Часть 7: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов



Глава VII. Роль товариществ частных собственников жилья.

Значительную роль в создании условий по экономному использованию воды могли бы сыграть товарищества частных собственников жилья (ТЧСЖ).
         
Например.
·       Нормативно – правовыми актами предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг через ТЧСЖ и стимулирования такой работы товариществ со стороны поставщиков коммунальных услуг.
·       ТЧСЖ могли бы устанавливать счетчики на вводах в дом и соответственно платить поставщикам коммунальных услуг по показателям этих счетчиков.
·       Имеются и другие способы использования потенциала ТЧСЖ.

Однако большинство ТЧСЖ являются планово - убыточными, так как создаются под неусыпном контролем местных органов власти (хокимиятов), которые уже много лет пропагандирует и «оказывают содействие» в создании ТЧСЖ  по принципу минимизации членов товарищества, вплоть до создания товариществ в каждом подъезде многоквартирного дома.

И такая работа проводится хокимиятами не самовольно, а на основании действующих и сегодня указаний Премьер-министра РУз [1], который обязал Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента дословно
«в течение 2006 года совместно с ассоциациями товариществ частных собственников жилья областей, городов и районов города Ташкента провести разъяснительную работу с собственниками жилья о преимуществах малых товариществ (от 1 до 5 домов с общим количеством квартир не более 250) и оказать содействие в создании специализированных управляющих и обслуживающих организаций, в том числе на базе преобразуемых больших товариществ, оказывающих услуги товариществам частных собственников жилья на договорной основе».

Простой арифметический подсчет на уровне начальной школы показывает, что политика Премьер-министра и местных органов власти откровенно и явно направлена на подрыв самой идеи содержания частных домов с помощью товариществ частных собственников жилья.

Таблица 11.1. ТЧСЖ.

Примерное к-во товариществ частных собственников жилья в г.Ташкенте
2 500
на базе одного дома создано ТЧСЖ
880
к-во многоквартирных домов в Ташкенте
9 107
к-во квартир
424 000
в среднем на 1 ТЧСЖ многоквартирных домов
4
в среднем на 1 ТЧСЖ квартир
170
Средняя площадь 1 квартиры кв.м
75
Средний тариф эксплуатационных сборов
250
Средняя сумма ЭС на 1 ТЧСЖ в месяц
3 180 000

Таблица 11.2. Финансовое состояние ТЧСЖ при выполнении указаний Премьер-министра.

Откровенно планово-убыточное состояние.

Примерное количество многоквартирных домов
4


Примерное количество квартир
170



общая площадь квартир кв.м
тариф ЭС
сумма ЭС в месяц
ДОХОД
12 720
250
3 180 000
Процент отчисления на депозитный счет


30,0%
Сумма отчисления на депозитный счет


954 000
Остаток для расходов


2 226 000
РАСХОД



Заработная плата



К-во сотрудников
4


МРЗП
91 530


Минимальный тарифный коэффициент в соответствии с Постановлением КМ РУз от 11.01.2012 г. N 6
2,476


Минимальная заработная плата на 1 человека
226 628


Средняя заработная плата
679 885


З/п на руки
628 893


Сумма ФОТ - з/п
2 719 539


ставка социального отчисления от з/п
25%


сумма социального отчисления от ФОТ
679 885


Итого расход на з/п
3 399 424


Оплата за электричество
250 000


Оплата за проверку лифтов (без ремонта)
800 000


Итого расход


4 449 424
Итого расход без лифтов


3 649 424
Баланс 1 (с лифтовым хозяйством) с учетом депозитного счета


-1 269 424
Баланс 2 (без лифтового хозяйства с учетом депозитного счета


-469 424

Таблица 11.3. Финансовое состояние ТЧСЖ при отказе выполнять указание Премьер-министра.

Такое ТЧСЖ совершенно очевидно в состоянии работать и в любом случае не будет планово – убыточным.

Примерное количество многоквартирных домов
9


Примерное количество квартир
400



общая площадь квартир кв.м
тариф ЭС
сумма ЭС в месяц
ДОХОД
30 019
250
7 504 800
Процент отчисления на депозитный счет


30,0%
Сумма отчисления на депозитный счет


2 251 440
Остаток для расходов


5 253 360
РАСХОД



Заработная плата



К-во сотрудников
4


МРЗП
91 530


Минимальный тарифный коэффициент
2,476


Минимальная заработная плата на 1 человека
226 628


Средняя заработная плата
679 885


З/п на руки
628 893


Сумма ФОТ - з/п
2 719 539


ставка социального отчисления от з/п
25%


сумма социального отчисления от ФОТ
679 885


Итого расход на з/п
3 399 424


Оплата за электричество
590 000


Оплата за проверку лифтов (без ремонта)
1 888 000


Итого расход


5 877 424
Итого расход без лифтов


3 989 424
Баланс 1 (с лифтовым хозяйством) с учетом депозитного счета


1 627 376
Баланс 2 (без лифтового хозяйства с учетом депозитного счета


3 515 376

В результате целенаправленной работы Правительства и местных органов власти «грамотное» руководство ТЧСЖ главным образом видит перед собой задачу
·       не конфликтовать с местными органами власти и поставщиками коммунальных услуг, не защищать интересы членов товариществ,
·       ни тем более озадачиться проблемой экономии питьевой воды,
·       а различными мошенническими путями получать от хокимиятов и региональных искусственно созданных ассоциаций строительные материалы с целью их перепродажи, ссуд, липовых капитальных ремонтов с 70 % оплатой из бюджета государства и получения личной выгоды.

При этом хокимияты и ассоциации в накладе не остаются. Работает так называемый «откат», достигающий 35% от выделенных сумм.

Автор данной статьи не придумал все это.

Во-первых. Любой человек, имеющий начальное образование, может легко сам посчитать.

Во-вторых. Любой человек, имеющий хоть небольшой интерес к этому вопросу, видит это все на примере своего дома и ТЧСЖ.

В-третьих. Хокимият г. Ташкента 14 октября 2012 года устроил просмотр фильма [2] о коррупции в товариществах частных собственников жилья и о начальниках, понесших наказание.
Показ документального фильма состоялся в главном концертном зале Ташкента Дворце “Истиклол” (бывший Дружбы Народов) в рамках общегородского собрания совещания коммунальных служб.
Фильм снят по заказу Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана для внутреннего пользования и в нем говорилось о нарушениях закона в товариществах частных собственников жилья (ТЧСЖ) в Ташкенте и коррупционных сделках в десятках из них.
Было озвучено, что более 30% из бывших руководителей эксплуатационных организаций приговорены к различным срокам наказания.

Прошу прощения, а что для работников Службы национальной безопасности (СНБ) и хокимов, организовавших этот просмотр-совещание неизвестно, что большинство товариществ планово - убыточные, хищение денег у членов товарищества это копейки, а основной «доход» это
·       полученные от местных органов власти строительные материалы и их перепродажа,
·       государственные ссуды, а также кредиты,
·       липовые или с сильно завышенной стоимостью капитальные ремонты с 70 % оплатой из бюджета государства,
·       липовые или с сильно завышенной стоимостью замены и капитальный ремонт лифтов за счет государственных средств ?

То есть, любое решение Правительства о финансировании или софинансировании государственными средствами ремонт или реконструкцию жилого сектора на бумаге выглядит как помощь населению, а фактически является очередным придумыванием способов заработать государственным чиновникам.

Для них видимо является так же «секретом», что
·       эта схема «отката» работает только при самом активном участии именно местных органов власти, которые и выделяют эти средства; искусственно созданных региональных ассоциаций, через которые проходит все оформление документов;
·       руководство почти всех ТЧСЖ жители, как указано в Законе, избрать и назначить практически не могут, и руководящие кресла в них занимают ставленники хокимиятов, умеющие беспрекословно выполнять команды своих высокопоставленных покровителей и давать эти самые «откаты».

Таким образом у большинства руководства ТЧСЖ просто не хватает времени и желания
·       действительно содержать и ремонтировать общее имущество членов товарищества,
·       самостоятельно зарабатывать деньги,
·       заниматься проблемами экономии воды.

У руководства ТЧСЖ нет такого желания, а для представителей местных органов власти какая - либо самостоятельность ТЧСЖ сильнейший удар по личным доходам.

К этой же проблеме относится и категорический отказ Правительства и местных органов власти выполнять Постановление Президента РУз от                        10 февраля 2005 г. N ПП-3, в соответствии с которым хокимияты обязаны самостоятельно, без каких либо заявлений и документов от ТЧСЖ, оформить выделение придомовых земельных участков в бессрочное пользование товариществ.

Смешно, но этим Постановлением даже установлены конкретные сроки каждому органу государственной власти и управления, (один день – дан хокимиятам, два дня даны управлению/отделу по архитектуре и строительству города (района). Всего хокимиятам дается не более двух месяцев для полного оформления выделения земельных участков.

А ведь с выделением этих земельных участков связан целый пакет вопросов, связанных с финансами и управлением.
Это и взимание платы с владельцев зданий и  сооружений, расположенных на этом участке, и вопрос кто должен платить за уборку этих участков и отвечать за санитарное состояние, кто должен давать разрешение на строительство и размещение каких-либо зданий, сооружений и других объектов и так далее.

Понятно, что руководители и чиновники местных органов власти ни при каких обстоятельствах не согласятся добровольно отдать такой «личный» финансовый источник.

Народ в Узбекистане грамотный, читать умеют. И наиболее «непонимающие» и настырные обращаются за получением свидетельства в земельном кадастре о выделении земельных участков.

Но ведь и государственные чиновники «грамотные».

Вы будете смеяться, но в г.Ташкенте для таких настырных представителей горожан придумали хохму. Выдают официальное Государственное свидетельство о выделении придомового земельного участка расположенного ровно под зданием многоквартирного дома и ни метра больше.

Когда автор данной статьи впервые увидел такое Государственное свидетельство он сначала не поверил своим глазам, а потом долго смеялся.

Интересно, а Премьер-министру, Службе национальной безопасности (СНБ) и прокурорам смешно или нет ?

Конечно, показательно «посадить» кучу руководителей ТЧСЖ легко и просто. Ведь у них нет особой возможности фантазировать и самостоятельно придумывать различные финансовые схемы. Пускай только попробуют. Они обязаны только играть по тем стандартным правилам, которые им установлены теми кто их и посадит за нарушение этих правил.

А как же быть с водой, точнее с ее экономным и рациональным использованием  ?
А так и быть как установил Премьер-министр – коэффициент к тарифу и точка.
А то, что счетчики сами по себе не экономят воду; «левое» и бесконтрольное использование питьевой воды для поливов, «фонтаны» (имеется ввиду не разбрызгиватели, а просто поток воды из торчащих труб) на улицах г.Ташкента при +40 градусах С в тени якобы для поливки воды и деревьев, потеря при транспортировке до 50% теплоэнергии в отопительный сезон и прочее, будет продолжаться, это уже не так и важно.
Главное установлены «виновники» и к ним оптом применена санкция.

Глава VIII. Вода и Узбекистан.

В Главе IV настоящей статьи автор указал, что в Узбекистане достаточно тяжелое положение с водой. Экономия воды является жизненно необходимым для страны.

Другими словами. Проблемы, затронутые в настоящей статье, напрямую связаны с наличием водных ресурсов в стране, их сохранностью и экономией.

Уровень наличия водных ресурсов является важным фактором в жизни Узбекистана, так как климат этой страны не позволяет выращивать продукты сельского хозяйства, основываясь лишь на естественных источниках орошения, потребление населением воды высокое, вода необходима и в промышленности.

Поверхностные воды на территории Узбекистана распределяются крайне неравномерно. На обширных равнинных местностях, занимающих почти две трети территории республики, воды очень мало. Но в то же время горные районы, расположенные на востоке страны, изобилуют реками. Такое неравномерное распределение поверхностных вод по районам республики характеризуется климатическими и географическими особенностями Узбекистана.

В Узбекистане также существует порядка 100 месторождений подземных вод, из которых 77 составляют пресные подземные воды.

В ряде стран, например США и Канада, население оплачивает потребление воды ежемесячно в твердой сумме и неограниченно в использовании воды.

Однако официальная позиция государственных чиновников
·       Узбекистан испытывает  дефицит воды и поэтому потребитель -  граждане, должны экономить потребление.
·       Государство, со своей стороны, принимает меры по защите водных ресурсов.

Как государство стимулирует население экономить воду рассмотрено выше.

А что делает государство по защите водных ресурсов ?

Из многочисленных публикаций можно узнать, что
·       Представители государства участвуют во Всемирных водных форумах.
·       Представители экологических организаций и члены Законодательной палаты проводят «круглый стол» и семинары с участием специалистов и экспертов заинтересованных министерств, ведомств, учебных заведений, международных организаций и ННО.

На этих мероприятиях отмечается, что
·       За годы независимости в Узбекистане осуществлен переход от административно-территориального принципа управления водными ресурсами к бассейновому, что позволило обеспечить более эффективное, стабильное и равномерное распределение воды на всех уровнях.
·       Отмечается значительный прогресс водохозяйственного сектора за счет широкого внедрения интегрированного управления водными ресурсами, диверсификации сельскохозяйственного производства, мелиоративного улучшения орошаемых земель
·       Узбекистан присоединился к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г. и к Конвенции о несудоходных видах использования международных водотоков от 1997 г.
·       В Узбекистане особое место занимает экологическая журналистика. Для стимулирования ее развития в стране ежегодно проводится конкурс экожурналистики.
·       Неуклонно совершенствуются методы мониторинга подземных водных ресурсов.
·       Изучению и исследованию подземных вод Узбекистана правительство и руководство страны придают особое значение.
·       Среди стран Центральной Азии Узбекистан стал первым, где зонам формирования месторождений пресных подземных вод придали статус охраняемых территорий. Статус охраняемых природных территорий дан 19 зонам формирования месторождений пресных подземных вод.. От общих ресурсов пресных подземных вод или общих запасов пресных подземных вод на долю этих 19 месторождений приходится порядка 60%.
·       В стране идет формирование эффективной правовой базы в этом направлении.
·       Правительство Узбекистана предпринимает немало усилий, которые очень важны с точки зрения использования водных источников.
·       Среди успешных проектов отмечается пилотный  проект "Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине". Данный проект финансами поддержало Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, идеями питал Международный институт управления водными ресурсами (IWMI), а концепцию разработал научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК), а Министерства сельского и водного хозяйства Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана одобрили.

Можно также узнать, что оказывается возрастающий водный дефицит является следствием
·       климатических изменений,
·       недостатков эффективной правовой основы регулирования водных отношений на международном уровне,
·       нерациональное и неэффективное использование поверхностных и подземных вод, коммерциализация воды в отдельных соседних странах региона.

В связи с этим
·       Узбекистан настаивает, что вода трансграничных рек не может рассматриваться в качестве национального природного ресурса, она является достоянием всех народов, проживающих в бассейне этих рек.
·       Узбекистан против нарушения водно-экологического баланса и нанесения ущерба странам, расположенным в низовьях трансграничных рек, вследствие строительства гидротехнических сооружений без проведения международной независимой экспертизы.
·       Представителями Узбекистана предложены приоритеты в использовании трансграничных вод:
в первую очередь – для питьевых нужд;
во вторую очередь – для производства продовольствия;
в третью – для защиты здоровья и обеспечения санитарных условий;
в четвертую – для поддержания экосистем;
а затем – для использования в промышленности и производстве электроэнергии.
·       Требуется выработать общую методологию и усилить координацию в оценках ситуации по использованию трансграничных водотоков. Необходимо создать национальные программы водосбережения с учётом факторов климатических и иных изменений, а также скоординировать их на субрегиональном уровне.

Правда интересно.
И все это действительно имеет место.
И сколько внимания государственные ветви власти уделяют проблемам воды за рубежом.

А теперь о действительных внутренних проблемах дефицита воды, которые практически все жители Узбекистана знают.

1. Проблема «монокультуры хлопчатника».

В советские годы площадь орошаемых земель для выращивания хлопка достигла 8,5 миллионов га. Соответственно в разы увеличился водозабор для мелиорации этих земель. Не вдаваясь в подробности можно привести только один пример полученных результатов, который виден даже из космоса - Арал.

Официальная позиция – в стране успешно проводится диверсификация сельскохозяйственного производства, доля хлопка на орошаемых землях снизилась с 50% в начале 90-х годов прошлого века до 30% в настоящее время. В результате этого водозабор по всей республике по сравнению с 80-ми годами уменьшился с 64 до 52 млрд.куб.м в год.
Но замалчивается, что для восстановления природного баланса и минимизации экологического кризиса водозабор необходимо снизить не на 12 %, а, по крайней мере, в два раза.
Причина – Государство более четверти доходной части бюджета в иностранной валюте получает от экспорта хлопка-волокна. Причем именно государство и чиновники, но не дехкане, которые выращивают это самый хлопок.

С этой же проблемой связано и отсутствие серьезных восстановительных мероприятий оросительных систем, каналов и гидросооружений, с которыми связано потери воды до 50 %.

2. Проблемы эффективности водопользования и политики водопользования.

Среди стран со значительной долей орошаемой земли Узбекистан занимает одно из передовых мест по количеству га территории.
При этом менее пятой части сельского населения Узбекистана имеет затрудненный доступа к улучшенным источникам водоснабжения, что значительно ниже чем в большинстве стран с такой же проблемой..

Якобы рациональное, интегрированное и эффективное использование  водных ресурсов в Узбекистане является мифом.

Например.

Население Израиля около 7 миллионов человек. Население Узбекистана 30 миллионов человек.
Орошаемая площадь в Израиле около 200 тысяч га. Орошаемая площадь в Узбекистане в 22 раз больше.
То есть, для сравнения, в Узбекистане  орошаемые земли на душу населения составляют более 0,14 га,  в Израиле 0,03 га, что почти в  5 раз меньше, чем в Узбекистане.
В Израиле на каждый гектар в среднем отводится до 4 000 куб. метров (на полях с капельной системой орошения от 1 200 до 2 500 куб.м), а в Узбекистане около 12 000 куб. метров, а на рисовых полях более чем 20 000 куб метров. В среднем на душу населения в Израиле используется 169,2 куб. метров оросительной воды в год, этот показатель для Узбекистана составляет более 1 800 куб метра,  что почти в 11 раз больше чем в Израиле.

При этом
Израиль производит столько сельскохозяйственной продукции, что полностью позволяет стране не только обеспечивать себя,  но и экспортировать сельскохозяйственную продукцию в Европу и США на сумму более 2 миллиардов долларов США.
Узбекистан не может прокормить себя и значительная часть продовольствия импортируется, по некоторым позициям более половины потребления. Теперь даже импортируются ранее традиционно выращиваемые в Узбекистане фрукты.

Сравнение с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и  бассейна реки Нил также ничего хорошего для Узбекистана не даст.

Вот вам и эффективность политики водопользования в Узбекистане.

3. Проблема искусственных каналов и водоемов.

Коллекторно-дренажными водами затоплено огромная территория земель (по оценкам более 300 тысяч га) и вода, сброшенная в эти коллекторно-дренажные озера/водоемы, не используется.

Кроме того, всем известно, что на территории Узбекистана  имеется более  450 магистральных каналов и более 400 коллекторов с протяженностью свыше 160 тыс км, с общей  площадью около 1 150 км кв. Потери от 40% до 70 % проходимой через них воды. КПД одно из самых низких в мире.

4. Проблема «засоления» почвы.

Всем также известно, что вода по мере движения, по ландшафту собирает растворимые соли в регионах сельскохозяйственного производства, особенно хлопчатника. И из-за неэффективных дренажных систем поверхностных водоносных слоев, это приводит к повышению уровня грунтовых вод, которые приближаются к поверхностности земли и на более низких участках, что вызывает общие проблемы, такие как деградация почвы и ее засоление.

5. Проблемы управления водными ресурсами.

Не являясь специалистом в этой области автор данной статьи поинтересовался в Интернете и вот что обнаружил.

Недостатки существующей системы управления водными ресурсами
Достижения при реализации принципов интегрированного управления водными ресурсами
Разобщенные, подведомственные исполнительные органы управления без связующей межотраслевой координации
Наличие механизма межведомственной координации (путем создания водохозяйственных советов)
Административные границы управления (местнический эгоизм при использовании водных ресурсов)   
Управление на основе гидрологических границ (гарантия стабильного и равноправного водообеспечения вне зависимости от местоположения водопользователя)
Значительные организационные потери воды из-за несогласованности управляющих действий на различных уровнях иерархии   
Минимизация организационных потерь воды путем четкой координации действий на всех уровнях иерархии управления
Частые несоответствия между курсом политики, законами и управлением
Интеграция между политикой, законодательством и управлением
Жесткие процедуры, спускаемые сверху        
Гибкое законодательство, отвечающее динамично развивающимся условиям (демократизация общества и переход к рыночным отношениям)
Бюрократические многоуровневые структуры, недостаточно финансируемые из центра      
Преимущественно самофинансирующиеся организации при частичной поддержке государства в вопросах развития
Неопределенность истинных финансовых затрат на водохозяйственные услуги    
Инструменты планирования и оплата на основе реальных затрат по управлению
Отсутствие связи между оказанием услуг и оплатой  
Реализация принципа «плата за услугу». Механизм окупаемости услуг
Отсутствие стимулов водосбережения (повышения продуктивности воды) 
Осознание всеми членами общества, что вода - ограниченный ресурс. Внедрение стимулов повышения продуктивности воды и водосбережения
Неопределенность истинных затрат воды из-за неудовлетворительной гидрометрии       
Развитие гидрометрии. Четкий учет водоподачи и водоотведения
Неучастие многих заинтересованных сторон в процессе принятия решений  
Консультации с общественностью, привлечение заинтересованных сторон к процессу принятия решений
Отсутствие отчетности перед получателями услуг (водопотребителями)   
Управление осуществляется с участием всех заинтересованных сторон, услуги предоставляются на основе договоров
Разобщенность водопользователей и их слабость (юридическая и экономическая)   
Ассоциации водопользователей в качестве юридических лиц имеют четкие права и обязанности во взаимоотношениях с водохозяйственными органами
Сохранение государственного заказа и фиксированных закупочных цен на основные виды сельхозпродукции        
Выбор структуры посевов определяется фермерами на основе рыночного спроса, цены регулируются рынком
Отсутствие решений по большинству проблем окружающей среды      
Защита окружающей среды и выделение воды на нужды охраны окружающей среды
Отсутствие единого учета использования поверхностных и подземных вод, а также утилизации возвратного стока.        
Единое планирование использования поверхностных и подземных вод с учетом утилизации возвратного стока.

Оказывается координировать деятельность всех государственных органов в использовании и охране водного фонда должны бассейновые водные управления.

Выглядит все очень интересно.

Отметим только несколько первых недостаток отсутствия интегрированного управления водными ресурсами :
·       Разобщенные, подведомственные исполнительные органы управления без связующей межотраслевой координации.
·       Административные границы управления (местнический эгоизм при использовании водных ресурсов).

Выше указано, что было объявлено - в Ферганской долине проведен успешный «пилотный» проект интегрированного управления водными ресурсами, который, в общем, был завершен в 2005 году, то есть девять лет назад.

Что изменилось в Узбекистане ?

Поскольку Водного кодекса в Узбекистане нет, законодательной основой является Закон от 06.05.1993 г. N 837-XII [3].

Кто же управляет водными ресурсами в Узбекистане ?
·       Олий Мажлис (ст. 5),
·       Кабинет Министров (ст. 6, 8),
·       органы государственной власти на местах (ст. 7, 8),
·       а также специально уполномоченные органы государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иные государственные органы (ст.8).

Специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод являются  (ст. 8)
·       Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды),
·       Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам  (подземные воды)
·       и Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды).

Автор статьи выяснил, что бассейновые водные управления в Узбекистане есть.

Постановлением КМ РУз от  21.07.2003 г. N 320 [4] были созданы Бассейновые управления  ирригационных систем, которые являются территориальным органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в сфере водного хозяйства, но ни как не межведомственным органом, и подчиняется Главному управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Всего создано 10 таких управлений и Управление систем магистральных каналов по Ферганской долине с объединенным диспетчерским центром.

А согласно пункта 7 Постановления КМ РУз от 28.06.2003 г. N 290 есть бассейновые управления ирригационных систем, но кроме них есть и
·       управления магистральных каналов (систем),
·       управления эксплуатации водохранилищ,
·       организации, эксплуатирующие трансграничные водные объекты, водные объекты межобластного значения, крупные и особо важные водохозяйственные объекты,
·       управления насосных станций, энергетики и связи,
·       мелиоративные экспедиции,

И это касается только искусственных водных объектов республиканского или межобластного значения, а также естественных поверхностных водных объектов.

Едиственное что удивляет это ссылки на бассейновые управления ирригационных систем за месяц до официального объявления о их создании.

Ну это мелочи.

Главное это вопрос – кто же в Узбекистане осуществляет межведомственную координацию управлением водными ресурсами ?

Если верить статье 7 Закона от 06.05.1993 г. N 837-XII то такой кооридинатор – Кабинет Министров РУз, а не какие-то межведомственные советы, ассоциации, бассейновые управления.

Кстати на счет ассоциаций, которые были созданы при проведении «пилотного» проекта в Ферганской долине. Про них наш законодатель не забыл.

Законом РУз от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240 была утверждена новая редакция  статьи 10 Закона от 06.05.1993 г. N 837-XII. В статю
·       Введены ассоциации водопотребителей, которым предписано оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов.
·       А государственным органам при проведении этих мероприятий разрешено («могут») учитывать предложения ассоциаций водопотребителей.
В предыдущей редакции данной статьи слова «могут» не было. Было указано, что должны учитывать предложения.

Вот тебе и успешное завершение «пилотного» проекта.

Вот тебе и интегрированное управление водными ресурсами, в том числе
·       ликвидация административных границ управления и использования водных ресурсов,
·       межведомственная координация,
·       координация действий на всех уровнях иерархии управления,
·       консультации с общественностью, привлечение заинтересованных сторон к процессу принятия решений,
·       управление с участием всех заинтересованных сторон,
·       четкие права и обязанности ассоциаций водопользователей во взаимоотношениях с водохозяйственными органами.

Кто где был там и остался, кто командовал тот и командует. Поменяли названия, структуры и получилось «интегрированное управление водными ресурсами» в Узбекистане.

Все-таки еще раз убеждаюсь - мы идет своим путем развития.

И это только несколько проблем, которые искусственно создают дефицит воды в Узбекистане.

Вообще-то автор данной статьи, не является специалистом в этой области,  и ему затруднительно дать какие-то рекомендации, но вышеизложенное известно и видно всем гражданам Узбекистана, а также всем экспертам и специалистам за рубежом.

И очевидно, что такое расточительное отношение к воде со стороны государства (точнее законодательной и исполнительных государственных органов), а не отсутствие счетчиков учета пользования водой у населения, является причиной дефицита питьевой и поливной воды в Узбекистане.
И то, что официально признается
неблагополучное положение с питьевой водой в Каракалпакстане, Хорезмской и Джизакской областях,
дефицит воды в Наманганской, Андижанской, Ферганской, Сирдарьинской, Джизакской, Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях Узбекистана,
является поверхностным и не отражающим действительное положение в целом в стране.

Структура использования пресной воды показывает, что основная проблема дефицита воды в Узбекистане не в расточительном населении, а в сельском хозяйстве.

Таблица 9. Структура использования пресной воды.
По некоторым данным в Узбекистане


Проценты
в год пониженной водности
в год повышенной водности


м3
м3
сельское хозяйство
93,0%
54 219 000 000
59 000 000 000
Промышленность
2,0%
1 166 000 000
1 260 000 000
бытовое потребление
5,0%
2 915 000 000
3 150 000 000
Всего
100%
58 300 000 000
63 410 000 000


Таблица 10. Запасы воды.
По некоторым данным в Узбекистане

запасы пресных и слабосолоноватых подземных вод
5 951 448 000
реки - суммарный сток
150 000 000 000
горные озера
50 000 000 000
водохранилища полезный объем
 14 800 000 000
500 озер площадью до 1 кв.км
5 000 000
32 озера площадбь дл 10 кв.км
100 000 000
искусственные озера -сброс воды
24 000 000 000
Всего
244 856 448 000


Вышеприведенные данные показывают, что с сельским хозяйством связаны и огромные запасы загрязненных химикатами и засаленных сбросовых вод, которые вторично не используются.

О «неблагополучном положении с мелиоративным состоянием орошаемых земель, отсутствии комплексного, системного подхода при формировании проектов мелиоративных мероприятий, а также конкретных источников их финансирования, слабой работе водохозяйственных структур и ассоциаций водопользователей, снижении объемов мелиоративных работ, повышенной минерализации и высоком уровне грунтовых вод, в результате чего свыше половины орошаемых земель являются в различной степени засоленными, при этом более 16 процентов орошаемых земель фермерских хозяйств находятся в неудовлетворительном состоянии», указал Президент РУз [5].

После этого Указа очень оперативно, через два дня [6], был создан Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Целью деятельности Фонда было заявлено аккумулирование и эффективное использование средств для финансирования программ (проектов) мелиоративного улучшения орошаемых земель и мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния мелиоративных объектов, а также приобретение мелиоративной техники.

И «достаточно быстро», всего через пять с половиной лет [7], принята Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 годы.

Данная программа включила в себя
·       комплекс мер по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и обеспечению рационального использования водных ресурсов на период 2013-2017 годы согласно приложению N 1;
·       прогнозные параметры работ по мелиоративному улучшению орошаемых земель на период 2013-2017 годы, финансируемых за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан, согласно приложению N 2;
·       прогнозные параметры строительства и реконструкции ирригационных объектов на период 2013-2017 годы, финансируемых за счет централизованных инвестиций из Государственного бюджета Республики Узбекистан, согласно приложению N 3;
·       прогнозные параметры ремонта и восстановления оросительной сети на период 2013-2017 годы, осуществляемых за счет средств ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств, согласно приложению N 4;
·       прогнозные параметры внедрения системы капельного орошения на период 2013-2017 годы за счет кредитных и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно приложению N 5.

К сожалению сама Государственная программа включает в себя в основном в общем виде такие мероприятия как
·       Разработка проекта положения,
·       Совершенствование нормативно-правовой базы.
·       Разработка проекта правительственного решения.
·       Разработка проекта концепции.
·       Разработка и утверждение территориальных программ.
·       Разработка и утверждение перечней проектов.
·       Разработка и утверждение ежегодных перечней проектов по внедрению системы капельного орошения и других водосберегающих технологий.
·       Внедрение системы капельного орошения.
·       Внедрение альтернативных способов полива хлопчатника.
·       Разработка, в порядке эксперимента, механизма стимулирования в 2013-2014 годах сельскохозяйственных товаропроизводителей по внедрению ими системы капельного ороше.
·       Повышение оперативности ведения мониторинга и контроля, а также качества оценки мелиоративного состояния и плодородия почв.
·       Разработка и утверждение Комплексной программы "Солевая съемка почв".
·       Приобретение современного оборудования.
·       Поставка мелиоративной техники, машин и механизмов на лизинговой основе.
·       Укрепление материально-технической базы.
·       И так далее в общих фразах.

Ну и конечно утверждены Прогнозные параметры строительства и реконструкции в километрах и штуках.

Единственно непонятно в каких единицах указаны Прогнозные параметры внедрения системы капельного орошения (ни километров, ни штук, ни сум, только цифры).
Неясно также в чем конкретно заключается Государственная программа, что же конкретно собираются делать.

На взгляд автора данной статьи эти мероприятия больше похоже на некий общий план текущей работы, правда непонятно кого, по разработке действительно Государственной программы, которая при этом не имеет указаний о  приоритетах  и целях.

А в январе 2014 года, «всего» через девыть месяцев, на заседании Кабинета Министров [8] напомнили
·       Министерству сельского и водного хозяйства (Хамраев),
·       Министерству экономики (Саидова),
·       Министерству финансов (Юсупов),
·       Фонду мелиоративного улучшения орошаемых земель (Юсупов),
·       Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей,
·       Советам фермеров Узбекистана
·       и другими заинтересованными ведомствами
о необходимости выполнения мер, предусмотренных в Государственной программе и предложено разработать дополнительные мероприятия.

Наверное Кабинет Министров должен был не предлагать разработать еще дополнительные мероприятия, а всетаки потребовать представить конкретную Государственную программму.

Такие дополнительные мероприятия были разработаны и через месяц утверждены [9].

Но и эти дополнения включили в себя мероприятия типа
·       Разработка проекта положения,
·       Совершенствование нормативно-правовой базы.
·       Ну и так далее, теже мероприятия, что и в самой Государственной программе.

Правда дополнение содержит сроки исполнения и ответственных исполнителей.

Таким образом к мероприятиям Государственной программы прибавились теже мероприятия.

Правда похоже с многочисленными решениями правительства по установкам счетчиков учета воды ?
Приняли решение, через год напомнили, что надо что-то делать и приняли еще одно такое же решение. Потом примут еще такое же решение. В конце концов надоест принимать решения и хлоп – накажут оптом всех граждан своей страны.

Возможно теперь уж намеченные ответственные исполнители всетаки разработают действительно кокретную Государственную программу. Хотя сомнения в этом конечно серьезные и не беспочвенные.
Во всяком случае за год наверняка накопилось куча бумаги и сотни и тысячи чиновников активно продолжают их плодить.
И возможно не загорами еще одно наказание граждан.

И всетаки остаются вопросы :

Какая политика, приоритеты и программа нашего государства (читайте Правительства) по улушению управления водными ресурсами, по рациональному, интегрированному и эффективному использованию  водных ресурсов.
И как собирается Олий Мажлис Республики Узбекистан выполнять свои обязанности, предусмотренные статьей 5 Закона РУз от 06.05.1993 г. N 837-XII «О воде и вопользовании», в частности по
·       принятию законодательных актов о воде и водопользовании, внесение в них изменений и дополнений;
·       определению основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и принятие стратегических государственных водохозяйственных программ.
А также широко разрекламированные изменения [10] статьи 98 Конституции РУз о том, что
·       «Кабинет министров в своей деятельности ответственен перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан и Президентом Республики Узбекистан», а не «перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан», как было ранее.

Кстати, Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов, принята и утверждена Постановлением Президента РУз от 19.04.2013 г. N ПП-1958, а дополнения  к ней Постановлением Кабинета Министров РУз от 24.02.2014 г. N 39.
Хотя, если верить статье 5 Закона N 837-XII, это входит в компетенцию  Олий Мажлиса.
А в ведении Кабинета Министров входит, в том числе, координация деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, других юридических лиц в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод.

И как и в других отраслях и в области водопользования главным остается тот же вопрос, - законодательная и исполнительная власти Республики Узбекистан будут когда – нибуть уважать и соблюдать законы и выполнять свои функции и задачи или нет?

Далее:

Назад:




[1] Пункт 2 Постановления Кабинета Министров РУз от 12.04.2006 г. N 64.

[2] Uznews.net. 18.10.2012 г.

[3] Закон РУз от 06.05.1993 г. N 837-XII «О воде и вопользовании». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[4] В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 16.10.2013 г. N 282.

[5] Указ Президента РУз от 29.10.2007 г. N УП-3932. В настоящий Указ внесены последние изменения в соответствии с Указом Президента РУз от 19.04.2013 г. N УП-4533.
[6] Постановление Президента РУз от 31.10.2007 г. N ПП-718. В настоящее Постановление внесены последние изменения в соответствии с Постановлением Президента РУз от 19.04.2013 г. N ПП-1958.
[7] Постановление Президента РУз от 19.04.2013 г. N ПП-1958.

[8] Постановление Кабинета Министров РУз от 21.01.2014 г. N 13.
[9] Постановление Кабинета Министров РУз от 24.02.2014 г. N 39.

[10] Закон РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366.

4 комментария:

  1. На сегодняшний денек сделки с недвижимостью составляют огромную долю всех сделок вынос участка в натуру, происходящих в хозяйственном обороте страны, и имеют довольно большое велечину как для людей, например и для юридических лиц. В истиннее время закона не обязует правообладателей земельных участков, коие поставлены на муниципальный кадастровый учет без определения границ на территории, проводить кадастровые работы по межеванию. Однако неимение точно определенных границ является одной из ведущих причин большинства конфликтов между собственниками смежных земельных участков. Процедура межевания границ земляного участка позволит точно найти местоположение земельного участка на местности и в дальнейшем не дозволит недобросовестным владельцам самовольно захватить ваши земли.

    ОтветитьУдалить
  2. Иностранные инвестиции в экономику РФ помогают ее развитию и творят условия для интеграции в крупную экономику. С целью стимулирования зарубежных инвесторов вводится концепция экономических, денежных и таможенных льгот dividend-center. За верностью и законностью ведения экономических поступков сфере внешнеэкономической работы осуществляется финансовый, валютный и таможенный надзор. При обнаружении нарушений и злоупотреблений полноправные органы используют введенные законодательством санкции и штрафы, регулируя сходственным методом формирование финансовых взаимоотношений.

    ОтветитьУдалить
  3. Если вы опытный игрок, вы должны знать, собственно приз без депозита - редчайшая находка. Тем не менее, мы неделю исследуем онлайн 1 xslots casino, дабы отыскать вам наихорошие бездепозитные предложения.

    ОтветитьУдалить
  4. В сети огромное инструкций продвижение сайта внешние ссылки по верному выбору доноров, но практически во всех указан только перечень метрик, коие нужно испытывать. Мы рекомендуем до всего уделять на качество проекта. Даже случае у интернет-сайта больной DR, ссылка с него имеет быть полезной.

    ОтветитьУдалить