Часть 4: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов



Глава IV. Счетчики учета поставки ХВС и ГВС.

Не секрет, что в Узбекистане достаточно тяжелое положение с водой. Экономия воды является жизненно необходимым для страны.

На сегодняшний день основным действенным способом, побуждающим потребителя экономить воду, является, по мнению Премьер-министра и других государственных чиновников, приборы  учета потребления (счетчики).

Наличие счетчиков  позволяет
·       с одной стороны оплачивать не по расчетным показателям, а именно за количество потребления;
·       с другой стороны именно самому потребителю  контролировать экономию потребления, а, следовательно, и свои деньги.

Правительство предприняло некоторые хотя и не подготовленные, но все же необходимые меры в этом направлении.

В 1995 году Правительство приняло Постановление [1] и поручило Совету  Министров   Республики  Каракалпакстан,   хокимиятам областей  и  города  Ташкента,  министерствам,  ведомствам, корпорациям, ассоциациям, концернам:
·       ввод  в  эксплуатацию  вновь  строящихся  жилых домов и объектов социально-культурного  назначения   начиная  с   1  января   1996   года осуществлять только после установки у потребителя приборов учета воды  и газа;
·       до  1  сентября  1995  года  разработать  и  утвердить областные (городские)  программы  по  поэтапному  переводу  существующего  жилья и объектов   социально-культурного   назначения   на   коммерческий   учет энергоносителей с использованием приборов учета воды и газа.

Данным Постановлением утверждено «Положение об установке и эксплуатации приборов учета воды и газа в жилом фонде и объектах социально-культурного назначения», в пункте IV.1 которого указано, что «Устанавливается поэтапный переход на повсеместный учет энергоносителей по мере насыщения рынка приборами учета воды и газа».
Правда какие это этапы осталось неизвестным.

В 1998 году принято еще одно Постановление [2], пунктом 3 которого Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента поручено «до  2000  года  завершить  работы  по установке приборов учета и регулирования   потребления   тепла,   газа,   воды   на   вводах   всех многоквартирных  жилых   домов.  Совместно   с  Министерством   финансов Республики Узбекистан определить источники финансирования этих работ».
В данном постановлении представляет интерес и некоторые меры по реализации Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения Республики Узбекистан, предусмотренные в Приложении № 2 [3].

Так,
·       Пунктом 14 поручено Минфину, Минмакроэкономстату, Узбекскому агентству “Узкоммунхизмат”, хокимиятам областей и г. Ташкента и Совету Министров Республики Каракалпакстан к декабрю 1998 г. раработать проект постановления Кабинета Министров «Порядок финансирования установки и эксплуатации приборов учета энергоносителей».
·       Пунктом 32 поручено Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Узбекскому агентству “Узкоммунхизмат” в 1998-2000 гг. разработать мероприятия «Развитие производства по изготовлению приборов учета воды, газа, тепловой энергии и выпуска пластмассовых труб с привлечением иностранных фирм».
·       Пунктом 33 поручено Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Узбекскому агентству “Узкоммунхизмат”, Минсельводхозу и другим министерствам и ведомствам в 2000-2005 гг. разработать мероприятия  «Завершение установки приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоносителей: - на вводах жилых домов; - в каждой квартире».

Таким образом Правительство все же пришло к выводу, что одного пожелания недостаточно и необходимо сначала произвести счетчики, определить источник финансирования установки счетчиков, а уж только потом устанавливать эти самые счетчики.

Уже хорошо.

Появились также
·       и ответственные за это органы государственного управления и исполнительной власти,
·       и реальные сроки – до 2005 года.

В 2005 году появилось новое Постановление [4], пунктом 1 которого утверждена Программа внедрения современной системы учета предоставляемых населению коммунальных услуг, предусматривающую полное завершение установки приборов учета в следующие сроки:
·       холодной воды - до 1 июля 2007 года согласно приложениям NN 2 и 2а;
·       горячей воды - до 1 июля 2007 года согласно приложению N 3;

Естественно, в силу имеющегося в Узбекистане обычая разрабатывать программы в точном соответствии с указанием начальства и соответствующей исполнительской дисциплины государственных чиновников, в 2006 году было принято еще одно Постановление [5], которым предыдущие программы были отменены и пунктом 1 утверждена новая программа, а сроки полное завершение установки приборов учета изменены
·       холодной воды - до 1 июля 2008 года согласно приложениям NN 1 и 1а;
·       горячей воды - до 1 июля 2008 года согласно приложению N 2.

Посколько сами программы, утвержденные Правительством, и в 2005 и 2006 гг. ничего кроме количества счетчиков не предусматривали, 2007 году принято еще одно Постановление [6], но уже Президента РУз, которым, наконец-то,
·       Определены ответственные - Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" и территориальные предприятия водоснабжения и теплоснабжения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
·       Утверждены источники финансирования и суммы проекта   "Оснащение   жилищного  фонда Республики   Узбекистан   приборами  учета холодной и горячей воды".
·       Возложена на генерального директора Узбекского агентства "Узкоммунхизмат", председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента персональную ответственность за, в том числе, выполнение утвержденной постановлением Кабинета Министров от 8 августа 2006 года N 166 Программы оснащения жилищного фонда (квартир и индивидуальных жилых домов) приборами учета холодной и горячей воды до 1 июля 2008 года;
·       Утверждено Положение о порядке приобретения, установки и эксплуатации узлов учета холодной и горячей воды в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в рамках реализации проекта "Оснащение жилищного фонда Республики Узбекистан приборами учета холодной и горячей воды».

В Положении определено, в том числе,
·       Что Министерство финансов Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, Узбекским агентством "Узкоммунхизмат" формирует в установленном порядке цены (тарифы) на поставку холодной и горячей воды.
·       Ответственными являются Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" и территориальные предприятия водоснабжения и теплоснабжения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
·       Счетчики устанавливаются за счет средств населения.
·       Указано откуда взять эти счетчики.

Правда многие действующие сегодня нормы этого Положения не выполняются или выполняются откровенно искаженнно.

Так, например.
·       Пунктом 6.4 предусмотрено, что гарантийный срок на счетчик воды устанавливается с момента установки и должен быть не менее 4-х лет.
Ключевое слово «не менее» было естественно отброшено и в актах по установке счетчиков ГВС, указывается 4-е года, а не 5-ть, как в паспорте. Понятно, что это не выгодно населению, но выгодно и поставщикам ГВС и лабораториям, которые проверяют эти счетчики.
·       Раздел III предусматривает одновременую установку счетчиков по всем квартирам дома, а также активное фактическое и юридическое участие в этом  товариществ частных собственников жилья и органов самоуправления граждан.
Естественно этот пункт не выполняется вообще в силу незаинтересованности исполнителей проекта.
·       Утвержден также Типовой договор на установку, техническое обслуживание и эксплуатацию узла учета холодной (горячей) воды, который обязаны заключать поставщики ХВС и ГВС с гражданами.
Однако никакие договора поставщики ГВС и ХВС естественно не заключают, так как им это просто не выгодно, предусмотрено слишком много их обязанностей.

Естественно и данное Постановление выполнено не было из-за нехватки самих счетчиков, незаинтересованности поставщиков ХВС и ГВС и потребителей юридических лиц, а также непонимания потребителей физических лиц является ли это выгодным.

Каким же образом государственные органы управления и исполнительной власти предполагали внедрять эти счетчики ?

Пункт 20 Положения [7] поручил поставщикам воды и ТЧСЖ
Проводить разъяснительную работу среди населения о возможности достижения реальной экономии средств на оплату услуг по водоснабжению за счет внедрения счетчиков воды и необходимости обеспечения доступа к месту установки узла учета воды (своевременной его подготовки к установке);
и оказывать помощь малообеспеченным семьям по оплате за установку узлов учета воды путем компенсации в форме оказания им материальной помощи в соответствии с законодательством.

Пунктом 8 Комплексных мероприятий [8] на территориальные комиссии, СМ Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, ассоциации товариществ частных собственников жилья, органы самоуправления граждан, религиозные организации, организации водоснабжения и канализации, Агентство "Узкоммунхизмат",  Минэкономики, Минфин возложена обязанность по проведению масштабной разъяснительной работы среди населения, бюджетных организаций и прочих потребителей коммунальных услуг о необходимости установки приборов учета воды (через органы самоуправления граждан, СМИ и т.д.).
При этом данным Постановление возложена на генерального директора Агентства "Узкоммунхизмат", Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов персональная ответственность за реализацию комплексных мероприятий и Программы.

Таким образом.

Первоначальные сроки завершения установки приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоносителей: - на вводах жилых домов; - в каждой квартире установлены до 2006 года [9].
Затем эти сроки перенесены [10]  до 1 июля 2007 года.
Затем эти сроки опять перенесли [11] до 1 июля 2008 года.
В дальнейшем Правительство перестало переносить сроки, видимо наконец поняв, что это уже не смешно.

Руководители УП ПО «Тошиссиккуввати» («Таштеплоэнерго») сообщили, что на 01.11.2013 года в г.Ташкенте, а это все-таки столица и образец для всей страны, установлены счетчики учета ГВС только в 76% квартир [12].

Через 8-мь лет высший руководитель страны сообразил все же, что надо не только устанавливать сроки, но  и организовать установку счетчиков, в том числе кому, что, как делать и за счет кого, а также необходимо проводить разъяснительную работу среди населения [13].

Через 14-ть лет и Правительство пришло к выводу, что надо проводить разъяснительную работу среди населения, бюджетных организаций и прочих потребителей коммунальных услуг о необходимости установки приборов учета воды [14].
Однако Правительство как всегда возложило эту обязанность на кучу государственных органов управления и исполнительной власти, то есть ни на кого.

Я, как гражданин Узбекистана, постоянно проживающий в г.Ташкенте, могу заверить, что никакой внятной разъяснительной работы не проводилось, то есть и это решение Президента и Правительства было сорвано государственными органами управления, исполнительной власти и поставщиками коммунальных услуг.

Приведенные ниже расчеты показывают, что даже при существующих тарифах оплата по счетчику за воду почти в два раза ниже за ГВС и более чем в шесть раз ниже по ХВС.

Таблица № 7.1.

ГВС


куб.м на то же количество человек 
Разница в разы в пользу счетчика
Чел
1,00

2,00

количество месяцев
1,00
количество месяцев
1,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
9 860,67
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
2 524,99

сумма без коэффициента
9 860,67

5 049,98
1,95
тариф с коэффициентом 1,5
14 791,01



сумма с коэффициентом
14 791,01
сумма
5 049,98
2,93

Таблица № 7.2.

ГВС


куб.м на то же количество человек 
Разница в разы в пользу счетчика
Чел
3,00

6,00

количество месяцев
1,00
количество месяцев
1,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
9 860,67
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
2 524,99

сумма без коэффициента
29 582,01

15 149,94
1,95
тариф с коэффициентом 1,5
14 791,01



сумма с коэффициентом
44 373,02
сумма
15 149,94
2,93

Таблица № 7.3.

ХВС


куб.м на то же количество человек
Разница в разы в пользу счетчика
Чел
1,00

3,00

количество месяцев
1,00
количество месяцев
1,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
3604
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
294,00

сумма без коэффициента
3604

882,00
4,09
тариф с коэффициентом 1,5
5405



сумма с коэффициентом
5405
сумма
882,00
6,13

Таблица № 7.4.

ХВС


куб.м на то же количество человек 
Разница в разы в пользу счетчика
Чел
3,00

9,00

количество месяцев
1,00
количество месяцев
1,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
3604
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
294,00

сумма без коэффициента
10810


4,09
тариф с коэффициентом 1,5
5405



сумма с коэффициентом
16216
сумма
2 646
6,13

Примечание :
·       Расчет расхода воды в куб.м сделан автором данной статьи из опыта своей семьи. При этом семья экономила расход воды.
·       Расчеты показывают, что данное соотношение не зависимо от количества членов семьи и не меняется.

Данные расчеты на первый взгляд показывают, что установка счетчиков выгодна.

Но это только на первый взгляд, который очень удобен для государственных чиновников.

Существует еще и стоимость самого счетчика и обязательная регулярная проверка счетчиков на исправность.

Вот здесь и появляется некоторое неудобство, которые видимо и мешает государственным чиновникам проводить честную и активную разъяснительную работу с населением о выгодности установки счетчиков.

Расчеты показывают, что отсутствие убытков (не путать с экономией средств) при установке счетчика может быть, если количество членов семьи не менее
·       по ГВС – 2 человека,
·       по ХВС – 3 человека

Конечно автор данной статьи не претендует на чистоту данных расчетов.
Существует различные факторы, влияющие на количество потребления ХВС и ГВС, например, возраст членов семьи. Влияют и другие факторы, например,  экономическое состояние страны и уровень инфляции.
Но в целом расчеты дают правильную общую картину.

Таблица № 8.1.

ГВС


куб.м на то же количество человек 
Разница в сумах в пользу счетчика
чел
1,00

24,00

количество месяцев
12,00
количество месяцев
12,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
9 860,67
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
2 524,99

сумма без коэффициента
118 328,04

60 599,76
57 728,28
тариф с коэффициентом 1,5
14 791,01



сумма с коэффициентом
177 492,06
сумма
60 599,76
116 892,30
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без коэффициента
1 056 907

380 165
676 742
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с коэффициентом
1 585 360

380 165
1 205 195
стоимость счетчика с установкой в 2014 г


120 000

сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.


100 000

Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции


720 337

Экономия при оплате без коэффициента



-163 595
Экономия при оплате с коэффициентом



364 859

Таблица № 8.2.

ГВС



Разница в сумах в пользу счетчика
Чел
2,00
куб.м на то же количество человек
48,00

количество месяцев
12,00
количество месяцев
12,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
9 860,67
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
2 524,99

сумма без коэффициента
236 656,08

121 199,52
115 456,56
тариф с коэффициентом 1,5
14 791,01



сумма с коэффициентом
354 984
сумма
121 200
233 785
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без коэффициента
2 113 814

760 330
1 353 484
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с коэффициентом
3 170 721

760 330
2 410 391
стоимость счетчика с установкой в 2014 г


120 000

сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.


100 000

Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции


720 337

Экономия при оплате без коэффициента



513 147
Экономия при оплате с коэффициентом



1 570 054

Таблица № 8.3.

ХВС



Разница в сумах в пользу счетчика
Чел
1,00
куб.м на то же количество человек
36,00

количество месяцев
12,00
количество месяцев
12,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
3 603,46
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
294,00

сумма без коэффициента
43 241,52

10 584,00
32 657,52
тариф с коэффициентом 1,5
5 405,19



сумма с коэффициентом
64 862
сумма
10 584
54 278
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без коэффициента
386 234

66 397
319 836
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с коэффициентом
579 350

66 397
512 953
стоимость счетчика с установкой в 2014 г


120 000

сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.


100 000

Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции


720 337

Экономия при оплате без коэффициента



-520 501
Экономия при оплате с коэффициентом



-327 384

Таблица № 8.4.

ХВС



Разница в сумах в пользу счетчика
Чел
3
куб.м на то же количество человек
108,00

количество месяцев
12,00
количество месяцев
12,00

тариф на 1 человека с 01.04.2014 г.
3 603,46
тариф за 1 куб.м с 01.04.2014 г.
294,00

сумма без коэффициента
129 724,56

31 752,00
97 972,56
тариф с коэффициентом 1,5
5 405,19



сумма с коэффициентом
194 587
сумма
31 752
162 835
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа без коэффициента
1 158 701

199 192
959 509
сумма оплаты за 4-е года нарастающим итогом с учетом средневзвешенного роста тарифа с коэффициентом
1 738 051

199 192
1 538 859
стоимость счетчика с установкой в 2014 г


120 000

сумма расходов на проверку исправного счетчика на 01.04.2014 г.


100 000

Сумма расходов на 01.04.2018 г. с учетом реальной инфляции


720 337

Экономия при оплате без коэффициента



119 172
Экономия при оплате с коэффициентом



698 522

Далее:

Назад:




[1] Постановление Кабинета Министров РУз от 26.05.1995 года N 185. В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 03.03.2014 г. N 45.
[2] Постановление Кабинета Министров РУз от 03.11.1998 года N 461. В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 18.05.2005 г. N 127.
[3] Приложение в редакции Постановления КМ РУз от 13.02.2001 г. N 74.

[4] Постановление Кабинета Министров РУз от 11.02.2005 года N 61. В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 15.10.2009 г. N 274.
[5] Постановление Кабинета Министров РУз от 08.08.2006 года N 166.
[6] Постановление Президента РУз от 03.01.2007 года N ПП-553.

[7] Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 03.01.2007 г. N ПП-553 «Положение о порядке приобретения, установки и эксплуатации узлов учета холодной и горячей воды в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в рамках реализации проекта "Оснащение жилищного фонда Республики Узбекистан приборами учета холодной и горячей воды".
[8] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.11.2012 г. N 337 «Комплексные мероприятия по повышению эффективности работы организаций водоснабжения и канализации.
[9] Постановление Кабинета Министров РУз от 03.11.1998 года N 461.
[10] Постановление Кабинета Министров РУз от 11.02.2005 года N 61.
[11] Постановление Кабинета Министров РУз от 08.08.2006 года N 166.
[12] Газета Норма / 2013 год / № 51.
[13] Постановление Президента РУз от 03.01.2007 года N ПП-553.
[14] Постановлением КМ РУз от 30.11.2012 г. N 337.

Комментариев нет:

Отправить комментарий