Часть 3: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов


III.2. Неустойка за невыполнения обязательств по поставке коммунальных услуг или поставки услуг ненадлежащего качества.

А кто защищает интересы потребителей, в том числе многочисленных малоимущих граждан Узбекистана?

Коммунальные организации являются монопольными (естественными и неестественными) поставщиками коммунальных услуг на рынке Узбекистана. Монополия этих организаций подкрепляется рядом законодательных норм, которые не позволяют образование какой либо конкуренции.

Согласно законов и подзаконных актов РУз защита интересов
·       монополистов поставщиков коммунальных услуг - это дело государственных органов,
·       граждан - это дело самих граждан.

В этом разделе попытаюсь определить, а какую ответственность несут поставщики коммунальных услуг, в частности ХВС и ГВС, за поставку некачественной питьевой воды, поставку ГВС ниже нормы или вообще  за непоставку ХВС и ГВС.

Чтобы читатель смог понять и самостоятельно оценить ситуацию с этим вопросом в Узбекистане вначале перескажу некоторые  ответы специалистов поставщика коммунальных услуг и официального государственного СМИ [1].

Вопрос :
«Который год жители нашего дома зимой мучаются с отоплением, а летом у нас перебои с подачей холодной воды. Тем не менее платим за все по полной программе, без всякого перерасчета. Коммунальщикам трудно что-то доказать, они всегда правы.
Существуют ли показатели качества коммунальных услуг ? Каковы допустимые отклонения от них ? Какими документами предусмотрены условия снижения оплаты услуг за превышение допустимой продолжительности отклонений ? Как можно снизить расходы на коммунальные услуги, как произвести перерасчет за неполученные услуги или ненадлежащее их качество ?»

Тезисное изложение ответа :

А). Предоставление коммунальных услуг - сложная сфера взаимоотношений, в которых участвуют четыре стороны – потребитель, товарищество частных собственников жилья, поставщик и государство.

Б). Есть несколько вариантов снижения расходов населения на коммунальные услуги.
Во-первых, оплачивать только фактически полученные услуги. Товарищество или управляющая организация должны представлять интересы потребителей при оформлении актов о снижении качества коммунальных услуг, перерывах их поставки и так далее.
Во-вторых, установить внутридомовые приборы учета (счетчики).

Г). Данные вопросы регулируются Правилам предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан [2].
В соответствии с этими Правилами :
Должен быть заключен договор с поставщиками.
При обнаружении несоответствующего их качества потребитель вправе требовать от исполнителя уменьшения оплаты услуг.
За нарушение установленных договором сроков устранения недостатков качества предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в их предоставлении исполнитель обязан уплатить ему неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости услуги за каждый день, час (если срок определен в часах) просрочки.

Д). Вопрос перерасчета регулируется Положением об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан [3].
В соответствии с этим Положением :
Для перерасчета нужен акт, составленный и обязательно подписанный четырьмя лицами - собственником жилья, поставщиком коммунальных услуг,  представителями органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и товарищества частных собственников жилья. В противном случае данный акт не имеет юридической силы.
Если поставщик отказывается его подписать, он обязан письменно мотивировать причины своего отказа. Если поставщик не дал писменного мотивировоанного ответа обращайтесь в суд.

Вопросы :
«Как можно произвести перерасчет за недополученную тепловую энергию ? Иногда тепловики не подписывают акт, подтверждающий недопоставку тепла потребителю. Как быть в таком случае ?
Каковы допустимые перерывы в теплоснабжении потребителей ? Перерывы в поставке горячей воды фиксирует счетчик, а как быть с отоплением ? В каких случаях при перерывах поставки тепловой энергии возможен перерасчет ?
Как должны отражаться недопоставка и снижение качественных параметров тепловой энергии на оплате за ее потребление ?»

Тезисное изложение ответа :

А). Перерасчет регламентируется Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан [4].

Б). Для перерерасчет нужен акт, составленный и обязательно подписанный четырьмя лицами - собственником жилья, поставщиком коммунальных услуг,  представителями органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и товарищества частных собственников жилья. В противном случае данный акт не имеет юридической силы.

В). При неявке представителя поставщика коммунальных услуг акт составляется потребителем в присутствии представителей ТЧСЖ и органов самоуправления граждан, однако согласно вышеуказанного он не имеет юридической силы..

Вопрос :
«В квартире отсутствует отопление. Как быть в такой ситуации, можно ли установить автономное отопление.»

Тезисное изложение ответа :

А). Данный вопрос регулируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда [5], Правилами предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан [6], пунктом 16 Строительных норм и правил 1.04.05-06 "Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости здания", Статья 24 Жилищного кодекса.

Б). Нет нельзя без разрешения органов государственной власти на местах и поставщика коммунальных услуг, а также дан большой перечень случаев, когда вообще нельзя.

В). Потребитель несет ответственность по статьям 99, 101, 159 Кодекса об административной ответственности.

Таким образом, при ответе на поставленные вопросы идет ссылка на

·       Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 1 февраля 1999 года N 616.
·       Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан. Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 20 февраля 1999 года N 648.
·       Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан. Утверждено Приказом генерального директора Агентства "Узкоммунхизмат" от 12.08.2002 г. N 68, зарегистрированным МЮ 13.09.2002 г. N 1173.

Я как юрист, экономист и потребитель коммунальных услуг отмечаю несколько важных моментов.

Чтобы защитить свои права у меня должен быть :
·       Договор с поставщиком коммунальных услуг.
·       Акт, составленный и обязательно подписанный четырьмя лицами - собственником жилья, поставщиком коммунальных услуг,  представителями органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и товарищества частных собственников жилья. Без подписей и печатей этих организаций данный акт не имеет юридической силы.
·       Нормативно – правовой акт устанавливаюший соответствующие нормативы.
·       А при поставке некачественной воды необходимо также иметь соответствующий акт – заключение компетентного органа.

При отсутствии этих документов никакой суд (имеется ввиду суд в Узбекистане) не вынесен в мою пользу решения.

Однако :
·       Никакие договора поставщики коммунальных услуг с гражданами в большинстве случаев не подписывают.
·       Получить подпись в Акте представителя коммунальных служб практически невозможно, так как его просто могут уволить за это, а заверить его подпись печатью организации это вообще фантастика. Объяснение простое – кто добровольно подпишется чтобы ему не платили ?
·       Даже чтобы получить подписи представителя органа самоуправления граждан (махаллинского комитета) и товарищества частных собственников жилья простой гражданин должен много дней бегать и уговаривать их.
·       Нормативно – правовых актов нет.
·       Получить акт-заключение можно, но связано со значительными затратами нервов, времени и средств.

Тогда что же делать ?

Вариант первый.

Ничего не делать и продолжать платить даже за то, что много лет не получал. Таким образом Вы сэкономите деньги, время и здоровье.

Вариант второй.

Сильно разозлиться, набраться терпения, бросить работу или нанять кого - нибуть, занять деньги и начать боевые действия против коммунальных служб, местных органов власти, махалли, ТЧСЖ, а также судей.
Победа не гарантирована, но шанс есть.

Например, автору статьи однажды удалось «уговорить» весь состав межрайонного суда в г.Ташкенте, что рассматривать дело состоящее из 10 страниц в течении двух с половиной лет, это все же много даже для «справедливого и гуманного» суда в Узбекистане, а законы написаны не только для граждан, но и для судей.

Правда в другом случае, автору статьи не удалось за год «уговорить» членов Верховного суда и Ташкентского городского суда по гражданским делам, что наличие двух вступивших в законную силу, но совершенно противоположных решений судов по искам одних и техже лиц к одному и томуже ответчику, с одинаковым требованием и обоснованием, это все же перебор даже для «справедливого и гуманного» суда в Узбекистане.

Подробно эти случаи описаны автором данной статьи в статье «Роль процессуального законодательства в гражданском судопроизводстве в обеспечении соблюдения норм Конституции Республики Узбекистан, гарантирующих равные права всех граждан и равенство перед законом».

Да, чуть не забыл, законодатель, беспокоясь о нас простых гражданах своей страны (именно так и написано), фактически запретил нам направлять в суд в качестве своего представителя своих знакомых, которые квалифицированно и бесплатно представляли бы в суде наши интересы. Даже если Вы одинокий престарелый человек или с ограниченными возможностями. Это Вы также должны учесть.

Но, еще раз повторюсь, главное Ваше терпение и воля.

Вариант третьи.

Конечно всю эту работу должны делать те кто в соответствии с законами Узбекистана и обязаны это делать – орган  самоуправления граждан (махаллинский комитет) и товарищество частных собственников жилья.

Правда заставить руководителей этих органов что-то сделать очень трудно, так как они находятся в полной зависимости от местных органов государственнной власти. Это конечно грубое нарушения норм ряда законов РУз, но это реальность.

Председатели махаллинских комитетов повсеместно назначаются и снимаются местными органами государственной власти, а не гражданами, как это предусмотрено законами РУз. Мало того, грубо нарушая нормы законов, местные органы государственной власти платят им заработную плату.

О вмешательстве органов государственной власти в деятельность товариществ частных собственников жилья описано автором данной статьи в статье «Особенности становление демократии и института частной собственности в Республике Узбекистан. Влияние органов государственной власти и судебной системы на становление демократии и института частной собственности в Республике Узбекистан».

Вариант четвертый и сразу оговорюсь фантастический.

А может Премьер-министру и хокимам, а так же прокурорам надо вспомнить нормы статей 13, 19, 43, 98, 100, 101, 104, 118 Конституции РУз [7], в соответствии с которыми
·       Высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
·       Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью.
·       Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.
·       Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан, который обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.
·       К ведению местных органов власти относятся, в том числе, обеспечение законности и руководство местным коммунальным хозяйством.
·       Местные органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан, решения вышестоящих органов государственной власти.
·       Хоким в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.
·       Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан осуществляют Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры

Если Премьер-министр, хокимы и прокуроры обратят внимание на эти конституционные нормы, а также на свои обязанности, прописанные в соответствующих законах, то дела пойдут.

Тогда органы государственного управления и местные органы государственной исполнительной власти, а также прокуроры
·       обратят свой начальствующий взгляд на нужды населения, в том числе на плохую работу органов  самоуправления граждан (махаллинский комитет), товариществ частных собственников жилья, коммунальные службы;
·       прекратят вмешиваться в их дела и не на бумаге, а в действительности передадут гражданам их права, закрепленные в Коституции и ряде законов РУз;
·       прекратят защищать интересы монополистов поставщиков коммунальных услуг;
·       начнут в действительности и повседневно защищать интересы простых граждан, в том числе и через судебные органы.

Кстати, Премьер-министру, всем его подчиненным и прокурорам было бы неплохо изучить не только Конституцию РУз, но и Гражданский Кодекс РУз.

В частности :

Подраздел 4, Главу 9, § 1. «Понятие, виды и формы сделок», статьи от 101 до 109 из которых следует, что

·       Устная форма сделок действительна, если законодательством не установлена письменная форма. К таким сделкам относится сделка, в том числе, исполняемая при самом ее совершении.
В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

В нашем случае, вышеуказанное законодательство требует наличие письменнного договора для подтверждения сделки между поставщиком коммунальных услуг и гражданином.

·       В письменной форме совершаются сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
В нашем случае поставщик коммунальных услуг является юридическим лицом, ну а потребитель гражданин.

·       Несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет ее недействительности, но лишает стороны права, в случае спора, подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями.

Главу 37, § 2. Бытовой подряд. Из норм статей которого усматривается, что

·       По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина-заказчика определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом если иное не предусмотрено законодательством договор бытового подряда считается заключенным с момента выдачи подрядчиком заказчику квитанции или иного документа, подтверждающего принятие заказа.

В нашем случае, вышеуказанное законодательство требует наличие письменнного договора для подтверждения сделки между поставщиком коммунальных услуг и гражданином.

·       Договор бытового подряда относится к публичным договорам. В соответствии со ст. 358 ГК РУз при заключении публичного договора в случаях, предусмотренных законом, применяются правила, издаваемые Правительством Республики Узбекистан, которые обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие вышеуказанным требованиям, недействительны.

В нашем случае, вышеуказанные правила имеют место и требуют наличие письменнного типового договора для подтверждения сделки между поставщиком коммунальных услуг и гражданином.

Неплохо было бы изучить и Подраздел 2, Главу 26 «Понятие и условия договора», особенно в части обязательных условий договора.

После внимательного изучения вышеуказанных правовых норм Гражданского Кодекса РУз всем стало бы ясно – ни поставщики коммунальных услуг ни граждане не имеют право требовать в судах каких-либо неустоек и возмещения вреда, так как отсутствует между ними простой письменный договор.

Конечно такие предложения должностным лицам органов государственной власти это бурная фантазия автора статьи.

Но ведь мечтать не вредно, а вдруг кто-нибуть прочитает законы.

Автору статьи апоненты могут возразить – никто не запрещает гражданам подавать иски на поставщиков коммунальных услуг за непоставку этой самой услуги или поставки ее ненадлежащего качества.

На первый взгляд действительно никто не запрещает.

На второй взгляд находим, что, например :

Пленум Высшего хозяйственного суда РУз в своем постановлении от 28.12.2007 г. N 174 разъясняет
·       В соответствии со статьей 434 ГК покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать в том числе соразмерного уменьшения покупной цены.

Это хорошо.

·       Однако далее дано разъяснение, что в обоснование иска, связанного с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества, к исковому заявлению прилагаются, в том числе

Договор, соглашение, контракт, во исполнение которого произведена поставка.
А это уже плохо - у граждан его то и нет.
Стандарты или технические условия, которым должна соответствовать поставленная продукция (товар).
А их тоже нет. И поробуйте получить от санитарно эпидемеологичкой службы какую - нибуть справку о том, что питьевую воду из крана пить категорически запрещено.

После таких фантазий давайте вернемся к действительности.

Напомню, что вышеуказанные ответы специалистов коммунальных служб давались в 2010 году. Сейчас, как известно, 2014 год.

Какими нормативно-правовыми актами регулируются эти вопросы в настоящее время ?

·       Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 1 февраля 1999 года N 616.

Настоящие Правила исключены из Государственного реестра в соответствии с Приказом министра юстиции, зарегистрированным МЮ 03.12.2012 г. N 616-1, как несоответствующие законам.

·       Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан. Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 20 февраля 1999 года N 648.

Продолжают действовать.

·       Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан. Утверждено Приказом генерального директора Агентства "Узкоммунхизмат" от 12.08.2002 г. N 68, зарегистрированным МЮ 13.09.2002 г. N 1173.

Настоящее Положение утратило силу в связи с исключением из Государственного реестра Приказа гендиректора Агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированного МЮ 13.09.2002 г. N 1173 в соответствии с Приказом министра юстиции, зарегистрированным МЮ 03.12.2012 г. N 1173-2, как несоответствующее законам.

Таким образом с 2013 года по настоящее время остался только один нормативно – правовой акт из которого следует, что
«4.5. В случае обнаружения недостатков в качестве предоставляемых услуг Потребитель вправе потребовать от Исполнителя уменьшения оплаты услуг.
4.6. За нарушение установленных договором сроков устранения недостатков, качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг Исполнитель обязан уплатить Потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости услуги за каждый день, час (если срок определен в часах) просрочки».

И все.

Новые правила и положения приняты не были, что с возмущением отметило Министертсво юрисции РУз исключая из реестра вышеуказанные нормативные акты.

И мне, как потребителю, непонятно, что же мне делать, какие документы нужны , самое главное, где их взять, какая  ответственность у «исполнителя» если он не выполнит вышеуказанное, где взять договор и прочие требуемые бумажки.

То есть на сегодняшний день продекларировано, что
·       Потребитель может потребовать у поставщика коммунальных услуг уменьшить сумму, на что тому естественно наплевать.
·       Поставщик коммунальных услуг обязан заплатить потребителю установленную пеню, что поставщик естественно добровольно делать не будет.

Вот такие права потребителя и поставщика коммунальных услуг.

Я не оговорился, именно права поставщика коммунальных услуг, а не его ответственность, так как согласно этих норм данные вопросы практически и юридически отданы на откуп самого поставщика коммунальных услуг.

Ну и конечно Правила № 648 имеют норму о куче надзирателей – контролеров :
·       Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Минфине Республики Узбекистан;
·       Госсанэпиднадзор Республики Узбекистан;
·       Узгосстандарт;
·       и их органы на местах;
·       органы по защите прав потребителей;
·       органы государственной власти на местах;
·       общественные объединения потребителей;
·       Госгортехнадзор Республики Узбекистан.

Таким образом,
·       если гражданин не оплатил поставленную коммунальную услугу на защиту поставщика сразу и в соответствии с законом встает местный орган государственной исполнительной власти;
·       если поставщик коммунальных услуг напортачил, то гражданин может пойти по кругу целой когорты органов государственного управления и контроля.

Этими же Правилами № 648 утверждены условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг. Например, для
Водоснабжения
·       По бесперебойному круглосуточному водоснабжению в течение года допустимая продолжительность отклонений за расчетный период – 8 часов.
·       По составу и свойствам воды в соответствии с установленными органами Госкомсанэпидемнадзора РУз нормативами – отклонения не допускаются.
Горячее водоснабжение
·       По бесперебойному горячему водоснабжению в течение установленного договором времени – допустимая продолжительность отклонений - полные сутки.
·       По обеспечению нормативной температуры горячей воды в точке разбора не менее +60УС или +50УС для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб при закрытой системе - не более 2-х часов в сутки.
·       Состав и свойства горячей воды в соответствии с установленными органами Госсанэпидемнадзора РУз нормативами – отклонения не допускаются.

Правда здорово ?
При таких райских условиях грех на что-то жаловаться.

Вынужден Вас огорчить.
Как следует из этого мудрого документа – это только РЕКОМЕНДАЦИЯ, а не правила и нормы.

Если у нас не выполняются прямые нормы законов, то кто будет выполнять рекомендации ?

Что касается возможности отказать от некачественных поставок коммунальных услуг, в частности ХВС и ГВС, то это можно прокомментировать несколькими словами – Пожалуйста,  отказывайтесь, но ЗАПРЕЩЕНО принимать ваш отказ, а вам самостоятельно что-то делать КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО и карается законом от штрафа до уголовной ответственности.

Правда законодатель сделал некоторые уступки гражданам при споре с поставщиками коммунальных услуг и также освободил их от оплаты государственной пошлины при обращении в суд [8].

Есть еще один закон [9], который «защищает» права потребителей коммунальных услуг.

Посмотрим как он нам (потребителям) поможет.

Статья 1. «договор - устное или письменное соглашение между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) о качестве, количестве, сроках, цене и других условиях, согласно которым осуществляется купля-продажа товара, выполняется работа и оказывается услуга».

Я гарантирую, что у большинства граждан  страны нет никаких договоров.

Статья 5. Продавец (исполнитель) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы; полную информацию о правилах поставки и обслуживания.

Я гарантирую, что до большинства граждан эту информацию никто даже не пытался довести.

Статья 6. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах). В том числе обязательно
обозначение нормативной документации, обязательным требованиям которой должен соответствовать товар (работа, услуга);
перечень основных потребительских, в том числе специфических свойств;
правила и условия эффективного и безопасного использования;
информация о его сертификации.

Я гарантирую, что большинство граждан страны понятие не имеет о
·       качестве поставляемой ХВС и ГВС, составе и свойствах воды;
·       нормативах температуры горячей воды;
·       условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг;
·       допустимая продолжительность отклонений
·       и других существенных условий поставки ХВС и ГВС.

Граждане не только не знают, но и не имеют возможности достать нормативно – правовой акт, который эти вопросы регулирует,  из-за его отсутствия.

Как следует из норм этой статьи по всей стране должна быть приостановлена реализации такого товара (работы, услуги) до предоставления необходимой информации потребителю по предписанию соответствующего органа государственного управления.

Информации нет, предписаний никаких нет, несвоевременные и некачественные поставки ХВС и ГВС продолжаются, поставщик никакой ответственности не несет.

Статья 8. Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, массы и цены приобретенного товара (работы, услуги), а продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить контрольно-измерительные приборы, демонстрировать его в действии, обучать безопасному и правильному использованию, а при необходимости - направить товар на экспертизу.

Читая эту норму прямо диву даешься сколько у нас хоть и на бумаге, но все же прав.

Статья 12. Потребитель имеет право на гарантию, что приобретенный им товар (работа, услуга) изготовлен или выполнен с соблюдением требований санитарно-гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических и других действующих норм и правил, и был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда его имуществу. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги).

Правда здорово.

Единственная проблема. Когда обращаеся в органы санитарно эпидемиологической службы дать заключению по качеству питьевой воды из крана, получаешь жесткий ответ – мы не сумашедшие и не хотим чтобы нас уволили.
Но у нас народ ушлый и своими глазами видит какого цвета зачастую из крана льется вода, конечно когда льется.
Для убедительности можно набрать эту воду в стелянный балон и через некоторое время увидеть в банке различные кошмары. Но эти кошмары никому не предъявишь – нужна бумага и обязательно с печатью.

Статьи 13 и 16. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если это не было оговорено при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать в том числе
·       соразмерного уменьшения покупной цены;
·       расторжения договора с возмещением понесенных убытков;
·       с возмещением причиненных убытков и морального вреда.

Что касается этих прав потребителя то они выше уже подробно изложены.
Комментарий вкратце – эти права липовые, так как не имеют законодательно закрепленного механизма их выполнения.

Статья 19. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, объеме и качестве, установленные правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором.

Договора нет, правил нет. И эта статья закона только на бумаге.

Статья 20.  Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие рецептурных и иных недостатков товара (работы, услуги), а также применения средств, не обеспечивающих безопасность жизни, здоровья или имущества потребителя, подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем).
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) или нет.

Что касается здоровья нашего населения из-за некачественной питьевой воды или ГВС автор данной статьи этот вопрос даже поднимать не будет.
Лишь бы вода была.
А вот краны из-за некачественной ХВС и ГВС выдерживают год-два. Как доказать что по вине поставщика ХВС и ГВС они портятся ?

Статья 23. Эта статья интересная.
Государство гарантирует потребителям защиту их прав и охраняемых законом интересов при приобретении и использовании товара (работы, услуги).
Государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, а также суды.

А в статье 24 определен даже конкретный орган, который обязан защищать права потребителей – органы государственной власти на местах, которым предписано
организуют исполнение законодательства в области защиты прав потребителей;
взаимодействуют с уполномоченными государственными органами по защите прав потребителей и общественными объединениями потребителей;
рассматривают жалобы, заявления и предложения потребителей;
обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
осуществляют и другие полномочия в пределах своей компетенции.

Оказывается предложение автора статьи Премьер-министру и его подчиненным начать в действительности защищать потребителей коммунальных услуг не фантазия - это закреплено в Законе.

Статьи 25, 26. Ряд обязанностей, с некоторыми нюансами, но практические такие же как и в ст. 24,  по защите прав потребителей возложены на
·       Государственный комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов,
·       агентство "Узстандарт",
·       Министерство здравоохранения Республики Узбекистан
·       и другие органы государственного управления.

Во как здорово.

Остается все же непонятным почему органы государственного управления и государственной исполнительной власти и по нормативно – правовым актам и на практике защищают только интересы поставщиком коммунальных услуг.

Может Президент страны прочистит им мозги и даст правильную ориентацию в жизни, заставит должностных лиц выполнять требования закона ?

В любом случае, наши права, как потребителей коммунальных услуг хоть и на бумаге, но защищены.

И главное, в соответствии с этим законом, нам, как потребителям все равно есть договор или нет, есть правила, положения, нормы или нет.

Пускай об этом болит голова у соответствующих должностных лиц органов  государственного управления и государственной исполнительной власти, в том числе и у Премьер-министра.

И пускай они, как и указано в законе, контролируют, проверяют, составляю необходимые акты и подают в суд иски на недобросовестных поставщиков коммунальных услуг.

Думаю если это начнется, то придется создать специальный суд, который будет рассматривать только эти иски. Пока ни об одном таком иске я не слышал.

Общий вывод – Закон конечно «красивый», но, как и многие другие законы и нормативно – правовые акты в Узбекистане, бесполезный.

Далее:

Назад:

Меню




[1] Ответы подготовлены-  специалистами УП ПО "Тошиссиккуввати". “Норма”, N 19, 11 мая  2010 г., “Налоговые и таможенные вести”, N 7, 6 февраля 2009 г.
[2] Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 20 февраля 1999 года N 648.
[3] Утверждено Приказом генерального директора Агентства "Узкоммунхизмат" от 12.08.2002 г. N 68, зарегистрированным МЮ 13.09.2002 г. N 1173.
[4] Утверждено Приказом генерального директора Агентства "Узкоммунхизмат" от 12.08.2002 г. N 68, зарегистрированным МЮ 13.09.2002 г. N 1173.

[5] Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 1 февраля 1999 года N 616.
[6] Утверждены Министерством коммунального обслуживания, зарегистрированы МЮ 20 февраля 1999 года N 648.


[7] Конституция Республики Узбекистан 1992 года, в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II.

[8] Часть вторая статьи 29 Закона "О защите прав потребителей"; статья 329, часть 1, абзац 22 Налогового кодекса РУз, утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136, введен в действие с 01.01.2008 г. настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[9] Закон Руз от 26.04.1996 г. N 221-I «О защите прав потребителей». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.

Комментариев нет:

Отправить комментарий