Часть 8: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов



Глава IX. Надзор и контроль за водопользованием.

Является ли обеспечение питьевой водой населения, рациональное использование воды для различных нужд, а также сбросы загрязненной воды вопросами государственной важности ?

Кажет в этом никто не сомневается в любом государстве, а уж в Узбекистане это должно стать одним одним из главных направлений работы всех трех ветвей власти.

Имеются ли в Узбекистане проблемы с обеспечением питьевой водой населения, рациональным использованием воды для различных нужд, а также сбросом загрязненной воды ?

Конечно имеются и выше приведены только некоторые примеры.

Следовательно законодательная и исполнителтьная власти Узбекистана должны обратить свой начальствующий взгляд на эти проблемы с водой и принять меры по государственному регулированию обеспечения питьевой водой населения, рационального использования воды для различных нужд, а также сбросов загрязненной воды.

Может у органов местной власти, государственного управления и контроля нет механизма по контролю и регулированию ?

Вроде в Узбекистане есть такие механизмы. Это лицензирование деятельности и разрешительная система; есть также система сертифицирования.

Каким образом государственные органы используют эти механизмы регулирования ?

Может у автора данной статьи просто не хватает информации, но проанализированные  нормативно – правовые акты показывают, что законодательная и исполнительные власти страны всячески самоустраняются от использования этих механизмов регулирования и контроля за водопользованием.

Начнем с сертифицирования.

Для начала прописные истины исключительно для должностных лиц и законодателей нашей страны.

Сертификация это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует "заданным требованиям".

Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации.

С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен,
·       с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя,
·       а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата.

Целями сертификации являются [1] :
·       «контроль реализации продукции, опасной для жизни, здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды;
·       обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
·       создания условий для участия отечественных и совместных предприятий, предпринимателей в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;
·       защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
·       подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом, исполнителем)».

Статьей 11 Закона РУз N 1006-XII установлено, что «Обязательная сертификация включает обследование производства, испытание продукции для определения соответствия ее характеристик требованиям нормативных документов, инспекционный контроль и надзор за сертифицированной продукцией».

Имеются ли в Узбекистане необходимые нормативные требования ?

Может не все необходимые, но они есть и выше перечисленны только некоторые из них.

Эти нормативные требования касаются
·       качества питьевой воды как централизованного так и нецентрализованного водоснабжения,
·       горячего водоснабжения,
·       санитарной охраны источников воды,
·       гигиенической оценки поверхностных и подземных водоисточников,
·       санитарных норм и правил проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения,
·       технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения,
·       наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации,
·       внутренних водопроводов и канализаций зданий,
·       и многих других вопросов связанных с водопользованием, в том числе и в сельском хозяйстве.

В статье 10 Закона РУз N 1006-XII указано, что «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан».

В настоящее время в Узбекистане действует два перечьня :
·       Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации [2].
·       Перечень товаров, подпадающих под гигиеническую сертификацию (санитарно-эпидемиологическое заключение) [3].

К сожалению обязательная сертификация питьевой воды (кроме продаваемой в магазинах) или оборудования, используемого для производства и транспортировки данного товара не предусмотрена.

Хотя сертифицируются такие как, например, оборудование для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков, электрические водонагреватели.
А ранее [4] были и такое оборудование как водосчетчики для горячей воды, водосчетчики для холодной воды, автоцистерны для воды, котлы пароводяные и паровые.

Так в чем же дело.

Многочисленные нормативные требования к качеству воды, источникам воды и прочее имеются, а сертифицировать их не обязательно.

Забыли ? Нехорошо.

Или государственные чиновники боятся, что придется прекратить все водопользование в Узбекистане ?

Следующий механизм государственного регулирования и контроля – лицензирование деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен Олий Мажлисом РУз [5].

К сожалению ни один вид деятельности по обеспечению питьевой водой населения, рационального использования воды для различных нужд, а также сбросов загрязненной воды, в данный перечень не попал.

О причнах конечно можно докадаться.

Правда к лицензируемому виду деятельности относится «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств». Порядок лицензирования этого вида деятельности установлен Кабиинетом Министров РУз [6].

Опять прописные истины исключительно для должностных лиц и законодателей нашей страны.

«Риск» - крайне многозначное понятие, и без оговорок о контексте, употреблять его нельзя – сразу вспыхнут контрпродуктивные горячие споры, возникнут взаимные недопонимания и упреки.

Например:
·       в области промышленной безопасности риск аварии – мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий;
·       в области технического регулирования риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
·       в области технического регламентирования требований пожарной безопасности пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Имеются зоны экологического риска и зоны чрезвычайной экологической ситуации
Зона экологического риска (ecological risk areas) – территория, или акватория, в пределах которой определенный вид хозяйственной деятельности человека потенциально способен вызвать возникновение опасных экологических ситуаций (например, места подводной добычи нефти, захоронения радиоактивных или ядовитых отходов и тому подобное).
Зоны повышенного экологического риска характеризуется следующими факторами:
·       хронически повышенным уровнем загрязнения;
·       устойчивым повышением антропогенных нагрузок;
·       угрозой дефицита флоры и фауны;
·       повышенным уровнем заболеваемости и смертности населения.

 «Опасность» это процессы, явления, свойства предметов, объектов, способные в определенных условиях наносить ущерб, в том числе и здоровью человека.

К определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся:
·       возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека;
·       затруднение нормального функционирования органов человека;
·       возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникать аварии, взрывы, пожары, травмы.

К свойствам опасности относится
·       Опасности имеют потенциальный характер - может реализоваться при определенных условиях. Эти условия называются причинами реализации опасностей.
·       Потенциальные опасности реализуются стохастически, то есть случайно, с некоторой вероятностью.
·       Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это свойство называется тотальностью.
·       Опасности перманентны, то есть, постоянны, непрерывны.
·       Опасности вариабельны, то есть изменяются по величине, что является объективной предпосылкой управления безопасностью.

Некоторые характеристики потенциально опасных объектов можно выделить из анализа норм гражданского права. Так, ст. 999 ГК РУз [7] вводит понятие «источники повышенной опасности».
К таким источникам можно отнести транспортные средства, механизмы, электрическую энергию высокого напряжения, атомную энергию, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и тому подобное.

К потенциально опасным производствам можно отнести объекты промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства: атомные, гидро- и теплоэлектростанции, предприятия водоснабжения, газо- и нефтепроводы, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, железнодорожные и автомобильные мосты, автомагистрали, объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

При этом исчерпывающий (или хотя бы неисчерпывающий) их перечень не дается ни в одном нормативно-правовом акте РУз.

Но мы можем определить осноной критерий согласно Гражданского кодекса -  «деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих».

Особое место по этому критерию занимают предприятия жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна. К ним относятся:
·       объекты топливно-энергетического комплекса;
·       объекты транспорта;
·       объекты водоснабжения;
·       и другие.

Как видно из приведенных понятий водопользование занимает особое место и является обхетом повышенного риска и потенциально опасным производством, в том числе в связи с высокой вероятностью причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Но деятельность коммунальных служб и других организаций, связанные с водопользованием, за исключением некоторых гидросооружений, ни законодатель ни орган государственной исполнительной власти РУз, к объектам повышенного риска и потеницально опасным производствам не относит.

К сожалению для осуществления деятельности по производству и поставке питьевой воды, других видов водопользования получать лицензию не нужно, дажен для сбора загрязненной воды.


Но есть еще и разрешительная процедура.

Может быть рассматриваемая в настоящей статье деятельность регулируется и контролируется через разрешительную систему ?

Закон РУз от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341 [8]
·       «К разрешительным требованиям и условиям относит «совокупность установленных законодательством требований и условий, выполнение которых субъектом предпринимательства обязательно при совершении действия и(или) осуществлении определенной деятельности на основании документа разрешительного характера» (ст.3).
·       «К действиям и(или) деятельности, для совершения и(или) осуществления которых необходимо прохождение разрешительных процедур, могут быть отнесены действия и(или) деятельность субъектов предпринимательства, совершение и(или) осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам субъектов предпринимательства, жизни и здоровью граждан, общественной безопасности и вреда окружающей среде, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме разрешительных процедур» (ст.4).

Следовательно и поскольку деятельность наших водохозяйственных объектов в основном не сертифицируется и не лицензируется, то значить коммынальные службы и другие организации, осуществляющие деятельность связанную с водопользованием, должны проходить разрешительную процедуру.

Перечень деятельности для осуществления которых надо проходит разрешительную процедуру установлен Кабинетом Министров РУз [9].

В него включены, в том числе :
·       Согласование проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, систем водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, гидротехнических сооружений, других объектов на предмет соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
·       Согласование проекта строительства новых и реконструкции действующих предприятий, связанных с использованием водных ресурсов и сброса дренажно-сточных вод.
·       Заключение о наличии поверхностных водных ресурсов по проектам строительства новых и реконструкции действующих предприятий, связанных с использованием водных ресурсов и сброса дренажно-сточных вод (отменено [10]).
·       Согласование разрешения на бурение скважин на воду.
·       Разрешение на бурение скважин на воду
·       Разрешение на специальное водопользование или водопотребление.
·       Согласование разрешения на специальное водопользование или водопотребление
·       Согласование устройства дополнительных точек водовыделов из водохозяйственных объектов ассоциаций водопотребителей.
·       Свидетельство о регистрации точек водозабора

Ряд разрешительных документов были отменены Указом Президента РУз от 16.07.2012 г. [11], в частности с 01.08.2012 года

А). Отменено «Заключение по проектам отвода земельного участка под все виды строительства животноводческих ферм, предприятий по убою скота и птицы, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных, комбикормовых заводов, рыбоводных хозяйств, станций искусственного осеменения животных и других объектов животноводства, в том числе по проектам сооружений для обезвреживания сточных вод на этих объектах, а также выбору мест забора воды для животных, водоснабжения мясокомбинатов и других предприятий по переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения.»

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Закон Республики Узбекистан "О ветеринарии" 03.09.1993 г. N 935-XII (ст.8)
·       и только 30.04.2013 г. Законом РУз N ЗРУ-352 отменена.

Б). Отменено «Заключение по проектам планировки, строительства и ввода в действие животноводческих ферм, предприятий по убою скота и птицы, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных, комбикормовых заводов, рыбоводных хозяйств, станций искусственного осеменения животных и других объектов животноводства, в том числе по проектам сооружений для обезвреживания сточных вод на этих объектах».

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Закон Республики Узбекистан "О ветеринарии" 03.09.1993 г. N 935-XII (ст.8)
·       и только 30.04.2013 г. Законом РУз N ЗРУ-352 отменена.

В). Отменено «Заключение о списании оставленных в предохранительных целиках запасов полезных ископаемых под промышленными сооружениями, жилыми и общественными зданиями, памятниками истории и культуры, водоемами и другими природными объектами в связи с застройкой площадей залегания полезных ископаемых».

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Постановление Кабинета Министров от 9 ноября 2007 года N 232 (п.11)
·       и только 01.11.2012 г. отменено Постановлением КМ РУз  N 313.

Г). Отменено «Разрешение на пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод».

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Закон Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" от 06.05.1993 г. N 837-XII  (ст.73)
·       и только  30.04.2013 г  отменена Законом РУз от. N ЗРУ-352.

Д). Отменено «Согласование разрешения на пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод».

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Закон Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" от 06.05.1993 г. N 837-XII  (ст.73)
·       и только  30.04.2013 г  отменена Законом РУз от. N ЗРУ-352.

Е). Отменено «Согласование строительных, ремонтных, восстановительных, дноуглубительных и взрывных работ, добычи полезных ископаемых и водных растений, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубки леса, буровых, сельскохозяйственных и иных работ на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющих на состояние вод и водных объектов».

Данная разрешительная процедура
·       была установлена Закон Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" от 06.05.1993 г. N 837-XII  (ст.17)
·       30.04.2013 г  Законом РУз от. N ЗРУ-352 данная разрешительная процедура сохранена.
Внесены изменения - слова "по согласованию с органами государственной власти на местах, органами по охране природы, сельского и водного хозяйства, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами" исключить». Оставлены слова «производятся в соответствии с законодательством».

По Указу Президента РУз от 16.07.2012 г. N УП-4453 хотелось бы отметить несколько юридических казусов :
·       подзаконный акт (указ) отменил правовые нормы законов;
·       правовые нормы законов были приведены в соответствии с Указом и то только через девять месяцев.

Отсюда можно сделать несколько выводов :
·       Ясно какие нормативно – правовые акты имеют верховенство.
Видимо необходимо нашим законодателям изменить статью  15 Конституции РУз и статью 7 Закона N 160-II [12], которые гласят, что «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан».
·       Также ясно, что наш законодатель иногда имеет и свое мнение и не подчинился Указу Президента в части отмены статьи 17 Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании".
Првда какая от этого польза не совсем понятно, А может это сделано по «забычивости» ?

Предлагаю читатели посмотреть некоторую «статистику» Закона Республики Узбекистан N 837-XII [13].

В певоначальной редакции было 119 статей.

Законом РУз от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240 были исключены 5 статей (статьи 22, 23, 24, 88, 89).

К 2013 году в Законе осталось 114 статей.

Из 23 случаев упоминания слова «разрешение» и 26 случаев упоминания слова «согласование» Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352 была исколючены по одному случаю упоминания этих слов в результате исключения одной статьи 73.

При чем это не количество получения необходимых разрешений или проведения согласований, а только количество упоминаний.

Количество разрешений и согласований значительно больше, так как в каждом случае идет перечень у кого надо получить разрешение и с кем надо согласовать.

Необходимо получать «разрешения» и проводить «согласования» с
·       с организациями, эксплуатирующими эти водные объекты,
·       эксплуатационными организациями водного хозяйства,
·       с другими заинтересованными организациями,
·       органами сельского и водного хозяйства,
·       с районным отделом сельского и водного хозяйства,
·       с территориальными органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан,
·       с Главным управлением водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан,
·       с органами санитарного надзора,
·       с органами ветеринарного надзора,
·       с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы,
·       органами по охране природы,
·       с органами по геологии и минеральным ресурсам,
·       с органами по надзору за геологическим изучением недр
·       с ораганами по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе,
·       с Государственной инспекцией по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов,
·       с органами по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов
·       с органами энергетики,
·       с органами по архитектуре и строительству,
·       с Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта,
·       с органами здравоохранения,
·       с управлениями курортами,
·       с органами государственной власти на местах,
·       с органами самоуправления граждан,
·       с ассоциациями водопотребителей.

Вот сколько контролирующих и надзирающих органов по водопользолванию.

Такой набор однозначно говорит, что в Узбекистане фактически и юридически на самом деле нет ни одного государственного органа, который отвечал бы за воду и водопользование.

Устранение некоторых разрешительных процедур оставляет без ответа вопрос – чем порадовали государство (читай чиновников), какими мерами по сохранению чистой воды
·       сооружения для обезвреживания сточных вод, места забора воды для животных, водоснабжения на животноводческих фермах, предприятиях по убою скота и птицы, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационные, комбикормовые заводы, рыбоводные хозяйства, станции искусственного осеменения животных, другие объекты животноводства;
·       пользователи водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод;
·       организации, осуществляющие строительные, ремонтные,  восстановительные, дноуглубительные и взрывные работы, добывающие полезные ископаемые и водные растения, прокладывающие кабели, трубопроводы и других коммуникаций, осуществляющие рубку леса, осуществляюшие буровые, сельскохозяйственные и иные работы на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющих на состояние вод и водных объектов.

Общий вывод - в Узбекистане

·       Обязательная сертификация питьевой воды (кроме продаваемой в магазинах) или оборудования, используемого для производства и транспортировки данного товара не предусмотрена вилимо по принципу «и так сойдет».
·       Лицензировать деятельность по производству питьевой воды, использованию воды для различных нужд в сельском хозяйстве и промышленности, а также сбросу загрязненной воды, нет необходимости. Видимо по тмуже принципу.
·       Разрешительная система по отдельным направлениям водопользования не имеет единой логики и цели сохранения чистой воды и рационального использования воды.
·       Фактически и юридически  нет ни одного государственного органа, который отвечал бы за воду и водопользование.

Далее:
Часть 9

Назад:
Часть 7
Часть 6
Часть 5
Часть 4
Часть 3
Часть 2
Часть 1

Меню



[1] Статья 2 Закона РУз от 28.12.1993 г.  N 1006-XII «О сертификации продукции и услуг».  В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355.

[2] Постановление Кабинета Министров РУз от 28.04.2011 г. N 122. В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 30.12.2012 г. N 379.
[3] Постановление Кабинета Министров РУз от 30.12.2012 г. N 379.
[4] Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.08.1994 г. N 409 и два дополнения к нему. Приложение утратило силу в связм с принятием Постановления КМ РУз от 28.04.2011 г. N 122. Дополнения выведены из государственного реестра c 26.02.2000 г..

[5] Приложение N 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II.  Перечень в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[6] Положение о лицензировании деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации объектов повышенного риска и потенциально опасных производств, утвержденное Постановлением КМ от 24.09.2003 г. N 410.

[7] Гражданский кодекс РУз утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I и от 29.08.1996 г. N 256-I, введен в действие с 01.03.1997 г.  в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. N 257-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.

[8] Закон РУз от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимальской деятельности» принят Законодательной палатой 8 ноября 2012 года, одобрен Сенатом 5 декабря 2012 года.

[9] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 15.08.2013 г. N 225 «Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности». В настоящий Перечень внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 07.04.2014 г. N 84.
[10] Приложение к Постановлению Президента РУз от 15.04.2014 г. N ПП-2164  «Перечень лицензируемых видов деятельности и документов разрешительного характера, отменяемых с 1 июня 2014 года путем объединения».
[11] Указ Президента РУз от 16.07.2012 г. N УП-4453. В настоящий Указ внесены изменения в соответствии с Указом Президента РУз от 30.10.2013 г. N УП-4578.

[12] Закон РУз от 14.12.2000 г. N 160-II «О нормативно – правовых актах». Новая редакция утверждена Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.

[13] Закон Республики Узбекистан 06.05.1993 г. N 837-XII "О воде и водопользовании". В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.

Комментариев нет:

Отправить комментарий