.
Глава
6. Понятие «иждивенцы» и использование данного термина в законодательстве РУз.
Применение терминов «нетрудоспособные
иждивенцы» и «иждивенцы в законодательстве РУз.
Раскрытие понятия термина
«нетрудоспособный иждивенец» и
«иждивенец» в законодательстве РУз.
Различный подход к понятию термина
«иждивенец».
Содержание и обеспечение иждивенца.
Часть 2.
Глава 7. Некоторые другие причины
необходимости пересмотра нормативно – правовых актов.
Применяемые в
законодательстве термины, рассмотренные в настоящей статье.
Специальные гарантии и льготы для женщин и лиц, занятых
исполнением семейных обязанностей, предусмотренные ТК РУз .
Некоторые льготы для женщин и лиц, занятых исполнением семейных
обязанностей, предусмотренные НК РУз .
Выводы.
Часть 3.
Глава 8. Некоторые предложения.
Предлагаемые
проекты основных понятий терминов.
Предлагаемые
проекты норм - Защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных
граждан, оставшихся без попечения.
Другие
предлагаемые проекты норм.
Предлагаемая
система (классификация) степени родства и определение терминов.
Вступление.
Конституция РУз [1] содержит
нормы, которые декларируют гарантии и защиту со стороны государства семьи, ограниченно
дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения и других
граждан.
В частности конституционные нормы
декларируют, что
статья 2 - государство служит интересам народа, государственные органы и должностные
лица ответственны перед обществом и гражданами;
статья 7 - народ является единственным источником государственной власти и
государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах
народа;
статья 13 - высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство
и другие неотъемлемые права;
статьи 14 и 15 - государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости
и законности в интересах благосостояния человека и общества;
статья 18 - льготы могут быть установлены только законом и
должны соответствовать принципам социальной справедливости;
статья 39 - пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не
могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума;
статья 45 - права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся
под защитой государства.
статья 46 - женщины и мужчины имеют равные права;
статья 63 - семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и
государства;
статья 64 - государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование
детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную
деятельность по отношению к ним;
статья 65 - материнство и детство охраняются государством.
В соответствии со статьей 17 Республика Узбекистан исходит из принципов общепризнанных принципов и норм
международного права.
В частности :
Всеобщая декларация прав человека.
Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, в соответствии с
которой
· Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и
на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития
его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через
посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии
со структурой и ресурсами каждого государства.
· Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,
одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который
необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и
право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,
наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по
независящим от него обстоятельствам.
· Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все
дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной
защитой.
Государства обязуются в соответствии с нормами
Всемирной декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей [2].
Конвенции о правах ребенка [3].
Декларации о социальных и правовых
принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей
на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях [4].
Декларации о правах инвалидов [5].
Декларации о правах умственно
отсталых лиц [6].
И рядом других международных актов :
уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка;
обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы
для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей,
опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой
целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры;
обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы,
ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным
компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и
с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного
надзора;
обеспечивают в максимально возможной степени выживание и
здоровое развитие ребенка;
оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в
выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие
сети детских учреждений;
принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы
дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для
них службами и учреждениями по уходу за детьми;
предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые
о нем заботятся;
ребенок, который временно или постоянно лишен своего
семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может
оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством;
уделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать
поддержку детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных
условиях;
инвалиды имеют право на экономическое и социальное
обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни;
инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались
во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования;
умственно отсталое лицо имеет право на материальное
обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень;
семьи таких лиц должны
получать помощь.
Поскольку
· статьи 15 и 16 Конституции РУз содержат нормы, в
соответствии с которой в Республике Узбекистан признается безусловное верховенство
Конституции и законов Республики Узбекистан, ни один закон или иной
нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции,
· статья 48 Конституции РУз содержат нормы, в соответствии
с которой граждане (на взгляд автора данной статьи все должностные лица,
находящиеся на службе государства, так же являются этими гражданами) обязаны соблюдать Конституцию и законы,
уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
можно с уверенностью сказать, что все законы или иные
нормативно – правовые акты должны приниматься в соответствии с свышеизложенными
приниципами Конституции РУз.
Часть 1.
Глава 1. Определение терминов «семья» и «члены семьи»,
«молодая семь», «многодетная семья» в законах РУз.
Причины
рассмотрения понятий терминов
«семья»
и «члены семьи», «молодая семь», «многодетная семья»
в
законах РУз.
Термин
«семья» и «члены семьи» применяется, по крайней мере, в 650 нормативно –
правовых актах РУз, в том числе, по крайней мере в 44 законах РУз, в Налоговом
(НК), Жилищном (ЖК), Земельном (ЗК), Семейном (СК), Таможенном (ТК),
Гражданском процессуальном (ГПК), Гражданском (ГК), Трудовом (ТК), Уголовно –
процессуальном (УПК) кодексах РУз, Кодексе об административной ответственности
РУз (КоАО). [7]
Только в 2012 году и первом квартале
2013 года принято, по крайней мере, 15
нормативно – правовых акта с применением данных терминов, в том числе два
закона [8].
География принятия таких нормативно –
правовых актов широкая – законодательные и исполнительные органы РУз от
Президента, Кабинета Министров и ЦБ до всех основных министерств и ведомств, в
том числе и силовых, хокимы.
Сферы, которые затрагивают нормативно –
правовые акты, принятые только в 2012 г. и первом квартале 2013 г. так же
широка – финансы, кредиты, налоги, компенсации, пенсии, пособия и материальная
помощь, земля, государственные программы, оперативно-розыскная деятельность.
Термин
«молодая семья» и «члены молодой семьи» применятся более чем 50 нормативно правовых актах, в том числе, по крайней мере в лвух
законах.
Термин
«многодетная семья»
применяется более чем в 30 нормативно – правовых актах в том числе, по крайней мере в пяти законах.
К сожалению, имеется тенденция к
сокращению льгот для многодетных семей.
Можно привести несколько примеров
Конституция РУз, принята 19.04.1978
г. на внеочередной шестой сессии
Верховного Совета Республики Узбекистан
девятого созывав статье 51 предусматривала спецальную норму о предоставления государством пособий и льгот многодетным семьям, а также
других видов пособий и помощи семье.
Данная Конституция утратила силу с 08.12.1992 г. в соответствии с Законом РУз от 08.12.1992 г.
N 725-XII.
Новая Конституция РУз в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г.
N 470-II уже не предусматривает такую заботу государства о многодетных семьях.
В Законе РУз от 20.06.1990 г. N
97-XII «О земле» и Налоговом кодексе РУз (статья 102) [9], имелась
льгота по уплате налога на землю многодетным семьям потерявшим кормильца.
Эта льгота существовала с 1990 года
по 2002 год, когла уже на уровне «Инструкции о порядке исчисления и уплаты
земельного налога» [10] в эти два
закона внесена поправка, которая полностью вошла в Налоговый кодекс [11] эта льгота была ужесточена и стала
расспростаняться только на семьи в которых имеется пять и
более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
Согласно Приложения N 3 к
Постановлению КМ РУз от 26.11.2009 г. N 302 «Положение об
Информационно-аналитическом департаменте по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты»
в
функцию и основную задачу Департамента входило обеспечение
координации деятельности органов государственного и хозяйственного управления,
органов государственной власти на местах, других органов и организаций в
реализации адресной социальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям.
Постановлению КМ РУз от 30.08.2012
г. N 256 данная функция и задач департамента убрана.
В Положениии о порядке выдачи
микрокредитов коммерческими банками субъектам семейного предпринимательства за
счет кредитной линии Фонда содействия занятости [12]
было предусмотрено предоставления приоритета в получении
микрокредита субъектам семейного предпринимательства отнесенные к социально
уязвимым слоям населения, в том числе; малообеспеченные, многодетные семьи, а
также семьи, принявшие на попечительство (под опеку) детей-сирот.
31.12.2005 г.
Постановлением Министерства труда и
социальной защиты, Министерством
экономики, Министерством финансов, Центральным банком и Торгово – промышленной
палатой РУз данное положение было отменено и выведено из государственного
реестра 21 февраля 2006 года.
В дальнейшем подобная льгота многодетным семьям не
предусматривалась [13].
Пунктом 1 Указа Президента РУз от
05.03.1994 г. N УП-774 и пунктом 8 Постановления КМ РУз от 31.03.1994 г. N 175
предусматривалось бюджетное финансирование, выделения лимитов и средств на жилищное строительство для
государственной поддержки и социальной защиты нуждающихся слоев населения,
малообеспеченных и многодетных семей, пенсионеров, ветеранов войны и труда.
Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента РУз от
30.05.2005 г. N УП-3613, а Постановление утратило силу в соответствии с
Постановлением КМ РУз от 31.05.2005 г. N 138.
Пунктом 4 Постановления КМ РУз от
02.01.1992 г. N 1 предусматривалось отпуск детского питания
бесплатно детям из малообеспеченных и многодетных семей.
Настоящее Постановление утратило силу в соответствии с
Постановлением КМ РУз от 05.03.1999 г. N 101.
Понятие
семьи в законах РУз
Термин семья и члены семьи широко
используется в законах РУз, в частности, в Налоговом, Семейном, Трудовом,
Уголовном [14] и
Уголовно – процессуальном кодексах.
В данных и других законах и подзаконных
актах используются четыре термина :
·
семья,
·
молодая
семья,
·
многодетные
семьи,
·
приемная
семья.
Семья.
Термины «семья» и «члены семьи»
используются во многих нормативно – правовых актах РУз, но единого определение
термина «семья» ни в одном законе РУз не дано.
Однако имеются определения термина
«члены семьи» :
·
В
Налоговом кодексе в статье 22 определено, что члены семьи -
супруг, супруга, родители или усыновители и дети, в том числе усыновленные и
удочеренные.
· В Семейном кодексе в статье 5 определено, что членами семьи являются супруги,
родители и дети (усыновители и усыновленные).
· В Жилищном кодексе в статье 32 определено, что члены семьи постоянно
проживающие совместно супруги и их дети.
Родители супругов, а также дети, имеющие свои семьи и
постоянно проживающие с собственником, могут быть признаны членами семьи
собственника только по взаимному согласию, если ранее они не приобрели это
право.
Нетрудоспособные иждивенцы, а также граждане, постоянно
проживающие совместно с собственником, могут быть признаны членами его семьи,
если они ведут с ним общее хозяйство и прописаны в его жилом помещении.
Из данной нормы видно, что ЖК РУз
· услувием признания супругов и их детей членами семьи определяет постоянное
совместно проживание;
· условием признание родителей и членов семей детей членами семьи
оговаривает взаимным согласием;
· устанавливает, что членами семьи могут быть любые граждане при условии
постоянного совместного проживания, ведение общего хозяйства и наличии происки.
Это
самое расширенное определение «членов семьи».
Таким
образом, можно остановиться на том, что под термином «семья» законодатель
видимо подразумевает супруга, супругу, родителей, детей, в том числе
усыновители и усыновленные. А в случае жилищных вопросов так же любые граждане
при соблюдении установленных в ЖК РУз условий.
Что
касается супругов все ясно.
Однако
остается неясным согласно НК и СК РУз
· какие (чьи) родители и какие (чьи) дети входят в состав
семьи, являются «членами семьи»;
· и являются ли
членами данной семьи родители и дети, имеющие свои собственные семьи.
Определений
термина «члены семьи» в других законах РУз не даны.
Однако,
имеется Закон РУз
от 26.04.2012 г. N ЗРУ-327 «О семейном
предпринимательстве» [15]. Семейное
предпринимательство по своему названию предполагает участие членов семьи в
одном предприятии. В данном Законе законодатель расширил понятие «членов семьи»
и в статье 5 указал, что «Участниками
семейного предприятия могут быть глава семьи, его супруга (супруг), дети
и внуки, родители, иные родственники, достигшие трудоспособного возраста
(супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги и дети,
дяди и тети).»
Поскольку перечень начинается с
«главы семьи», а далее идет перечень его родственников, автор статьи
предпологает, что законодатель всетаки имел ввиду одну семью. Таким образом
законодатель определил второй вариант расширенного понятия «членов семьи» - супруга (супруг), дети и внуки, родители, иные родственники, достигшие
трудоспособного возраста (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и
сестры, их супруги и дети, дяди и тети).
Возможно тот кто писал
данную статью и имеет такую, мягко говоря, большую сумью. Но автор статьи не
встречал ни в одной стране, в том числе и в Узбекистане, такую семью, где все
вышеперечисленные лица жили бы вместе или имели единый семейный бюджет.
По сути законодатель
дал неполный перечень лиц, подпадающих под понятие «родство», в том числе кровных
родственников по прямой линии и не по прямой линии; родство через брак и
неродственные отношения или близкие неродственные отношения.
Поэтому, поскольку законодатель в данное понятие включил не
одну семью, а сразу несколько, нельзя данную норму принять принять как
определение термина «члены семьи».
Часть
4 статьи 340 НК РУз косвенно дает еще одно понятие «членов семьи».
«При поездках жен и детей совместно с командированными работниками за границу на весь срок их
командировки государственная пошлина взимается в том же порядке и размерах, как
и с самих командированных. В случае же
обычной поездки членов семьи в
гости к командированному за границу государственная пошлина взимается на общих
основаниях».
В данном случае в первом предложении говорится о женах и
детях, а во втором положении говорится о этих же лицах и они определяются как
члены семьи.
С одной стороны можно говорить, что автор данной статьи
просто придирается, но с другой стороны, попробуйте сами внимательно прочитать
и дать другое разъяснение.
И если автор все же прав то почему нормы данной статьи НК не
соответствуют статье 22 этого же кодекса ?
Второй вопрос – почему норма данной статьи НК РУз
устанавливает и закрепляет неравноправие мужчин и женщин ?
В любом случае возможность трактования нормы закона и
является корупционной составляющей.
Молодая семья.
Термин
«молодая семья» используется, например, в статьях 159 и 171 Налогового кодекса,
а так же в ряде подзаконных актах.
Однако определение термина «молодая семья» ни в одном законе
не найдено, в том числе и в Зоконе РУз
от 20.11.1991 г. N 429-XII «Об основах государственной молодежной политике в
РУз».
Единственный найденный подзаконный акт - Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от
17.07.2007 г. N 144 «Положение о порядке предоставления Советом Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента временно
неиспользуемых общежитий, жилых домов и пустующих помещений в многоквартирных
домах молодым семьям», где в пункте 2 определено
· «Молодыми семьями в целях настоящего Положения признаются впервые
вступившие в зарегистрированный брак супруги, возраст каждого из которых не
превышает 30 лет».
Однако данное определение дано только
для данного Положения, как указано в пункте 2. Следовательно, на другие
подзаконные акта, а тем более и на законы, не распространяется.
Теоретически
можно было бы предположить, что молодые семьи создаются молодежью. Термин
«молодежь» активно используется в Трудовом и Уголовном кодексах.
Однако
определение термина «молодежь» ни в одном законе так же не дано, в том числе и
в Законе РУз «Об основах государственной молодежной
политике в РУз» [16].
В подзаконных актах РУз также нет
определения термина «молодежь».
В общепризнанной практике - молодёжь —
это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и
своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной
ответственности.
Некоторыми учёными молодёжь понимается
как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность
социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности
активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить
людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило,
низшая возрастная граница молодёжи — 13—15 лет, средняя — 16—24, высшая — 25—36
лет
По смыслу Главы V УК РУз
«Преступления протьив семьи, молодежи и нравственности» к понятию «молодеж»
относятся несовершеннолетьние, то есть лица не дрстигшие восемнадцати лет.
Какую
группу граждан Трудовой кодекс относит к «молодежи» определить затруднительно.
Так,
· В части 2 статьи
52 указано – «молодежи (в том числе лиц, не
достигших восемнадцати лет)».
· В части 1 статьи 68 указано - молодежи, окончившей образовательные
учреждения.
· В части 1 статьи 77 усьановлено, что к молодежи
относятся учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных,
профессиональных учебных заведений.
·
В Главе XIV § 2
«Дополнительные гарантии для молодежи» во всех девяти статья указывается «лица
моложе восемнадцати лет».
В части «лиц, недостигших восемнадцати лет» все ясно.
Но, по смыслу статьи 52 лица, не достигшие 18-ти лет,
относятся к молодежи в том числе, то есть могут быть и старше, а
общеобразовательные и профессиональные учебные заведения оканчивают лица и
старше 18-ти лет.
Таким образом теоретичекая попытка привязать «молодые семьи»
к «молодежи» не состоятельна. Хотя такая привязка имеет право на
существовавание, так как статья 15 Семейного кодекса разрешает мужчинам
вступать в брак с восемнадцати лет, но женщинам с семнадцати лет, а при
уважительных причинах брачный возраст иожет быть снижен на один год [17].
Теоретически к «молодым семьям», исходя из смысла
употребляемых слов, можно отнести и семьи, которые созданы по временным
параметрам недавно, например, в пределах одного – пяти лет.
Однако, учитывая, что отнесение семьи к молодой дает
определенную поддержку со стороны некоторых норм законов и подзаконных актов, в
том числе и финансовую, более предпочтительно относить к «молодой семье», лиц,
вступивших в брак при установлдении максимального возраст в 36-ть лет. А к
молодежи относить лица, которые не достигли 25-ти лет (с учетом возмодности для
большинства окончания высших учебных заведений в возрасте 24-25 лет).
Многодетные семьи.
Многодетная семья — в большинстве европейских стран это
семья, в которой трое или более детей.
Налоговый, Трудовой, Жилищный кодексы, ряд других законов и
подзаконных актов устанвливают
определенные льготы и гарантии для многодетных семей (например, статья 290 НК,
статья 68 ТК, статья 111 ЖК).
В статье 290 НК дано определение термина «многодетная семья»
- семья, в которой умерли один из родителей или оба родителя и в которой
имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В статье 68 ТК к многодетной семье относятся родители, имеющие
детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов.
К недостаткам имеющихся в НК и ТК определений относятся :
· Статья 290 НК для отнесения к многодетной семье предусматривает
обязательную потерю одного или обеих родителей; и данное определение устанавлено
только «в целях налогообложения», то есть применять данное определение в других
случаях нельзя.
· Статья 68 ТК вообще никак не определяет понятие «многодетность», но при
этом ограничивает возвраст детей до 14-ти лет. Хотя согласно статьи 22 ГК РУз
полная дееспособность гражданина РУз, то есть
своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права,
создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, наступает с
восемнадцати лет. А согасно статей 60 и 77 того же ТК, право на труд возникает
у граждан РУз с шестнадцати лет.
Какого либо либо другого определения в законах, в том числе и Жилищном кодексе, тем
более единого определения термина
«многодетная семья» ни в законах ни в подзаконных актах не дано.
На уровне подзаконных актов автором
статьи было найдено несколько различных определений термина «многодетная семья»
:
Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 21.04.2006 г. N
67 «Положение об условиях бесплатного предоставления крупного рогатого скота
малообеспеченным и многодетным семьям в сельской местности», где в пункте 2 а)
определено, что многодетные семьи - имеющие пять и более несовершеннолетних
детей, включая учащихся профессиональных колледжей (академических лицеев).
Приложение N 1 к Постановлению КМ
РУз от 28.06.1994 г. N 325 «Положение о коммунальном жилищном фонде Республики
Узбекистан». В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с
Постановлением КМ РУз от 02.08.2010 г. N 164. Приложение N 1 к Положению «Перечень категорий граждан, которым
предоставляется коммунальный жилищный
фонд по договору найма жилья, если их среднедушевой доход в месяц ниже
минимальной зарплаты», где в пункте 4
многодетными
определены семьи, имеющие 7 и более детей в возрасте до 16 лет.
Указ Президента РУз от 19.08.1992
г. N УП-455 и соответствующее Постановление Кабинета Министров РУз от
02.10.1992 г. N 455, где в пунте 1
многодетными опредеолены семьи, имеющим 7 и более детей в возрасте до 18 лет.
Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 13.05.1992 г. N
235 «Положение о порядке установления минимального количества рабочих мест для
приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих особые затруднения
в трудоустройстве». Наименование в редакции Постановления КМ РУз от 23.07.1998 г. N 310., где в пункте 1
опредены многодетные
родители - имеющим детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов.
Приведенные примеры показывают, что
отсутствие единого юридического определения термина «многодетная семья» на
уровне закона приводит к тому, что даже на уровне Кабинета Министров это термин
трактуется по разному - имеющим
·
пять и более несовершеннолетних детей,
·
семь и более детей в возрасте до 16 лет,
·
семь и более детей в возрасте до 18 лет,
· имеющим детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов.
О «большом» внимании к нуждам
«многодетных семей» свидетельствует также тот факт, что до принятия Закона РУз
«О государственном пенсионном обеспечении граждан» [18] женщины,
родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имели право на
уменьшение пенсионного возраста на 5 лет.
С принятием данного Закона эта льгота больше не
предоставляется.
В плане особой «заботы» о
многодетных семьях» интересна льгота, установленная статьей 331 НК РУз, которой
от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных
действий освобождаются, в том числе, «матери - за свидетельствование верности
копий документов по делам о награждении их орденами и медалями за
многодетность».
В статьях 11 и 12 Закона РУз «О
государственных наградах» [19] дан перечень соответственно орденов
и медалей Республики Узбекистан.
Автор статьи был удивлен, но ни ордена ни медали за
материаство и многодетность в Республике Узбекистан не имеется.
Нет даже такого почетного звания [20].
Самое приближенное к награде за
материнство и многодетность имеет отношение орден "Соглом авлод учун"
("За здоровое поколение") [21].
Однако, согласно пунтов 1 и 3
Положения этим орденом награждаются
· за выдающиеся заслуги перед государством и народом Узбекистана в охране
материнства и детства, улучшении экологии человека, воспитании физически и
нравственно здорового поколения, высших чувств патриотизма и глубокой
преданности и гордости за свою Родину - независимый Узбекистан, создании
достойных материальных и моральных основ для благополучия материнства и
детства;
· или внесшие большой вклад в дело развития здоровых поколений, проявляющие
особую заботу о материнстве и детстве, попечители детей - инвалидов и сирот,
представители общественных организаций, хозяйственных структур, постоянно
оказывающие высшую благотворительность в отношении материнства и детства.
С очень большой натяжкой можно
говорить, что данным орденом теоретически могут быть нагрждены и многодетные
мамы и папы, воспитавшие какое-то количество детей, но к государственной
награде «за многодетность», согласно этого Положения, этот орден даже
теоретически нельзя отнести.
Приемная сеья и приемные родители.
Определений терминов «приемная семья» и «приемные родители»
не дано ни в одном законе РУз.
Нормы, касающиеся приемной семьи,
установлены в Главе 22 СК РУз.
В соответстии с частью 1 статьи 194
СК РУз несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей,
передаются на воспитание в приемную семью.
В части 1 статьи 195 и статьей 198 СК
РУз указано, что «соглашение о принятии детей на воспитание в семью заключается
между органами опеки и попечительства и приемными родителями.»
Таким образом Семейный кодекс РУз содержит нормы в
соответствии с которыми передача ребенка в приемную семью означает передачу
приемным родителям.
Однако, в соответстии с Главой 22 СК РУз «Принятие детей в семью на воспиатние (патронат)» такие
приемные родители (приемная семья) не обладают полными правами и обязанностями
родителей так как усыновители.
Следовательно, нормы Главы 22 СК РУз в
части приемных родителей входят в противоречие с юридическим положением
приемной семьи.
Таким образом, применение термина
«приемные родители» при определении статуса воспитателей в приемной семье с
юридической точки зрения не приемлемо и вносит только путаницу в правовые
нормы.
В статье 85 СК РУз дан перечень лиц,
которые дают согласие на общение родителей с
ребенком - орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители
ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
Так кто такие приемные родители.?
По смыслу части 2 статьи 153 СК РУз
усыновители не являются родителями усыновленного.
Однако
· в соответствии с частью 2 статьи 164 СК РУз усыновители должны быть записаны родителями ребенка в книге записей о его
рождении, если это указано в решении суда.
Часть в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352;
· а в соответствии с часть 1 статьи 165 СК РУз усыновленные дети приравниваются во всех личных и имущественных правах к
родным детям усыновителя.
То есть юридически
усыновители все же становятся родителями и на них распространяются все нормы
законодательства РУз, регулирующие отношения между родителями и детьми.
Следовательно, норма статьи 153 СК РУз в
части того, что усыновитель не является родителем, входит в противоречие с
юридическим положением усыновителей, приравненной к родителям.
Таким образом, применение термина
«усыновитель» при определении статуса усыновителя с юридической точки зрения не
приемлемо и вносит только путаницу в правовые нормы.
Отсюда следует, в отличии правовых
норм СК РУз, «приемными родителями» являются усыновители, а не воспитатели в
приемной семье.
К гражданам, принявшим на воспитание
детей должен применяться термин патронатные воспитатели, что соответствует
·
смыслу
Главы 22 СК РУз.в которой говорится только о передаче детей в приемные семьи и
только на воспитание;
Фактически «приемная семья» это статус
гражданского правоотношения, когда на основании договора (юридического
документа) граждане берут на себя обязанности государства по воспитанию
несовершеннолетних, а государство должно за это платить.
При этом необходимо четкое разграничение
понятий и. соответственно, прав, «приемной семьи или «семейного детского дома» в зависимости
от количества принятых на воспитание детей.
Эти взаимоотношения должны
регулироваться после внесения соответствующих поправок в
·
Главе 22 СК РУз «Принятие детей в
семью на воспитание»;
·
Положении об усыновлении
(удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание
(патронат) [22];
·
Положении о порядке обеспечения
сирот, передаваемых в семьи на воспитание (патронат), одеждой и обувью, а также
выплаты ежемесячных пособий приемным родителям, принявшим детей на воспитание [23];
·
и других нормативно – правовых
актах.
Эти нормативно – правовые акты
должны быть пересмотрены в соответствии с нормами ГК РУз, в том числе Разделом III
«Обязательственное право», подразделом 1 «Общие положения об обязательствах» и подразделом 2 «Общие
положения о договоре».
Необходимо так же пересмотреть все
нормы, регулирующие вопросы
·
«приемной семьи» и «семейного
детского дома»;
·
прав и обязанностей патронатных
воспитателей, в том числе в приемных семьях и семейных детских домах;
· а также несовершеннолетних, находящихся на воспитании в
приемных семьях и семейных детских домах, в частности, статью 52 ЖК в части 2
которой предусматривается сохранение жилого помещения за временно
отсутствующими гражданами, в том числе в случае помещения детей на воспитание в детское учреждение, к
родственникам или опекунам, попечителям, предусмотрев приемную семью и семейный
детский дом.
Необходимо также четко определить
статус «приемных родителей», прямо указав, что при усыновлении или удочерении
усыновители и удочерители приобретают статус родителей со всеми вытекающими
правами и обязанностями.
Меню
[1] Конституция РУз. Принята 8 декабря 1992 года на
одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого
созыва. Текст в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II. В настоящую Конституцию
внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 18.04.2011 г. N
ЗРУ-284.
[3] Нью-Йорк,
20 ноября 1989 г.. Принята Резолюцией N 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Республика Узбекистан
присоединилась к настоящей Конвенции в соответствии с Постановлением Верховного
Совета РУз от 9 декабря 1992 года N
757-XII. Вступление в силу для
Республики Узбекистан с 29 июля 1994 года.
[5] Нью-Йорк, 9 декабря 1975 г.. Принята
Резолюцией 3447 (XXX) на тринадцатой
сессии Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций.
[6] Нью-Йорк, 20 декабря 1971 г.. Принята Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном
заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций.
[7] Налоговый кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136. Введен в действие с 01.01.2008 г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Жилищный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 24.12.1998 г. N 713-I. Введен в действие с 01.04.1999 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24.12.1998
г. N 714-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 30.12.2011 г. N ЗРУ-313.
Земельный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 30.04.1998 г. N 598-I. Введен в действие с 01.07.1998 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.04.1998
г. N 599-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 04.01.2011 г. N ЗРУ-278.
Семейный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от
30.04.1998 г. N 607-I. Вводится в действие с 1 сентября 1998 г.
В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Таможенный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 26.12.1997 г. N 548-I. Введен в действие с 01.03.1998 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26.12.1997
г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Гражданский процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом
Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477-I. Введен в действие с 01.01.1998
г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от
30.08.1997 г. N 477а-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Гражданский кодекс РУз. Утвержден
Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I и от 29.08.1996 г. N
256-I. Введен в действие с 01.03.1997 г. в соответствии с Постановлением Олий
Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. N 257-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Трудовой кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 21.12.1995 г. N 161-I. Введен в действие с 01.04.1996 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21.12.1995
г. N 162-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Уголовно-процессуальный колекс РУз.
Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2013-XII. Введен в
действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета
Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Кодекс РУз об административной
ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N
2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением
Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с РУз от
30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[8] Перечень
нормативно – правовых актов :
1.
Приложение N 1 и 2 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N
23 и ГНК N 2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439 «Формы налоговой
отчетности по налогу на доходы физических лиц».
2.
Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 15.02.2013 г. N 44
«Положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной
помощи малообеспеченным семьям».
3.
Приложение к Постановлению
Президента РУз от 14.02.2013 г. N ПП-1920 «Государственная программа "Год
благополучия и процветания"»
4.
Приложение N 1 к Решению хокима
г.Ташкента от 30.01.2013 г. N 79 «Положение о выделении земельных участков
гражданам, передающим свою частную квартиру в многоэтажном доме в
распоряжение районного хокимията».
5.
Закон РУз от 25.12.2012 г. N
ЗРУ-344 «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Законодательной палатой
7 ноября 2012 года. Одобрен Сенатом 5 декабря 2012 года.
6.
Приложение к Постановлению КМ РУз
от 31.10.2012 г. N 312 «Положение о порядке выдачи судьям долгосрочных
ипотечных кредитов для приобретения жилья на льготных условиях».
7.
Приложение N 2 к Постановлению КМ
РУз от 31.10.2012 г. N 312 «Положение о порядке выплаты судьям ежемесячной денежной
компенсации за аренду (наем) жилых помещений».
8.
Постановление
от 31.08.2012 г. министерств
финансов N 66, обороны
N 10, внутренних дел N 30, рл чоезвычайным ситуациям N 227, Службой
национальной безопасности N 98,
Государственного таможенного комиттета N 01-02/5-27. «О внесении изменений и
дополнений в Положение о порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам».
Вступает в силу с 13 октября 2012 года. Зарегистрировано Министерством юстиции
РУз 03.10.2012 г. N 2222-1.
9.
Постановление Кабинета МинистровРУз от 28.06.2012 г N 184 №О внесении изменений и
дополнений в Постановление КМ РУз от 08.09.2011 г., касательно назначения и
выплаты государственных пенсий.
10. Постановление Правления Центрального банка РУз от
09.06.2012 г. N 17/2 «О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи
ипотечных кредитов для покупки построенного или реконструированного жилья для
широких слоев населения, в том числе молодых семей».
Вступает в силу со 2 июля 2012 года. Зарегистрировано Министерством юстиции
РУз 22.06.2012 г. N 1835-2
11. Закон РУз от 26.04.2012 г. N ЗРУ-327 «Осемейном
предпринимательстве». Принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года.
Одобрен Сенатом 23 марта 2012 года. В настоящий Закон внесены изменения
в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
12. Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 05.04.2012 г. N
101 «Положение о порядке комплектования, государственного учета, хранения и использования архивных
документов».
13. Приложение к Постановлению Правления ЦБ от 10.03.2012 г.
N 8/1, зарегистрированному МЮ 20.03.2012 г. N 2344. «Положение о порядке
микрокредитования коммерческими банками личных подсобных хозяйств для
выращивания сельскохозяйственных продуктов».
14. Приложение N 1 к Приказу министра юстиции от 02.03.2012
г. N 53-мх, зарегистрированному МЮ 02.03.2012 г. N 2333. «Общеправовой
классификатор отраслей законодательства Республики Узбекистан».
15. Приложение к Постановлению Президента РУз от 27.02.2012
г. N ПП-1717 «Госуларственная программа "Год семьи"»
[10] Утверждена
Постановлением от 21.01.2002 г. МФ N 19 и ГНК N 2002-20, зарегистрированным МЮ
27.03.2002 г. N 1118.
[11] Утвержден
Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136, введен в действие с 01.01.2008
г.
[12] Утвержден
Постановлением от 10.05.2002 г., МТСЗН N 23, МФ N 2-09/3, ММЭС N 59, ЦБ N
217-В, ПТиП N 324, зарегистрированным МЮ 03.06.2002 г. N 1146
[13] Смотри пункт 28 «Положения о порядке выдачи коммерческими банками
микрокредитов субъектам малого
бизнеса за счет кредитных
линий внебюджетных фондов и
Микрокредитбанка», утверждено Постановлением от 31.12.2005 г. ЦБ N 273- и МФ N 111, зарегистрированным МЮ 21.02.2006
г. N 1548 и Положение о порядке микрокредитования коммерческими банками
личных подсобных хозяйств для выращивания сельскохозяйственных
продуктов, утверждено Постановлением Правления ЦБ от 10.03.2012 г. N 8/1,
зарегистрированному МЮ 20.03.2012 г. N 2344.
[14] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики
Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в
соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от
22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены
последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[15] Принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года.
Одобрен Сенатом 23 марта 2012 года. В настоящий Закон
внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352
[16] Закон РУз от 20.11.1991 г. N 429-XII «Об основах
государственной молодежной политике в РУз», в настоящий Закон
внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N
ЗРУ-197.
[17] Часть в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[18] Закон РУз от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном
пенсионном обеспечении граждан». В настоящий Закон
внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 05.01.2012 г. N
ЗРУ-318.
[19] Закон РУз от 22.12.1995 г. N 176-I «О государственных
наградах». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии
с Законом РУз от 11.09.2012 г. N ЗРУ-332.
[20] Перечень
утвержден Законом РУз от 26.04.1996 г. N 226-I «Об учреждении почетных званий
Ресупблики Узбекистан». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз
от 26.05.2000 г. N 82-II. И утвержденный этим Законом «Положение о почетных званиях Республики Узбекистан».
[21] Закон РУз от 07.05.1993 г. N 873-XII. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом
РУз от 30.08.2003 г. N 535-II, а так же утвержденное этим Законом Положение об
ордене.
[23] Утвержден
Постановлением от 21.10.2002 г. Минобразования N 87 и Минфина N 121,
зарегистрированное МЮ 18.11.2002 г. N 1189.
Комментариев нет:
Отправить комментарий