Часть 1: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов


Алишер Н.Мухитдинов

Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан.

Наименование статьи: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов.

Алишер Нуритдинович Мухитдинов
10.07.2014

Оглавление.

Вступление.
Глава I. Кто устанавливает тарифы за коммунальные услуги.
Глава II. Рост тарифов за коммунальные услуги.
Глава III. Неустойка.
III.1. Неустойка за неоплату коммунальных услуг.
III.2. Неустойка за невыполнения обязательств по поставке коммунальных услуг или поставки услуг ненадлежащего качества.
Глава IV. Счетчики учета поставки ХВС и ГВС.
Глава V. Коэффициент за коммунальные услуги.
Глава VI. Какой же, все-таки, государственный орган контролирует и несет ответственность за качество поставки коммунальных услуг и их стоимость.
Глава VII. Роль товариществ частных собственников жилья.
Глава VIII. Вода и Узбекистан.
Глава IX. Надзор и контроль за водопользованием.
Глава Х. Кто осуществляет правовую экспертизу нормативно-правовых актов Кабинета Министров РУз.
Заключение.



Вступление.

Настоящая статья написана 24 мая - 10 июля 2014 года.

В данной статье автор попытается ответить на вопрос, который затрагивает интересы всех граждан Узбекистана – по каким тарифам мы платим за поставку холодной (ХВС) и  горячей (ГВС) воды.

Учитывая особое положение коммунальных организаций, их монополию на рынке коммунальных услуг, а главное, низкую доходность населения, государство, в лице своих органов управления и исполнительной власти, выступает в роли регулятора, что позволяет государственным чиновникам сохранить монополию, но и не обанкротить абсолютное большинство населения страны.

Глава I. Кто устанавливает тарифы за коммунальные услуги.

В 1998 году правительство поручило Министерству коммунального обслуживания [1], Мининстерству финанасов, хокимиятам г. Ташкента и Ташкентской области, то есть государственным органам управления и исполнительной власти, разработать методику определения состава затрат для формирования ставок и тарифов на коммунальные услуги.[2]

Во исполнение данного постановления утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг в РУз». [3]

Пунктом 2.5 данных Правил установлено, что размер оплаты (тариф) услуг устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.

Указом Президента РУз от 17.04.2001 г. N УП-2832 (пункт 5) поручено Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами разработать порядок по введению предельного уровня рентабельности и утверждения (или пересмотра) цен и тарифов на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.

Во исполнение данного Указа было разработано Положение по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные  услуги. [4]

Согласно пункта 3 данного Положения цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сфере естественной монополии: водопроводное и канализационное хозяйство, производство и транспортировка тепловой энергии (включая перепродажу) предприятиями системы коммунального обслуживания, министерств и ведомств (кроме ГАК “Узбекэнерго” и Минсельводхоза) в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 21 сентября 2000 года N 364 утверждаются Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента. Тарифы на услуги транспортировки природного газа по трубопроводам предприятия “Бошкоммунгаз” Узбекского агентства “Узкоммунхизмат” утверждаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

То есть, не отменив и не изменив «Правила предоставления коммунальных услуг в РУз»,  зарегистрированое Министерством юстиции 20.02.1999 г. N 648, в новом Положении, зарегистрированным МЮ 04.08.2001 г. N 1059, тарифы на ХВС и ГВС утверждаются уже Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента.

Согласно пункта 4 данного Положения проекты цен (тарифов) или их предельных уровней на коммунальные услуги представляются на рассмотрение в орган ценового регулирования органами государственного и хозяйственного управления.

Таким образом с августа 2001 года размер оплаты (тариф) услуг устанавливаются на Ваш выбор
·       Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;
·       или Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента (органы ценового регулирования).

Настоящее Положение утратило силу в соответствии с Постановлением МФ, МЭ, УзА "Узкоммунхизмат", зарегистрированным МЮ 01.05.2006 г. N 1566.

В новом Положении по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги [5] в этом вопросе существенных изменений не было.

Согласно пункта 6 цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сфере естественной монополии, - водопроводное и канализационное хозяйство, производство и транспортировка тепловой энергии (включая перепродажу) предприятиями системы коммунального обслуживания, министерств и ведомств (кроме ГАК "Узбекэнерго" и Минсельводхоза) - в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года N 364 утверждаются Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Таким образом сохранено два варианта - размер оплаты (тариф) услуг устанавливаются
·       Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;
·       Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента (органы ценового регулирования), но уже по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Однако и это Положение утратило силу в соответствии с Постановлением МФ, МЭ и агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированным МЮ 19.02.2011 г. N 2198.

Согласно двум вышеуказанным положениям тарифы утверждаются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года N 364.

В соответствии с данным Постановлением, с пунктом 2 утвержденного Положения, цены (тарифы) или их предельные уровни на товары, производимые и реализуемые субъектами естественной монополии (кроме тарифов на универсальные услуги почтовой связи), утверждаются Министерством финансов Республики Узбекистан или по его поручению - Министерством финансов Республики Каракалпакстан, финансовыми управлениями областей и г.Ташкента (далее - органом ценового регулирования).

В новом Положении о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги [6] произошли некоторые изменения.

Так пунктом 1 установлено, государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239, и настоящим Положением.

А пунктом 2 предусмотрено, что для утверждения тарифа на оказываемые коммунальные услуги организации обращаются в орган ценового регулирования.

Таким образом согласно последнему Положению тарифы утверждаются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239.
В соответствии с данным Постановлением, с пунктом 1 утвержденного Положения, утверждение цен (тарифов) осуществляется органами государственного управления и органами государственной власти на местах, декларирования цен (тарифов) на товары отдельных хозяйствующих субъектов, предусмотренных правительственными решениями, и государственного контроля за их применением.
При этом в пункте 3 устанвлено, что орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и г. Ташкента;

Теперь с января 2011 года размер оплаты (тариф) услуг устанавливаются
·       Министерством финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и г. Ташкента (органы ценового регулирования).

Все эти изменения текстов, слов, номеров и дат можно свести к одному вероятному варианту :
·       Правительством утверждается порядок определения, расчетов и утверждения тарифов за коммунальные услуги;
·       соответствующее коммерческое юридическое лицо, осуществляющее поставки коммунальных услуг, на основе утвержденного органами государственного управления положения производит расчет тарифа за коммунальные услуги;
·       а орган государственного управления в лице Министерства финансов и местные органы власти в лице хокимов г.Ташкента и областей, утверждают тарифы оплаты за коммунальные услуги на основе утвержденных положений.

Глава II. Рост тарифов за коммунальные услуги.

Сравнение роста инфляции (официальной и неофициальной) с ростом тарифов на коммунальные услуги показывает, что тарифы растут примерно на уровне расчетной неофициальной инфляции. Такое положение позволяет сохранить в среднесрочной перспективе монополию на рынке коммунальных услуг.

Таблица № 1.
Рост тарифов на коммунальные услуги с мая 2003 года по май 2013 года.

№№ п/п
наименование
Тариф 05.2003 г.
Рост в разы с мая 2003 г. по май 2013 г.
Тариф 05.2013 г.
Рост в процентах с мая 2003 г. по май 2013 г.
1
Отопление за 1 кв.м
78
8,50
663,05
850,06%
2
ГВС на 1 человека
1100
7,54
8297,58
754,33%
3
ХВС на 1 человека
261,36
9,83
2569,6
983,16%
4
Газ на 1 человека
84,23
31,58
2660,4
3158,49%
5
Санитарная очистка на 1 человека
250
9,20
2300
920,00%
6
Электроэнергия
12,1
9,27
112,2
927,27%
Итого
75,93
7593,32%
Средневзвешенный рост
12,656
1265,55%
Средневзвешенный индекс роста
26,56%


Таблица № 2.
Средневзвешенная официальная инфляция с мая 2003 года по май 2013 года.

№№ п.п.
Год
Предполагаемый процент инфляции от
Предполагаемый процент инфляции до
Официальная инфляция
2003
3,80%
1
2004
6
7
6,50%
2
2005
7,80%
3
2006
6,80%
4
2007
6
9
7,50%
5
2008
7,80%
6
2009
7,40%
7
2010
7,30%
8
2011
7
9
8,00%
9
2012
7,00%
Итого
69,90%
Средневзвешенная официальная инфляция в год
7,77%


Таблица № 3.
Средневзвешенная расчетная инфляция с мая 2003 года по май 2013 года.

Основные продовольственные товары
Тарифы на коммунальные услуги
№№ п.п.
Период
Средневзвешенный рост годового индекса цен
Средневзвешенный рост годового индекса тарифов
май 2003 г.
100%
100%
1
май 2004 г.
22,27%
122,27%
27,68%
127,68%
2
май 2005 г.
22,27%
149,51%
27,68%
163,02%
3
май 2006 г.
22,27%
182,81%
27,68%
208,15%
4
май 2007 г.
22,27%
223,53%
27,68%
265,76%
5
май 2008 г.
22,27%
273,32%
27,68%
339,33%
6
май 2009 г.
22,27%
334,20%
27,68%
433,25%
7
май 2010 г.
22,27%
408,64%
27,68%
553,18%
8
май 2011 г.
22,27%
499,65%
27,68%
706,30%
9
май 2012 г.
22,27%
610,95%
27,68%
901,81%
10
май 2013 г.
22,27%
747,03%
27,68%
1151,43%
Средневзвешенная расчетная инфляция в год
24,98%

Уровень тарифов на коммунальные услуги и обязательные платежи на эксплуатацию общего имущества в жилом секторе, находящегося в частной собственности, настолько низки, что ни поставщики коммунальных услуг ни товарищества частных собственников жилья не в состоянии не только модернизировать и улучшать свое хозяйство, повышать качество услуг, проводить необходимые текущий и капитальный ремонт, но даже содержать себя.

Например.

Тариф за 1 куб.м ГВС в Москве выше чем в Узбекистане почти в 5 раз, в Германии почти в 14 раза
Тариф за 1 куб.м ХВС в Москве выше чем в Узбекистане в 9 раз, в Германии 75 раз, в Казахстане в 2 раза.
Тариф ХВС на человека в США выше чем в Узбекистане в 22 раза.

Таблица 4.1.

Узбекистан
соотношение ГВС и ХВС
Москва
соотношение ГВС и ХВС
выше чем в Узбекистане
Германия
соотношение ГВС и ХВС
выше чем в Узбекистане
Казахстан
выше чем в Узбекистане
за 1 куб.м
за 1 куб.м
ГВС в национальной валюте
2 095
8,37
116
4,34
7,75
1,53
в $ США
0,76
3,63
4,76
10,46
13,73
ХВС и канализация в   национальной валюте
250
26,75
5,07
30
в $ США
0,09
0,84
9,19
6,84
75,21
0,198
2,18

Таблица 4.2.

Узбекистан
США
выше чем в Узбекистане
Казахстан
выше чем в Узбекистане
на 1 человека
ХВС и канализация в национальной валюте
2 512
150
в $ США
0,91
20
21,90
0,99
1,08

С другой стороны большинство населения страны имеет низкие доходы и не в состоянии платить за получаемые услуги столько сколько эти услуги реально стоят.

А к этой масштабной проблеме органы государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, добавляют еще анархию, путаницу, необъективность, словоблудие.

Решить вопрос о повышении доходности населения в краткосрочный и среднесрочный период при существующей экономике не представляется возможным.

Но наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве вполне возможно.

Таблица 5. Доля бытового потребления пресной воды.

Доля бытового потребления воды в процентах
5,0%
Бытовое потребление куб.м
2 915 000 000
Население
30 000 000
потребление куб.м на 1 человека в год
97,17
тариф ХВС за 1 куб.м на 01.04.2014
294,00
сумма оплаты за все бытовое потребление
857 010 000 000
курс ЦБ РУз к 1 доллару США на 01.04.3014
2 262,93
сумма оплаты за все бытовое потребление в долларах США
378 716 973
тариф ХВС на 1 человека с 01.04.2014 г.
3 603,46
сумма оплаты за все бытовое потребление
10 504 085 900 000
курс ЦБ РУз к 1 доллару США на 01.04.3014
2 262,93
сумма оплаты за все бытовое потребление в долларах США
4 641 807 701
Тариф на 1 человека выше тарифа за 1 куб.м в разы
12,26
Выручка при оплате за 1 человека выше чем при оплате за 1 куб.м
9 647 075 900 000
в разы
12,26
курс ЦБ Руз к 1 доллару США на 01.04.3014
2 262,93
в долларах США
4 263 090 728

Расчеты показывают, что требовать оплату за потребление воды за одного человека выгоднее в 12,26 раз чем за куб.м по счетчику

Следовательно, требуя установку счетчиков по ХВС и наказывая граждан, которые эти счетчики не установили, Премьер-министров видимо исходил (надеюсь) не с точки зрения увеличения выручки и достижения самоокупаемости, а экономии воды.

Если так, то это очень благородное побуждение и в интересах всего государства.

Таблица 6.1. Потребление пресной воды на 1 человека.

потребление куб.м на 1 человека в год в Узбекистане
97,17
1 куб.м в литрах
999,973
потребление на 1 человека в литрах/сутки в Узбекистане
274
потребление на 1 человека в литрах/сутки в Германии
125

Таблица 6.2. Потребление пресной воды на 1 человека.

потребление куб.м на 1 человека в год при строгой экономии в городских условиях (ХВС и ГВС)
60,00
1 куб.м в литрах
999,97
потребление на 1 человека в литрах/сутки
169
потребление на 1 человека в литрах/сутки в Германии
125,00
Население
30 000 000,00
Бытовое потребление при строгой экономии
1 800 000 000,00
Экономия в целом по стране в год в куб.м
1 115 000 000,00

Расчеты показывают, что при самой строгой экономии и то только в городских условиях можно сэкономить 1,1 миллиарда куб.м пресной воды.

Очень много.

Но если заняться вплотную только
·       потерями воды в магистральных каналах и коллекторах,
·       и очисткой воды в коллекторно-дренажных озерах/водоемах с целью их вторичного использования,
то Премьер-министр сэкономил бы в двадцать раз больше воды.

Вот это было бы по государственному.

Теперь относительно тарифов ГВС и потерь теплоэнергии :

Особое внимание необходимо обратить на то, что тариф за 1 куб.м ГВС выше чем за 1 куб.м ХВС в Узбекистане почти в 8,5 раза.
В то же время в Москве это соотношение равно 4,5, Германии 1,5.
Что свидетельствует о совершенно неблагополучном положении с ГВС в Узбекистане и острой необходимости отказа от централизованных поставках ГВС и отопления.

Далее:


[1] Министерство коммунального обслуживания Республики Узбекистан преообразовано в Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" Указом Президента РУз от 19.12.2000 г. N УП-2791. В настоящий Указ внесены последние изменения в соответствии с Указом Президента РУз от 17.10.2006 г. N УП-3811.
[2] Постановление Кабинета Министров РУз от 03.11.1998 г. N  461. В настоящее Постановление внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 19.04.2000 г. N 153, Постановлением КМ РУз от 13.02.2001 г. N 74, Постановлением КМ РУз от 18.05.2005 г. N 127.
[3] Министерство коммунального обслуживания (30.01.1999 г., приказ N 17), согласовано с Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции (06.08.1998 г) и Министерством финансов (15.02.1999 г.), зарегистрировано Министерством юстиции 20.02.1999 г. N 648.
[4] Утверждено Постановлением от 03.07.2001 г. МФ N 51, ММЭС N 4-2/4-3-253 и УзА “Узкоммунхизмат” N 01-629, зарегистрированным МЮ 04.08.2001 г. N 1059.

[5] Утверждено Постановлением от 14.03.2006 г. МФ N 31, МЭ N 1 и агентства "Узкоммунхизмат" N 02-317,  зарегистрированным МЮ 01.05.2006 г. N 1566.

[6] Приложение к Постановлению от 19.01.2011 г. МФ N 1, МЭ N 2  и Агентства "Узкоммунхизмат" N 01-88, зарегистрированному МЮ 19.02.2011 г. N 2198.


2 комментария:

  1. Как не преобразуй - в Министерство или сообщество - исполнитель и поставщик услуг не несет никакой ответственности о качестве и объемах поставки. Все ведомства и подведомства годами ищут крайнего с целью свалить свои нарушения на заявителя.

    ОтветитьУдалить
  2. Я думаю что сравнивать тарифы за коммунальные услуги в г.Ташкенте Узбекистана с тарифами России , США и Европы не стоит. Пусть у них тарифы выше, но и зарплата там другая и безработные защищены подддержкой. А в Узбекистане совсем другая история. И я удивлена почему тариф за ГВС и теплоэнергию одинаковый , даже если новые котельни работают на газе , а старые на Дизтопливе. Газ в Узбекистане дешевле Дизтоплива. Очень интересно цены растут , а в кармане народа всё пусто. У насв Узбекистане не знают сколько по счету социально незащищённых семей.

    ОтветитьУдалить