Глава IV. Счетчики учета поставки ХВС и ГВС.
Не секрет, что в
Узбекистане достаточно тяжелое положение с водой. Экономия воды является
жизненно необходимым для страны.
На сегодняшний
день основным действенным способом, побуждающим потребителя экономить воду,
является, по мнению Премьер-министра и других государственных чиновников,
приборы учета потребления (счетчики).
Наличие
счетчиков позволяет
· с одной стороны
оплачивать не по расчетным показателям, а именно за количество потребления;
· с другой стороны
именно самому потребителю контролировать
экономию потребления, а, следовательно, и свои деньги.
Правительство
предприняло некоторые хотя и не подготовленные, но все же необходимые меры в
этом направлении.
В
1995 году Правительство приняло Постановление [1]
и поручило Совету Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и
города Ташкента, министерствам, ведомствам, корпорациям, ассоциациям,
концернам:
·
ввод в эксплуатацию
вновь строящихся жилых домов и объектов
социально-культурного назначения начиная
с 1 января
1996 года осуществлять только
после установки у потребителя приборов учета воды и газа;
·
до 1 сентября
1995 года разработать
и утвердить областные (городские) программы
по поэтапному переводу
существующего жилья и
объектов социально-культурного назначения
на коммерческий учет энергоносителей с использованием
приборов учета воды и газа.
Данным Постановлением утверждено
«Положение об установке и эксплуатации приборов учета воды и газа в жилом фонде
и объектах социально-культурного назначения», в пункте IV.1 которого указано, что «Устанавливается
поэтапный переход на повсеместный учет энергоносителей по мере насыщения рынка
приборами учета воды и газа».
Правда какие это этапы осталось
неизвестным.
В 1998 году принято еще одно Постановление [2],
пунктом 3 которого Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам
областей и г. Ташкента поручено «до
2000 года завершить
работы по установке приборов
учета и регулирования потребления тепла,
газа, воды на
вводах всех многоквартирных жилых
домов. Совместно с
Министерством финансов
Республики Узбекистан определить источники финансирования этих работ».
В данном
постановлении представляет интерес и некоторые меры по реализации Концепции углубления экономических реформ в системе
коммунального обслуживания населения Республики Узбекистан, предусмотренные в
Приложении № 2 [3].
Так,
· Пунктом 14 поручено Минфину,
Минмакроэкономстату, Узбекскому агентству “Узкоммунхизмат”, хокимиятам областей
и г. Ташкента и Совету Министров Республики Каракалпакстан к декабрю 1998 г.
раработать проект постановления Кабинета Министров «Порядок финансирования
установки и эксплуатации приборов учета энергоносителей».
· Пунктом 32 поручено Совету Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Узбекскому
агентству “Узкоммунхизмат” в 1998-2000 гг. разработать мероприятия «Развитие
производства по изготовлению приборов учета воды, газа, тепловой энергии и
выпуска пластмассовых труб с привлечением иностранных фирм».
· Пунктом 33 поручено Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам
областей и г. Ташкента, Узбекскому агентству “Узкоммунхизмат”, Минсельводхозу и
другим министерствам и ведомствам в 2000-2005 гг. разработать мероприятия «Завершение установки приборов учета и
регулирования потребления воды, газа и других энергоносителей: - на вводах
жилых домов; - в каждой квартире».
Таким образом Правительство все же пришло к выводу, что
одного пожелания недостаточно и необходимо сначала произвести счетчики,
определить источник финансирования установки счетчиков, а уж только потом устанавливать
эти самые счетчики.
Уже хорошо.
Появились также
·
и ответственные за это органы
государственного управления и исполнительной власти,
·
и реальные сроки – до 2005 года.
В 2005 году появилось новое Постановление [4],
пунктом 1 которого утверждена Программа внедрения современной
системы учета предоставляемых населению коммунальных услуг, предусматривающую
полное завершение установки приборов учета в следующие сроки:
·
холодной воды - до 1 июля 2007 года согласно приложениям NN 2
и 2а;
·
горячей воды - до 1 июля 2007 года согласно приложению N 3;
Естественно, в силу имеющегося в Узбекистане обычая
разрабатывать программы в точном соответствии с указанием начальства и
соответствующей исполнительской дисциплины государственных чиновников, в 2006
году было принято еще одно Постановление [5],
которым предыдущие программы были отменены и пунктом 1 утверждена новая
программа, а сроки полное завершение установки приборов учета изменены
·
холодной воды - до 1 июля 2008 года согласно приложениям NN 1
и 1а;
·
горячей воды - до 1 июля 2008 года согласно приложению N 2.
Посколько сами программы, утвержденные Правительством, и в
2005 и 2006 гг. ничего кроме количества счетчиков не предусматривали, 2007 году
принято еще одно Постановление [6],
но уже Президента РУз, которым, наконец-то,
·
Определены ответственные - Узбекское агентство
"Узкоммунхизмат" и территориальные предприятия водоснабжения и
теплоснабжения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей
и г. Ташкента.
·
Утверждены источники финансирования
и суммы проекта
"Оснащение жилищного фонда Республики Узбекистан
приборами учета холодной и
горячей воды".
· Возложена на генерального директора Узбекского агентства
"Узкоммунхизмат", председателя Совета Министров Республики
Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента персональную ответственность за,
в том числе, выполнение утвержденной постановлением Кабинета Министров от 8
августа 2006 года N 166 Программы оснащения жилищного фонда (квартир и
индивидуальных жилых домов) приборами учета холодной и горячей воды до 1 июля
2008 года;
·
Утверждено Положение о порядке приобретения, установки и
эксплуатации узлов учета холодной и горячей воды в многоквартирных и
индивидуальных жилых домах в рамках реализации проекта "Оснащение
жилищного фонда Республики Узбекистан приборами учета холодной и горячей воды».
В Положении определено, в том числе,
· Что Министерство финансов Республики Узбекистан совместно с Советом
Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента,
Узбекским агентством "Узкоммунхизмат" формирует в установленном
порядке цены (тарифы) на поставку холодной и горячей воды.
· Ответственными являются Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" и
территориальные предприятия водоснабжения и теплоснабжения Совета Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
·
Счетчики устанавливаются за счет
средств населения.
·
Указано откуда взять эти счетчики.
Правда многие действующие сегодня нормы этого Положения не
выполняются или выполняются откровенно искаженнно.
Так, например.
· Пунктом 6.4 предусмотрено, что гарантийный срок на счетчик воды
устанавливается с момента установки и должен быть не менее 4-х лет.
Ключевое слово «не менее» было естественно отброшено и в актах по
установке счетчиков ГВС, указывается 4-е года, а не 5-ть, как в паспорте.
Понятно, что это не выгодно населению, но выгодно и поставщикам ГВС и
лабораториям, которые проверяют эти счетчики.
· Раздел III предусматривает
одновременую установку счетчиков по всем квартирам дома, а также активное
фактическое и юридическое участие в этом
товариществ частных собственников жилья и органов самоуправления
граждан.
Естественно этот пункт не выполняется вообще в силу незаинтересованности
исполнителей проекта.
·
Утвержден также Типовой договор на
установку, техническое обслуживание и эксплуатацию узла учета холодной
(горячей) воды, который обязаны заключать поставщики ХВС и ГВС с гражданами.
Однако никакие договора поставщики ГВС и ХВС естественно
не заключают, так как им это просто не выгодно, предусмотрено слишком много их
обязанностей.
Естественно и
данное Постановление выполнено не было из-за нехватки самих счетчиков,
незаинтересованности поставщиков ХВС и ГВС и потребителей юридических лиц, а
также непонимания потребителей физических лиц является ли это выгодным.
Каким же образом
государственные органы управления и исполнительной власти предполагали внедрять
эти счетчики ?
Пункт 20 Положения [7]
поручил поставщикам воды и ТЧСЖ
Проводить
разъяснительную работу среди населения о возможности достижения реальной
экономии средств на оплату услуг по водоснабжению за счет внедрения счетчиков
воды и необходимости обеспечения доступа к месту установки узла учета воды
(своевременной его подготовки к установке);
и оказывать
помощь малообеспеченным семьям по оплате за установку узлов учета воды путем
компенсации в форме оказания им материальной помощи в соответствии с
законодательством.
Пунктом
8 Комплексных мероприятий [8]
на территориальные комиссии, СМ Республики
Каракалпакстан и хокимияты областей, ассоциации товариществ частных
собственников жилья, органы самоуправления граждан, религиозные организации,
организации водоснабжения и канализации, Агентство
"Узкоммунхизмат",
Минэкономики, Минфин возложена обязанность по проведению масштабной разъяснительной
работы среди населения, бюджетных организаций и прочих потребителей
коммунальных услуг о необходимости установки приборов учета воды (через органы
самоуправления граждан, СМИ и т.д.).
При этом данным Постановление возложена на генерального директора
Агентства "Узкоммунхизмат", Председателя Совета Министров Республики
Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов персональная
ответственность за реализацию комплексных мероприятий и Программы.
Таким образом.
Первоначальные
сроки завершения установки приборов учета и
регулирования потребления воды, газа и других энергоносителей: - на вводах
жилых домов; - в каждой квартире установлены до 2006 года [9].
Затем эти сроки
перенесены [10]
до 1 июля
2007 года.
Затем эти сроки
опять перенесли [11]
до 1 июля 2008 года.
В дальнейшем
Правительство перестало переносить сроки, видимо наконец поняв, что это уже не
смешно.
Руководители УП
ПО «Тошиссиккуввати» («Таштеплоэнерго») сообщили, что на 01.11.2013 года в
г.Ташкенте, а это все-таки столица и образец для всей страны, установлены
счетчики учета ГВС только в 76% квартир [12].
Через 8-мь лет
высший руководитель страны сообразил все же, что надо не только устанавливать
сроки, но и организовать установку
счетчиков, в том числе кому, что, как делать и за счет кого, а также необходимо
проводить разъяснительную работу среди населения
[13].
Через 14-ть лет и Правительство пришло к выводу, что надо проводить
разъяснительную работу среди населения, бюджетных организаций и прочих потребителей
коммунальных услуг о необходимости установки приборов учета воды [14].
Однако Правительство как всегда возложило эту обязанность на кучу государственных органов управления и
исполнительной власти, то есть ни на кого.
Я, как гражданин
Узбекистана, постоянно проживающий в г.Ташкенте, могу заверить, что никакой
внятной разъяснительной работы не проводилось, то есть и это решение Президента
и Правительства было сорвано государственными органами управления, исполнительной власти и поставщиками
коммунальных услуг.
Приведенные ниже
расчеты показывают, что даже при существующих тарифах оплата по счетчику за
воду почти в два раза ниже за ГВС и более чем в шесть раз ниже по ХВС.
Таблица № 7.1.
ГВС
|
куб.м на то же
количество человек
|
Разница в разы
в пользу счетчика
|
||
Чел
|
1,00
|
2,00
|
||
количество
месяцев
|
1,00
|
количество
месяцев
|
1,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
9 860,67
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
2 524,99
|
|
сумма без
коэффициента
|
9 860,67
|
5 049,98
|
1,95
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
14 791,01
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
14 791,01
|
сумма
|
5 049,98
|
2,93
|
Таблица № 7.2.
ГВС
|
куб.м на то же
количество человек
|
Разница в разы
в пользу счетчика
|
||
Чел
|
3,00
|
6,00
|
||
количество
месяцев
|
1,00
|
количество
месяцев
|
1,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
9 860,67
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
2 524,99
|
|
сумма без
коэффициента
|
29 582,01
|
15 149,94
|
1,95
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
14 791,01
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
44 373,02
|
сумма
|
15 149,94
|
2,93
|
Таблица № 7.3.
ХВС
|
куб.м на то же
количество человек
|
Разница в разы
в пользу счетчика
|
||
Чел
|
1,00
|
3,00
|
||
количество
месяцев
|
1,00
|
количество
месяцев
|
1,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
3604
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
294,00
|
|
сумма без
коэффициента
|
3604
|
882,00
|
4,09
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
5405
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
5405
|
сумма
|
882,00
|
6,13
|
Таблица № 7.4.
ХВС
|
куб.м на то же
количество человек
|
Разница в разы
в пользу счетчика
|
||
Чел
|
3,00
|
9,00
|
||
количество
месяцев
|
1,00
|
количество
месяцев
|
1,00
|
|
тариф на 1 человека
с 01.04.2014 г.
|
3604
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
294,00
|
|
сумма без
коэффициента
|
10810
|
4,09
|
||
тариф с
коэффициентом 1,5
|
5405
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
16216
|
сумма
|
2 646
|
6,13
|
Примечание :
· Расчет расхода воды в куб.м сделан автором данной статьи из опыта своей
семьи. При этом семья экономила расход воды.
· Расчеты
показывают, что данное соотношение не зависимо от количества членов семьи и не
меняется.
Данные расчеты
на первый взгляд показывают, что установка счетчиков выгодна.
Но это только на
первый взгляд, который очень удобен для государственных чиновников.
Существует еще и
стоимость самого счетчика и обязательная регулярная проверка счетчиков на
исправность.
Вот здесь и появляется некоторое неудобство, которые видимо и мешает государственным
чиновникам проводить честную и активную разъяснительную работу с населением о
выгодности установки счетчиков.
Расчеты показывают, что отсутствие
убытков (не путать с экономией средств) при установке счетчика может быть, если количество членов семьи
не менее
·
по ГВС – 2 человека,
·
по ХВС – 3 человека
Конечно автор данной статьи не претендует на чистоту данных расчетов.
Существует различные факторы, влияющие на количество потребления ХВС и ГВС,
например, возраст членов семьи. Влияют и другие факторы, например, экономическое состояние страны и уровень
инфляции.
Но в целом расчеты дают правильную общую картину.
Таблица № 8.1.
ГВС
|
куб.м на то же
количество человек
|
Разница в
сумах в пользу счетчика
|
||
чел
|
1,00
|
24,00
|
||
количество
месяцев
|
12,00
|
количество
месяцев
|
12,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
9 860,67
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
2 524,99
|
|
сумма без
коэффициента
|
118 328,04
|
60 599,76
|
57 728,28
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
14 791,01
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
177 492,06
|
сумма
|
60 599,76
|
116 892,30
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без
коэффициента
|
1 056 907
|
380 165
|
676 742
|
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с коэффициентом
|
1 585 360
|
380 165
|
1 205 195
|
|
стоимость
счетчика с установкой в 2014 г
|
120 000
|
|||
сумма расходов
на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.
|
100 000
|
|||
Сумма расходов
на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции
|
720 337
|
|||
Экономия при
оплате без коэффициента
|
-163 595
|
|||
Экономия при
оплате с коэффициентом
|
364 859
|
Таблица № 8.2.
ГВС
|
Разница в
сумах в пользу счетчика
|
|||
Чел
|
2,00
|
куб.м на то же
количество человек
|
48,00
|
|
количество
месяцев
|
12,00
|
количество месяцев
|
12,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
9 860,67
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
2 524,99
|
|
сумма без
коэффициента
|
236 656,08
|
121 199,52
|
115 456,56
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
14 791,01
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
354 984
|
сумма
|
121 200
|
233 785
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без
коэффициента
|
2 113 814
|
760 330
|
1 353 484
|
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с
коэффициентом
|
3 170 721
|
760 330
|
2 410 391
|
|
стоимость счетчика с установкой в 2014 г
|
120 000
|
|||
сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.
|
100 000
|
|||
Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции
|
720 337
|
|||
Экономия при оплате без коэффициента
|
513 147
|
|||
Экономия при оплате с коэффициентом
|
1 570 054
|
Таблица № 8.3.
ХВС
|
Разница в
сумах в пользу счетчика
|
|||
Чел
|
1,00
|
куб.м на то же
количество человек
|
36,00
|
|
количество
месяцев
|
12,00
|
количество
месяцев
|
12,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
3 603,46
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
294,00
|
|
сумма без
коэффициента
|
43 241,52
|
10 584,00
|
32 657,52
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
5 405,19
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
64 862
|
сумма
|
10 584
|
54 278
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без
коэффициента
|
386 234
|
66 397
|
319 836
|
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с
коэффициентом
|
579 350
|
66 397
|
512 953
|
|
стоимость счетчика с установкой в 2014 г
|
120 000
|
|||
сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.
|
100 000
|
|||
Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции
|
720 337
|
|||
Экономия при оплате без коэффициента
|
-520 501
|
|||
Экономия при оплате с коэффициентом
|
-327 384
|
Таблица № 8.4.
ХВС
|
Разница в
сумах в пользу счетчика
|
|||
Чел
|
3
|
куб.м на то же
количество человек
|
108,00
|
|
количество
месяцев
|
12,00
|
количество
месяцев
|
12,00
|
|
тариф на 1
человека с 01.04.2014 г.
|
3 603,46
|
тариф за 1
куб.м с 01.04.2014 г.
|
294,00
|
|
сумма без
коэффициента
|
129 724,56
|
31 752,00
|
97 972,56
|
|
тариф с
коэффициентом 1,5
|
5 405,19
|
|||
сумма с
коэффициентом
|
194 587
|
сумма
|
31 752
|
162 835
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без
коэффициента
|
1 158 701
|
199 192
|
959 509
|
|
сумма оплаты
за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с
коэффициентом
|
1 738 051
|
199 192
|
1 538 859
|
|
стоимость
счетчика с установкой в 2014 г
|
120 000
|
|||
сумма расходов
на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.
|
100 000
|
|||
Сумма расходов
на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции
|
720 337
|
|||
Экономия при
оплате без коэффициента
|
119 172
|
|||
Экономия при
оплате с коэффициентом
|
698 522
|
Далее:
Назад:
[1] Постановление Кабинета Министров РУз от 26.05.1995
года N 185. В настоящее
Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ
РУз от 03.03.2014 г. N 45.
[2] Постановление Кабинета Министров РУз от 03.11.1998
года N 461. В настоящее
Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ
РУз от 18.05.2005 г. N 127.
[3] Приложение в редакции Постановления КМ РУз от
13.02.2001 г. N 74.
[4] Постановление
Кабинета Министров РУз от 11.02.2005 года N 61. В настоящее Постановление внесены последние изменения в
соответствии с Постановлением КМ РУз от 15.10.2009 г. N 274.
[7] Приложение N 3 к
Постановлению Президента РУз от 03.01.2007 г. N ПП-553 «Положение о порядке
приобретения, установки и эксплуатации узлов учета холодной и горячей воды в
многоквартирных и индивидуальных жилых домах в рамках реализации проекта
"Оснащение жилищного фонда Республики Узбекистан приборами учета холодной
и горячей воды".
[8] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.11.2012 г.
N 337 «Комплексные мероприятия по повышению эффективности работы организаций
водоснабжения и канализации.
[14] Постановлением КМ РУз от
30.11.2012 г. N 337.
Комментариев нет:
Отправить комментарий