Алишер Н. Мухитдинов
Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая
законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и
роли общественности в Республике Узбекистан
Наименование статьи: Особенности становление демократии и
института частной собственности в Республике Узбекистан.
Право собственности и другие права владения и пользования
земельными участками в Республике Узбекистан
Алишер Нуритдинович Мухитдинов
18.06.2013
Оглавление
Введение.
Глава 1. В чьей собственности находится земля ?
Глава 2. Приобретение права на
земельные участки.
Глава 3.
Приобретение земельных участков в частную собственность.
Глава 4.
Отношение Президента Республики Узбекистан к праву собственности на земельные
участки.
Глава 5.
Прекращение прав на земельные участки.
Глава 6.
Отсутствие в законах норм, устанавливающих обязательное правило - коррупционная составляющая законодательства.
Глава 7.
Применяемая терминология.
Заключение.
Введение.
В
предыдущих статьях автор постарался изложить свое мнение
· о влиянии органов государственной власти и судебной
системы на становление демократии и института частной собственности в
Республике Узбекистан на примере частной собственности на жилье;
· и о влияние законодательства Республики Узбекистан на стабильность
политической и экономической жизни в стране.
В
настоящей статьей автор предлагает читателю свое понимание и видение
законодательства, регулирующего право
собственности и другие права владения и пользования земельными участками в
Республике Узбекистан.
Глава 1. В чьей
собственности находится земля?
1.1. Конституция Республики Узбекистан определяет, что
земля является общенациональным богатством.
Земельный кодекс [1]
в статье 16 устанавливает, что в Республике Узбекистан земля является государственной
собственностью - общенациональным богатством.
Гражданский кодекс [2]
в статье 213 предусматривает, что публичная собственность состоит из республиканской собственности и
собственности административно-территориальных образований (муниципальная
собственность) и в части 1 статьи 214 Гражданского
кодекса устанавливает, что земля является республиканской собственностью. Статья
215 Гражданского кодекса не предусматривает муниципальной собственности на
землю.
Нормы
Гражданского кодекса также устанавливают, что
·
Имущество,
находящееся в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими
лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (часть 3
статьи 214 Гражданского кодекса).
·
Объекты
республиканской собственности могут быть отчуждены в частную собственность в
порядке и на условиях, установленных законодательством (часть 5 статьи 214
Гражданского кодекса).
Таким образом из данных правовых норм вытекает, что
земля
· является
государственной собственностью,
· является
республиканской собственностью,
· не может
находиться в муниципальной собственности,,
· может
закрепляться за юридическими лицами,
· может
отчуждаться в частную собственность в соответствии с законодательством.
1.2. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан
и Конституцией Республики Каракалпакстан
в Республике Узбекистан существует два государства – две республики, собственно
Республика Узбекистан и Республика Каракалпакстан. [3]
Таким образом правом собственности на землю в Республике
Узбекистан теоричтически обладают Республика Узбекистан и Республика Каракалпакстан.
Однако статья 16 Земельного кодекса устанавливает право
государственной собственности на землю в Республике Узбекистан, но не
устанавливает право государственной собственности на землю в Республике Каракалпакстан. Хотя
статья 72 Конституции РУз и часть 1 статьи 15 Конституции РК предусматривают
верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Данная путаница может быть устранена только четким
определением в Конституции того, что Республика Узбекистан не является
унитарным государством и состоит из Республики Каракалпакистан и еще одного
государственного образования - республики, которая в настоящее время не имеет
собственного названия. Возможно - Узбекистан состоит из Республики Узбекистан и
Республики Каракалпакистан.
Глава 2. Приобретение права на земельные участки.
2.1. Земельный
кодекс устанавливает кому и в какой правовой форме может передаваться земельный
участок :
По землям
сельскохозяйственного назначения по предоставлению земельных участков
·
сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и
организациям - в аренду
или в постоянное владение (статья 49 Земельного кодекса в редакции Закона РУз
от 30.08.2003 г. N 535-II);
· для ведения сельского и лесного
хозяйства предприятиям, учреждениям и организациям – в постоянное владение (статья 20 Земельного кодекса введена в действие с 01.07.1998 г.);
·
для
фермескиъх хозяйств - во временное пользование, в аренду (статья 53 Земельного
кодекса в редакции Закона РУз от 30.08.2003 г. N 535-II);
· приусадебных участков и для
коллективного садоводства и виноградарства - в пожизненное наследуемое владение
(статья 55 Земельного кодекса в редакции Закона РУз от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240,
статьи 19 и 56 Земельного кодекса введены в действие с 01.07.1998 г.);
· Промышленным, транспортным и иным
несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям - в постоянное
владение (статья 57 Земельного кодекса введена
в действие с 01.07.1998 г.).
Предоставление
земельных участков в городах и поселках, а также в сельских населенных пунктах (статьи 19, 27, 61, 62 Земельного
кодекса введены в действие с 01.07.1998
г.) :
·
гражданам
в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства
и обслуживания жилого дома;
· для юридических лиц и граждан во
временное или постоянное пользование, аренду
Также
предусмотрено предоставление земельных участков в аренду гражданам и
юридическим лицам Республики Узбекистан, предприятиям с иностранными
инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным
юридическим и физическим лицам (статья 24 Земельного кодекса введена в действие с 01.07.1998 г.).
В данном перечне не отражены только земли
· природоохранного, оздоровительного,
рекреационного назначения;
·
историко-культурного
назначения;
·
водного
фонда;
·
запаса.
Согласно части 3 статьи 214 Гражданского кодекса имущество, включая землю, находящееся
в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими лицами на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приведенные
правовые нормы устанавливают, что
·
Право
на получение земельного участка в пожизненное наследуемое владение имеют
граждане Республики Узбекистан.
·
Право
на постоянное и срочное (временное) владение и пользование земельными участками
могут предоставляться юридическим и физическим лицам.
·
Земельные
участки могут представляться в аренду юридическим и физическим лицам.
·
Земельные
участки могут закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Из приведенных
правовых норм вытекает, что для вышеуказанных категорий физических и юридических
лиц, земли, охватывающие практически весь спектр возможного использования
земельных участков, право приобретать земельные участки в собственность не
предусмотрено.
2.2. Выщеуказанные правовые нормы при определении права
на земельные участки применяют различные термины
В Земельном
кодексе
·
аренда,
· владение,
·
пользование,
·
предоставление.
В Гражданском кодексе
·
хозяйственное
ведение,
· оперативное управление,
· закрепление.
Таким образом, при определении права на земельные
участки
· Земельный
кодекс используют одну терминологию,
· Гражданский
кодекс использует другую терминалогию
Глава 3. Пприобретение земельных
участков в частную собственность.
3.1. Согласно статьи 16 Земельного кодекса земля не
подлежит купле-продаже,
обмену, дарению, залогу, за исключением случаев, установленных законодательными
актами Республики Узбекистан.
Согласно
части 5 статьи 214 Гражданского кодекса объекты республиканской собственности,
куда включена и земля, могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и
на условиях, установленных законодательством.
Другие правовые нормы законов предусматривают право
собственности на земельные участки для физических и юридических лиц.
Статья 279 Налогового
кодекса [4]
устанавливает, что «Плательщиками
земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов Республики
Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения,
пользования или аренды».
· Статья 17 Земельного
кодекса предусматривают, что юридические и физические лица имеют право иметь
землю в собственности.
Однако статья 18 Земельного
кодекса ограничивает это право и устанавливает, что право собственности
юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном
законодательством, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания
вместе с земельными участками, на которых они размещены.
При этом, в отличии от юридических и физических лиц,
резидентов РУз, право собственности на земельные участки определенных иностранных юридических и физических
лиц на земельные участки, а также лиц, постоянно проживающих в республике и
имеющих вид на жительство, возникает и при реализации им в порядке,
установленном законодательством, жилых помещений вместе с земельными участками,
на которых они размещены.
Статьи 26 и 37 Земельного кодекса содержат другую норму,
которая противорчит норме статьи 18 Земельного кодекса и предусматривает
· возникновение
и прекращение права собственности на земельные участки не только вместе с объектами
торговли и сферы обслуживания, но и вместе с предприятиями, другими зданиями, строениями,
сооружениями,
· а так же предусмотривает право
приобретения земельных участков.
Так,
· Статья 26 Земельного
кодекса уже предусматривает, что юридические и физические лица, получившие (приобретшие) земельные
участки (за исключением пахотных земель) в собственность, вправе осуществлять в
установленном порядке строительство, снос или реконструкцию приобретенных ими
предприятий, зданий, строений, сооружений
·
А статья 37 Земельного кодекса предусматривает выкуп земельного участка, находящегося в
собственности юридических и физических лиц, вместе с объектом торговли и сферы
обслуживания либо жилым помещением и другим зданием или частью здания.
Однако, норма статьи 22 Земельного кодекса противоречит нормам статьи 37 того же кодекса
и предусматривает при
переходе права собственности, права хозяйственного ведения или права
оперативного управления на предприятие, здание, сооружение или иную
недвижимость, вместе с этими объектами переход только право владения и
постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и
необходимым для их использования.
Данная норма статьи 22
Земельного кодекса противоречит и норме статьи 482 Гражданского кодекса,
которая устанавливает, что по договору продажи
здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей
права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть
земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее
использования. А также, что в случае, когда продавец является собственником
земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю
передается право собственности либо предоставляется право аренды или
предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую
часть земельного участка.
Из приведенных норм вытекает, что
· Запрещено приобретение физическими и юридическими
лицами земельных участков в частную собственность
и в тоже время разрешено отчуждение земельных участков в
частную собственность.
·
Земля не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу,
но в тоже
время земля может быть выкуплена или приобретена в частную собственность.
· Право собственности на земельный участок переходит
вместе с правом собственности на недвижимость, расположенную на данном участке
и
в тоже время при переходе права собственности на недвижимость право
собственности на земельный участок не переходит в тоже время при переходе права
на недвижимость право собственности на земельный участок, на котором
расположена эта недвижимость, не переходит.
3.2. Выщеуказанные правовые нормы при определении права
на земельные участки применяют различные термины
В
Земельном кодексе
·
получение,
·
передача,
·
приобретение,
·
выкуп.
В Гражданском кодексе
· отчуждение,
· переход,
· передача.
Таким образом, при определении права на земельные
участки
· Земельный
кодекс используют одну терминологию,
· Гражданский
кодекс использует другую терминалогию
Глава 4. Отношение Президента
Республики Узбекистан
к праву собственности на земельные
участки.
4.1. Видимо не дождавшись когда законодатель приведет
нормы законов в порядок или по каким-то другим причинам Президент РУз издал указ
[5]
в соответствии с которым установил порядок
·
«начиная
с 1 января 2007 года юридические лица - резиденты Республики Узбекистан вправе
приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на
правах собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты
производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в
размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности, с учетом
применяемых технологических процессов, градостроительных норм и правил».
При этом Президент определил, что
«не
приватизированные в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, земельные
участки, находящиеся в постоянном пользовании юридических лиц-резидентов
Республики Узбекистан, подлежат до 1 января 2008 года переоформлению в
долгосрочную аренду на срок до пятидесяти лет, но не менее чем на тридцать
лет».
·
Начиная
«с 1 января 2008 года гражданам - резидентам Республики Узбекистан право
приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного
строительства и обслуживания жилого дома».
При этом Президент определил, что
приватизировать
земельные участки необходимо «в обязательном порядке при продаже или дарении
(за исключением близким родственникам) индивидуального жилого дома, по
договоренности сторон - лицом отчуждающим либо приобретающим (принимающим)
недвижимость».
Дабы указ государствененые чиновники выполняли Президент
дал указание
«Государственному
комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и
государственному кадастру совместно с Советом Министров Республики
Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов, другими
заинтересованными структурами в срок до 1 октября 2007 года осуществить
разработку и апробацию кадастра земель»
«Госкомимуществу,
Госкомземгеодезкадастру, Госархитектстрою, Министерству финансов, Министерству
экономики, Госкомдемонополизации, Министерству юстиции Республики Узбекистан в
срок до 1 октября 2006 года разработать и внести на утверждение в Кабинет
Министров Республики Узбекистан:
·
Положение
о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков,
занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам;
·
Положение
о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и
сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для
осуществления производственной деятельности;
·
Положение
о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков,
предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания
жилого дома;
·
Положение
о порядке предоставления земельных участков в аренду».
Таким
образом данным указом Президента РУз введено новое понятие приобретения права
собственности на земельные участки – приватизация.
Имея такие поручения Президента Кабинет Министров в
срочном порядке, через два дня, принял постановление, которым в свою очередь
также дал дополнительные поручения различным государственным органам.[6]
На этом кипучая деятельность государственных чиновников
прекратилась :
· земельные
участки не приватизируются,
· положения по
приватизации не приняты,
· и самое
главное, правовые нормы законов (Земельного, Гражданского, Жилищного кодексов и
других), не изменены.
4.2. Мало того, что указ Президента не выполняется. Исполнительная
государственная власть и до сегодняшнего дня продолжает его игнорировать и
принимать новые нормативно – правовые акты или изменения к ним вопреки поручений
Президента.
Во вновь принимаемых нормативно – правовых актах
приватизация земельных участков вообще не упоминается.
Видимо для видимости исполнения Указа Президента РУз от 24.07.2006 года
Однако, принимая во
внимание, что в данной статьей идет речь о создании при Кабинете Министров Республики Узбекистан и органах государственной власти
на местах комиссий порассмотрению
вопросов предоставления (реализации) земельных участков, а остальные статьи,
устанавливающие право собственности и предоставления земельных участков,
не изменены, такое дополнение, мягко говоря, странное.
·
В части 1 пункта
9 приложения к Постановлению
Кабинета Министров РУз от 30.12.2006 г. № 272 указано, что с 1 января 2008 года земельные участки под
индивидуальное жилищное строительство реализуются гражданам в порядке,
установленном законодательством на аукционной основе. Однако уже часть 2 этой
же статьи входит в противоречие с этой нормой. [8]
Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.12.2006 г. №
272 утверждено Положение.
В
пункте 9 данного положение указано, что с 1 января 2008 года земельные участки
под индивидуальное жилищное строительство реализуются гражданам в порядке,
установленном законодательством на аукционной основе.
Однако
во второй части данного пункта установлено, что земельный участок, на котором
расположен жилой дом, построенный с участием инжиниринговой компании
"Кишлок курилиш инвест", отводится индивидуальному застройщику
(гражданину Республики Узбекистан) в размере 0,06 га на одного
застройщика в пожизненное наследуемое владение без проведения аукционных
торгов.
И это
через пять месяцев после издания указа.
Кабинет Министров при принятии данного постановления
сослался на соответствие его текста Закону РУз
«Об ипотеке» [9],
Указ у Президента РУз от14.06.2005 г. [10],
Постановлению Прехидента РУз от 16.02.2005 г. [11]
Однако данные нормативно – правовые акты не содержат
запрет передачи земельных участков в собственность.
Наоборот.
· Закон в
статье 6 предусматривает предмет ипотеки – недвижимое имущество (здания
сооружения, квартиры, жилые помещения) вместе с земельными участками, на которых они размещены,
находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
· Указ
содержит требование о внесении изменений в Земельный кодекс.
·
Постановление содержит требование подготовить
предложение о внесении изменений в Налоговый и Земельный кодексы, а так же
разработать предложения
по совершенствованию механизма выделения земельных участков и регулированию
земельных отношений при индивидуальном жилищном строительстве.
В
настоящее Постановление дважды внесены изменения в соответствии с
Постановлением Кабинета Министров РУз от 26.10.2009 г. № 280, Постановлением Кабинета
Министров РУз от 13.09.2010 г. № 201. Однако изменения, необходимые для
выполнения, Указа Президента РУз от
24.07.2006 года № УП-3780 и своего собственного Постановления от 26.07.2006 г.
№ 147, так и не были внесены.
Приватизация земельных участков вообще не упоминается и
в постановлении Кабинета Министров от 12.03.2010 года. [12]
Сам
Президент также забыл свой собственный указ и подписал постановления
·
26.01.2009 г. и 03.08.2009 г, [13]
· 17.06.2010
г., где в пункте 1 предусмотрено предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное
строительство в сельской местности и выделение во всех регионах Республики
Каракалпакстан дополнительных земельных участков, [14]
в которых вопрос о предоставлении земельных участков в
собственность пропущен.
Приведены только некоторые примеры нормативно – правовых
актов, касающихся в частности жилищного строительства. Другие нормативно –
правовые акты также не содержат положений о приватизации или праве
собственености на земельные участки.
Глава 5. Прекращение прав на
земельные участки.
Прекращение прав на земельные участки в законодательстве
Узбекистана также запутано как и получение такого права.
5.1. В соответствии со статьями 4, 5
и 7 Земельного кодекса прекращение прав владения и пользования землей, а также
аренды земельного участка и права собственности на земельные участки осуществляется
в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса и относится к ведению
·
Кабинета
Министров Республики Узбекистан,
· органов
государственной власти областей, города Ташкента,
· органов
государственной власти районов в области.
Однако Земельный кодекс прекращение прав владения и пользования землей, а
также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки не
относится к ведению Совет Министров Республики Каракалпакстан - Правительство
Республики Каракалпакстан, который является высшим
исполнительно-распорядительным органом государственной власти Республики
Каракалпакстан статья 86 Конституции Республики Каракалпакстан.
Хотя,
как указано выше, статья 72 Конституции РУз и часть 1 статьи 15 Конституции РК
предусматривают верховенство конституции и законов Республики Узбекистан.
5.2. Как указано выше, прекращение права собственности на земельные участки
относится к ведению исполнительных органов государственной власти, но
осуществляется в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
Статья 36 Земельного
кодекса разделила права на земельные участки на
· право владения или право постоянного
либо срочного пользования (части 1, 2, 4, 5, 6);
· право собственности (части 3, 6).
При этом часть 3 предусматривает
прекращение права собственности в случае продажи, выкупа, конфискации,
обращения взыскания.
Какое отношение органы исполнительной
государственной власти имеют к этим случаям не понятно.
Остается часть 6, в соответствии с которой в случае совершения собственником земельного участка
действий, явно свидетельствующих о его отказе от прав на земельный участок
(отъезд за границу, неиспользование земельного участка свыше установленных
сроков), этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйное имущество.
Однако данные случаи прекращения права собственности
на землю
· отъезд за границу,
· неиспользование земельного участка
свыше установленных сроков,
противоречат Конституции РУз и правовым нормам Гражданского
кодекса.
Отъезд за границу является неотъемлемым правом гражданина Республики Узбекистан на свободное
передвижение (статья 28 Конституции).
Неиспользование
земельного участка свыше установленных сроков не относится к условиям осуществления права собственности, установленных
правовыми нормами статьи 172 Гражданского кодекса.
Кроме
того, такие случаи прекращения права собственности противоречат статьям 36 и 54 Конституции РУз, статьям 164,
207 Гражданского кодекса, статьям 1 и 2 Закона РУз «О собственности в
Республике Узбекистан» [15],
в соответствии с которыми
· каждый
имеет право на собственность и по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему
имуществом;
· право
собственности бессрочно;
· частная собственность наряду с
другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством.
Вероятно государство, особенно учитывая специфику
земельных отношений в Узбекистане, имеет право ограничивать права собственника
земельного участка, но такое ограничение должно
· четко прописано в законах с тем, что бы не имелась
возможность трактования в правоприменительной практике;
· все нормативно – правовые акты должны соответствовать
друг другу.
5.3. Статьей
36 Земельного кодекса дан перечень случаев прекращения право владения или право
постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а
также аренды земельного участка, в том числе путем изъятия.
Однако перечень не
полный. Частью 2 статьи 36 Земельного кодекса
установлено, что-законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи
прекращения права владения и права постоянного пользования и аренды земельных
участков.
В соответствии со статьей Закона «О нормативно-правовых актах» [16]
нормативно-правовые акты образуют законодательство Республики Узбекистан
и включают, как законы так и подзаконные акты, в том числе указы Президента
Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики
Узбекистан, акты министерств,
государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на
местах.
Таким
образом местный чиновник может сам установить дополнительные случаи прекращения
права владения и права постоянного пользования и аренды земельных участков.
Статьей 36 Земельного кодекса дан перечень случаев
прекращения права собственности на земельные участки. [17]
5.4. Земельный кодекс устанавливает право обжаловать в
суд решение органов государственной власти о прекращении прав на земельные
участки.
Однако при изъятии земельного участка Земельный кодекс
право обжаловать в суд дает не во всех случаях.
Изъятие земельного
участка частью 1 статьи 36 Земельного кодекса, как отдельный специальный случай
прекращения права владения или право постоянного
либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также
аренды земельного участка, предусмотрен в
пункте 12, которым установлено,
что порядок такого изъятия определяется настоящим кодексом.
Земельным кодексом порядок изъятия
устанавливается статьями 37 и 38.
Статьей 37
установлено, что при несогласии землевладельца,
землепользователя и арендатора с решением соответственно хокима района, города,
области либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии
земельного участка для государственных и общественных нужд это решение может
быть обжаловано в суд.
Частью
2 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что-законодательством могут быть
предусмотрены и другие случаи прекращения права владения и права постоянного
пользования и аренды земельных участков.
Однако
статья 36 Земельного кодекса не установлено право обжаловать такие решения в
суд.
Статьей 38 установлено
изъятие земельного
участка при нарушении земельного законодательства.
Право обжаловать в суд такое решение не предоставлено.
Тем самым Земельный кодекс нарушает права юридических и
физических лиц на судебную защиту.
Глава 6. Отсутствие в законах норм,
устанавливающих обязательное правило -
коррупционная составляюшая законодательства.
В предыдущей статье автор попытался дать анализ влияния законодательства Республики Узбекистан на стабильность
политической и экономической жизни в стране, в том числе и коорупционной
составляющей законодательства Узбекистана.
В
данной статьей хотелось бы отметить, что площадь плодородной земли в
Узбекистане ограничена и находится в зависимости от наличия поливной воды,
которой катастрофически не хватает. Большой количество воды расходуется на
промывку засоленных земель и поливку хлопчатника. При этом большая часть
населения прожитвает именнно в сельской местности.
Данный
фактор используется для оправдания отсутствия нормального института
собственности на земельный участок.
Однако
такой подход к институту собственности на земельный участок явно надуман.
Экономическое положение Узбекистана требует
кардинального пересмотра экономической политики. Дальнейшее затягивание начала
реформы, перехода к профессиональному управлению государством, еще более
ухудшает положение, как населения, так и тех, кто управляет государством.
Данная проблема не является предметом настоящей статьи и требует отдельного
анализа.
Сложившаяся
в стране экономическая ситуация и структура экономики требуют особого и
внимательного отношения к законам, регулирующим право собственности и другие
права владения, пользования земельными участками.
Однако
правовые нормы Конституции, Земельного и Гражданского кодексов, Закон «О
собственности» в ряде случаев, имеющих важное значение в правоприменительной
практике, не имеют прямого действия. При этом в них содержатся отсылки не к
законам, которые должны регулировать отдельные узкие вопросы, а на
законодательство, то есть фактически и юридически законы предоставляют право устанавливать и
регулировать правовые нормы органам государственной исполнительной власти.
Только в Земельном
кодексе на 91 статью приходится 93 прямых отсылок на законодательство, процент таких
отсылок к количеству статей составляет 102%.
Это
один из самых высоких показателей отсылочность норм одного закона в Узбекистане.
Напомню,
что законодательство в
Узбекистане включает как Конституцию и законы, так и акты министерств,
государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на
местах.
Таким образом, отсылки
в законах к законодательству, заведомо предполагают право министерств, государственных комитетов и ведомств,
органов государственной власти на местах, устанавливать правовые нормы и
подменять своими актами законы.
Это является одним из основных показателей
коррупционности законов РУз.
Тенденция
направленности законотворчества на поддержание и развития коррупции в стране в области
регулирования земельного права сохраняется.
Глава 7. Применяемая терминология.
По-мимо
ранее указанных противоречий в терминах хотелось бы отметить и другие примеры.
7.1. Для того, чтобы разобраться в терминах, применяемых в законах РУз, при
определении права собственности на земельные участки необходимо разобраться как
нормы законы определяют
·
право
собственности,
·
право
владения.
Статья 164 Гражданского кодекса определяет право собственности как право лица
владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом
Однако часть 3 статьи 168 Гражданского кодекса
определяет, что понятия
·
права
собственности на имущество
·
и
владения, пользования и распоряжения им,
не являюся
тождественными
Подтверждением
этого являются нормы статья 535 Гражданского кодекса, статья 86 Жилищного кодекса
[18],
статья 24 Земельного кодекса, статья
1 Закона «Об аренде» и другие нормы, которые
определяют, что найм (аренда) является правом владения.
Статья 165 Гражданского кодекса не относит к вещному
праву право влаления арендованным имуществом, включая земельные участки. Но в
статье 535 Гражданского кодекса указано, что по договору имущественного найма (аренды) наймодатель
обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и
пользование или в пользование. Аналогичные положения содержатся в НСБУ № 6. [19]
Таким
образом данные нормы закона устанавливают, что
·
право
собственности это право владеть, но право владения не тождественно праву собственности,
·
к вещному праву относится право владеть, но
получения права по аренде не является вещным правом,
·
при
этом получения права по аренде всtтаки является правом владеть.
Статья
165 Гражданского кодекса относит к вещным правам, наряду с правом
собственности,
·
право
пожизненного наследуемого владения земельным участком,
·
право
постоянного владения и пользования земельным участком,
При этом, по неизвестным причинам, пожизненное
наследуемое владение не предусматривает право пользования, а постоянное
владение предусматривает и право владения и право пользования.
Гражданский кодекс также не указал разницу в
·
«пожизненного
наследуемого владения»,
·
и
«постоянного владения».
Отсутствие
точного определения этих понятий не позволяет разграничит их в
правоприменительной практике.
7.2. Статья 214 Гражданского кодекса устанавливает, что
· земля
является республиканской собственностью;
·
имущество,
находящееся в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими
лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В
соответствии с нормой статьи 176 Гражданского
кодекса право хозяйственного ведения предоставляется только унитарному
предприятию.
В
соответствии с нормой статьи 178 Гражданского
кодекса право оперативного управления предоставляется только государственным
предприятием и учреждениям.
Такие
нормы данных статей Гражданского
кодекса противоречат всем вышеуказанным норам самого Гражданского кодекса, а также Земельного
кодекса, которыми предусмотрено предоставление земельных участков как в
постоянное так и во временное пользование не только государственным
предприятиям.
Право хозяйственного ведения и право оперативного
управления составляют разновидность вещных прав юридических лиц по
хозяйственному и иному использованию имущества собственника - государства.
Сохранение такого понятия оформляет имущественную базу
для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц – не
собственников и связано с существованием планово-регулируемой, государственной
экономики.
Для устранения противоречий в законодательстве на
законодательном уровне должны быть закреплено, что участниками нормальных рыночных отношений всегда
являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, как
физические и юридические лица, так и государство. И государство, как нормальный
участник рыночной экономики, обладает теми же правами, что и другие
собственники.
Исключением может быть
только закрепленное в законах исключительное право государства в условиях войны
или объявления чрезвычайного положения.
7.3. Статьей 8 Земельного кодекса определены категории земельного фонда в Республике Узбекистан, в том числе
в пункте 2 определены категории земель населенных пунктов (городов, поселков и
сельских населенных пунктов) - земли, находящиеся в пределах границ городов и
поселков, а также сельских населенных пунктов.
Статьями 27 и 56 Земельного кодекса установлено
предоставление в пожизненное наследуемое
владение земельные участки
· для индивидуального жилищного
строительства и обслуживания жилого дома гражданам Республики Узбекистан,
постоянно проживающим в городах и поселках, а также в сельских населенных
пунктах,
· а также гражданам для ведения
коллективного садоводства и виноградарства.
Глава 7 Земельного кодекса имеет
наименование «Земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных
пунктов)
Однако
только для городов и поселков
·
в
статье 59 установлен состав земель,
·
в статьей 61 установлен порядок предоставления, изъятия
и выкупа земельных участков,
·
в статьей 62 определено понятие земли и кому
предоставляются в
пользование, пожизненное наследуемое владение, ограничения застройки земельного
участка,
·
в статьей 65 определено понятие земли
сельскохозяйственного использования и других угодий,
·
в статье 67 определено понятие земли промышленности,
транспорта, связи, обороны и иного назначения.
Вышеуказанные
нормы не предусматривают и не регулируют земли сельских населенных пунктов. Видимо про эти земли
забыли.
7.4. Статья 9 Градостроительного кодекса [20]
определяет типы населенных пунктов, которые подразделяются на городские (города, городские поселки) и
сельские (кишлаки, аулы).
Сравнение
типов
Земельный
кодекс
|
Градостроительный
кодекс
|
Категории
|
Типы
|
Населенныt пункты подразделяются на
|
Населенные
пункты подразделяются на
|
Город
|
Город
|
Поселок
|
Городской
поселок
|
Сельский
населенный пункт
|
Сельский
населенный пункт (кишлак, аул)
|
· Земельный
кодекс подразделяет земли по категориям.
· Градостроительный
кодекс подразделяет земли по типам.
Как видно Земельный и Грудостроительный кодекс не
используют единую терминологию определения земли.
Данная путанится должна быть устранена и
законом установлен единый перечень и понятий категорий земли.
7.5. Земельным кодексом установлены правовые нормы
прекращения прав на земельные участки (статья 36); изъятие, выкуп земельного
участка (статья 37) для государственных и общественных нужд; изъятие земельного
участка при нарушении земельного законодательства (статья 38)
Однако нормы данных статей закона
· имеются многочисленные отсылки к
законодательству и таким образом наделяют широчайшими полномочиями местные органы
государственной власти,
· повторяют нормы других статей этого
же закона,
· противоречат гражданскому и
гражданско-процессуальному законодатетельству,
· не имеют легальное раскрытие понятий
«государственные нужды» и «общественные нужды»,
· не системны.
Заключение.
Автор не ставил задачу проанализировать и раскрыть в
небольшой статье все проблемы законодательства Республики Узбекистан,
регулирующее земельные отношения. Однако приведенные некоторые примеры
позволяют сделать следующий вывод :
Нормы
Земельного кодекса и Гражданского
кодекса предусматривают, что
·
Земля не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, за исключением
случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан.
·
Земельные
участки могут закрепляться за юридическими лицами только за унитарными,
государственными предприятиями и учреждениями.
·
Вместе с тем юридические и физические лица имеют право
иметь землю в собственности.
·
Однако
право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает
только при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с
земельными участками, на которых они размещены.
·
Но
право собственности на земельные участки возникает и при приобретении ими
предприятий, зданий, строений, сооружений.
·
Вместе
с тем при переходе права собственности на недвижимость переходит право владения
и постоянного пользования земельным участком, но не предусматривается перехода
права собственности на землю.
·
Иностранные
юридические и физические лица, в отличии от резидентов Республики Узбекистан,
имеют право собственности на земельные участки, которое возникает при
реализации им в порядке, установленном законодательством, жилых помещений
вместе с земельными участками, на которых они размещены.
Такой набор противоречащих друг другу норм законов
может при попытке понять их привести к стрессу.
А привилигированное положение
иностранных юридических и физических лиц подчеркивает отношение Узбекского
государства к своим собственным гражданам.
Земля в Республике Узбекистан
выведена из легального оборота. Не секрет, что большое количество недвижимости
(устаревшие здания, сооружения, обанкротившиеся предприятия, жилые дома), в
Узбекистане покупают «под снос», то есть юридически покупают здания и сооружения,
а фактически покупают землю.
Совершенно
очевидно, что использование различных терминов в различных нормативно –
правовых актах затрудняет правоприменительную практику, а при определении права
на землю в Узбекистан такой разнобой просто не допустим.
Применение различных терминов требует существенного
изменения и унификации терминологии, а также конкретных разъяснений терминов в законах.
Кроме того, вследствие отсутствия единого механизма, и
вытекающих отсюда многочисленных правовых пробелов, не в полной мере
функционируют уже имеющиеся нормативно-правовые акты. Так, отсутствие
законодательно определенных терминов земля,
земельный участок, государственная собственность, республиканская
собственность, владение, пользование, хозяйственное ведение, оперативное
управление, постоянное владение, пожизненное наследуемое владение и другие, затрудняет, а точнее мешает,
правоприменительной практике.
В большей части правовые нормы
законов не являются нормами прямого действия, что порождает и развивает коррумпированность
в органах государственной власти. Данная проблема законодательства раскрыта
автором в другой статьей.
Значительное противоречие даже в одном законе требует
кокретного решения как законодательной, так и исполнительной государственной
власти по вопросу права собственности и других форм владения земельными
участками.
И в соответствии с данным конкретным решением необходима
полная ревизия и приведение всех нормативно – правовых актов в соответствие
единому подходу.
Предлагаемые автором рекомендации не являются
окончательным, требуют тщательной проработки и анализа всего земельного
законодательства.
Настоящая
статья была подготовлена 21.11.2010 г. – 02.12.2010 г.
Меню
[1] Земельный кодекс РУз, утвержден Законом Республики
Узбекистан от 30.04.1998 г. № 598-I, введен в действие с 01.07.1998 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.04.1998
г. № 599-I
[2] Гражданский кодекс РУз, утвержден Законами Республики
Узбекистан от 21.12.1995 г. № 163-I и от 29.08.1996 г. № 256-I, введен в
действие с 01.03.1997 г.
в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996
г. № 257-I
[3] Конституция Республики Узбекистан, принята 8 декабря
1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого
созыва, в редакции Закона РУз от
24.04.2003 г. N 470-II – статьи 1, 2 21, 70.
Конституция Республики Каракалпакстан, принята 9 апреля 1993 года
Верховным Советом Республики Каракалпакстан, в редакции Закона Республики
Каракалпакстан от 15 декабря 1997 года – статьи 1, 2 и 21.
[4] Налоговый кодекс РУз, утвержден Законом Республики
Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136, введен в действие с 01.01.2008 г.
[5] Указ Президента РУз от 24.07.2006 года № УП-3780 «О
приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических
лиц и граждан».
[6] Постановление Кабинета Министров РУз от 26.07.2006 г. №
147 «О реализации Указа Президента РУз от от 24.07.2006 года № УП-3780»
[7] Закон
РУз от 25.12.2009 г. №
ЗРУ-240 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и
водном хозяйстве», принят Законодательной палатой 24 ноября 2009 года, одобрен
Сенатом 4 декабря 2009 года.
[8] Постановлению КМ РУз от 30.12.2006 г. № 272 «Об
индивидуальном жилищном строительстве».
[9] Закон РУз от 04.10.2006 г. № ЗРУ-58 «Об ипотеке», принят
Законодательной палатой 28 июня 2006 года, одобрен Сенатом 25 августа 2006
года.
[10] Указ Президента РУз от14.06.2005 г. № УП-3618 «О мерах
по ускорению реализации приоритентных направлений в сфере углубления рыночных
реформ и дальнейшей либерализации экономики»
[11] Постановление Прехидента РУз от 16.02.2005 г. № ПП-10 «О
дальнейшем развитии жилищного строительства т рынка эилья»
[12] Постановление Кабинета Министров РУз от 12.03.2010 г. № 44 «Об основных
парметрах строительства индивидуального жилья в сельской местности на 2010 год»
[13] Постановление Президента РУз от
26.01.2009 г. № ПП-1046 «Об утверждении Государственной программы «Год развития
и благоустройства села»»
Постановление Президента РУз от 03.08.2009 г. № ПП-1167 «О
дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской
местности».
[14] Постановление от 17.06.2010 г. № ПП-1354 «О
дополнительных мерах по расширению индивидуального жилищного строительства в
сельской местности на основе типовыз проектов».
[15] Закона РУз «О собственности в Республике Узбекистан» от 31.10.1990 г. № 152-XII
[16] Закон РУз от 14.12.2000 г. №
160-II «О нормативно-правовых актах»
[17] В редакции Закона РУз от 30.08.2003 г. № 535-II и
Закона РУз от 14.01.2009 г. № ЗРУ-199.
[18] Жилищный кодекс РУз , утвержден Законом Республики
Узбекистан от 24.12.1998 г. № 713-I, введен в действие с 01.04.1999 г. в
соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24.12.1998
г. N 714-I
[19] Пункт 3 Национального стандарта бухгалтерского учета
РУз НСБУ № 6 «Учет аренды»,
утвержденного приказом министра финансов от 06.04.2009 г. № 41,
зарегистрированным Министерством юстиции 24.04.2009 г. № 1946
[20] Градостроительный кодекс РУз, утвержден Законом
Республики Узбекистан от 04.04.2002 г. № 353-II, введен в действие с 07.05.2002
г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от
04.04.2002 г. № 354-II
Новая редакция налогового кодекса 2017 http://nalogovyy-kodeks.ru/
ОтветитьУдалить