Часть 6: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов



Глава VI. Какой же, все-таки, государственный орган контролирует и несет ответственность за качество поставки коммунальных услуг и их стоимость.

Что касается тарифов на коммунальные услуги, то к их утверждению причастны
·       Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.
·       Министерство коммунального обслуживания, а затем УА "УЗКОММУНХИЗМАТ".
·       Комитет по демонополизации и развитию конкуренции.
·       Министерство финансов Республики Узбекистан.
·       Орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и г. Ташкента.
·       Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента.

Текст изложен так как в соответствующих нормативно – правовых актах. Поэтому прошу не критиковать меня за тафтологию.

Премьер-министр, оказывается тоже устанавливает тарифы, правда неясно согласно какого нормативно-правового акта.

Орган государственного управления – Министерство финансов Республики Узбекистан видимо всеже имеет отношение к проверке тарифов. Всетаки тарифы нужно «считать», а это относится у «финансам», кроме того Минфину также нужно расчитывать дотации из бюджета.

Хотя и здесь автору статьи несовсем понятно какое отношение имеет Минифин именно к установлению/утверждению цен (тарифов).

По науке министерство финансов государства должно обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране.
В компетенцию Минфина входит осуществление правового регулирования в многочисленных областях.
Основные задачи Минфина :
а) разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой политики;
б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
г) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и ее регионов, целевое финансирование;
д) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
е) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
ж) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.
Остается неясно каким образом цены монополистов вписываются в задачи Минфина РУз.

Из вышеизложенных нормативно – правовых актов следует, что осуществляют контроль и несут ответственность за качество поставки коммунальных услуг (ХВС и ГВС) органы государственного управления и местные органы исполнительной власти.

Что касается органов государственного управления – коммунального обслуживания и местных органов государственной исполнительной власти, то и здесь не все понятно – за что же они отвечают.

Орган государственного управления – коммунального обслуживания многократно видоизменялся :

Сначало было Министерство коммунального обслуживания.
02.11.2000 года Министерство коммунального обслуживания реорганизованно.
19.12.2000 года   Министерство коммунального обслуживания ликвидировано и на его базе создано Узбекское агенство "УЗКОММУНХИЗМАТ" [1].
При этом в ведении "УЗКОММУНХИЗМАТ"  оставлено межрегиональные водопроводы, коммунальные газосбытовые сети,  сбора, утилизации и переработки бытовых отходов.

На "УЗКОММУНХИЗМАТ" была возложена обязанность
·       координация работы по реформированию коммунального обслуживания, разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правовых актов, технико-экономических условий в области коммунального обслуживания;
·       осуществление контроля за соблюдением местными органами государственного управления, хозяйствующими субъектами и гражданами действующего законодательства в сфере коммунального обслуживания, установленных технических условий и требований.

Указом Президента РУз от 17.10.2006 г. N УП-3811 данные обязанности с "УЗКОММУНХИЗМАТ" была сняты.

В свою очередь на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и территориальное коммунально-эксплуатационное объединение г. Ташкента (хокимият г.Ташкента) возложены задачи по координации деятельности предприятий и организаций, оказывающих коммунальные услуги, в части оказания всего комплекса жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечения его питьевой водой, центральным отоплением, канализацией.

В 2006 году опять реорганизация и в ведении "УЗКОММУНХИЗМАТ" вообще оставлено только межрегиональные водопроводы.

Антимонопольный орган государственного управления также многократно видоизменялся.

Сначала был Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерства финансов РУз.
30 апреля 2005 года образован Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.
26.02.2010 г. данное ведомство преобразовано в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
13.11.2012 г. образовали Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции на базе упраздняемых Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.

А кто в Узбекистане отвечает за наше здоровье и безопасность, в данном случае за качество воды.?

Оказывается есть такой орган - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Узбекистан, которая осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, расположенными на территории Республики Узбекистан независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также - отдельными лицами (ст. 21 Закона [2]).

И есть конкретные должностные лица, на которых возложена организация и проведение государственного санитарного надзора - Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его заместители, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их заместители (ст.22 Закона).

И по питьевой воде даже есть отдельная статья 15 в соответствии с которой
«Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечить соответствие качества воды, подаваемой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиеническим требованиям и государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.
Зоны санитарной охраны водопроводов и источников их питания, их санитарный режим утверждаются местными органами власти и управления.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд, в том числе при децентрализованном водоснабжении, требованиям действующих санитарных норм и правил».

Мало того, нашему Президенту это показалось недостаточным и своим Указом [3] он возложил персональную ответственность за санитарно-эпидемиологическое благополучие населенных пунктов  районов и городов, наряду с руководителями коммунальных и санитарных служб,  на хокимов.

Естественно министр здравоохранения Республики Узбекистан и министр коммунального  обслуживания Республики Узбекистан [4] в стороне не остались.

Есть еще один орган - Агентство "Узстандарт" (Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации).

В статье 1 Закона РУз от 28.12.1993 г. N 1002-XII [5] определены основные цели стандартизации, в том числе :
·       защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции, процессов, работ и услуг (далее - продукция) для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения;
·       повышение качества и конкурентоспособности продукции в соответствии и уровнем развития науки и техники, а также потребностями населения и народного хозяйства;
·       содействие экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;
·       реализация социально-экономических, научно-технических программ и проектов;
·       обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
·       обеспечение полной и достоверной информацией потребителей о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции.

Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований стандартов, других актов законодательства по стандартизации осуществляют
·       агентство "Узстандарт",
·       Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству,
·       Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы,
·       Министерство здравоохранения Республики Узбекистан
·       и их территориальные органы,
·       Министерство обороны Республики Узбекистан,
·       а также иные специально уполномоченные органы государственного управления в пределах их компетенции. (Часть в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352).

Вот сколько организаций и должностных диц несут персональную ответственность за качество питьевой воды, за наше с Вами здоровье.

В соответствии с Законом N 657-XII и Законом РУз от 28.12.1993 г. N 1002-XII Государственная санитарно-эпидемиологическая служба вообще и Главный государственный санитарный врач и его подчиненные в частности, а также все остальные государственные органы управления и контроля наделены самыми широкими полномочиями и правами в своей деятельности. Даже краткий их пересказ займет очень много места.

Для усиления роли и полномочий Государственной санитарно-эпидемиологической  службы статьей 257 КоАО РУз [6] ей предоставлено право применять санкции в виде штрафа, в том числе за
·       Нарушение санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.53).
·       Непредставление или несвоевременное представление информации либо представление им заведомо недостоверных сведений.
·       Уклонение от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний о прекращении нарушений, о восстановлении первоначального положения, об устранении нарушений прав потребителей.
·       Причинение ущерба потребителям товаром (работой, услугой), не отвечающим требованиям нормативной документации, а также непредоставление потребителям информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах (ст..178).

А для усиления роли и полномочий органов стандартизации, метрологии  и сертификации статьей 265 КоАО РУз им предоставлено право применять санкции в виде штрафа, в том числе за
·       Нарушение стандартов субъектами хозяйственной деятельности.
·       Невыполнение предписаний государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов (ст. 212).

Кстати. Главный государственный санитарный врач и его подчиненные, а также  агентство "Узстандарт" не сидят без дела.

Разработаны и утверждены
Гигиеничесике критерии качества питьевой воды [7].
Санитарные правила контроля за централизованными системами горячего водоснабжения в условиях Узбекистана [8]. В которых указано, что «Качество горячей воды в пунктах водоразбора (у потребителей) должно оответствовать требованиям РСТ Уз 950: 2000 "Вода питьевая"»
Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения и санитарная охрана источников в условиях Узбекистана [9].
Санитарные правила и нормы гигиенической оценки, определения классов поверхностных и подземных водоисточников, их     выбора     для      централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Узбекистана [10].
Санитарные нормы и правила проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения [11].
O'zDST 950-2000 (государственный стандарт) "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством".
O'zDST 951:2000 (государственный стандарт)  "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора".

Есть еще и межгосударственные стандарты, в частности ГОСТ 2874-82. «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».

Имеются так же другая нормативнакя документация, например :
Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест в Республике Узбекистан, 2002 г. (ПТЭСВ);
КМК 2.04-02-97 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
КМК 2.04-01-98 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
КМК 3.05-04-97 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации".
Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировке и применении хлора. РД 06-24-22,95.

Вообщем много правил, норм и стандартов. Все расписано и написано много.

Для воды есть и нормы по запаху, привкусу, цветности, мутности, водородному показателю, жесткости, содержанию различных химческих веществ (неорганических, органических) и бактерий; есть даже эшерихии (показатель свежего фекального загрязнения воды); есть и критерии радиоактичного загрязнения воды; содержания хлора и озона; есть и методы обработки воды по различным классам.

Честно говоря только от чтения этих документов появляется уважения к специалистам Узбекистана, как много они знают и как хорошо переписывают.

Но и народ не забыт.

В статьях 5 и 6 Закона N 657-XII продекларировано, что каждый человек имеет право
·       «на получение достоверной информации о заболеваемости, эпидемической и радиационной обстановке, состоянии окружающей среды и их влиянии на здоровье людей, а также о результатах проведенных гигиенических и иных специальных экспертиз;
·       на возмещение ущерба, причиненного здоровью воздействием вредных химических, физических, биологических и других факторов окружающей среды, а также недоброкачественными продуктами питания, товарами народного потребления и другими изделиями промышленности».

Все ясно и просто замечательно для народа.

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его подчиненные и органы стандартизации следят за качеством воды и не только за качеством. При выявлении нарушений гигиенических правил и норм, а также стандартов
·       наказывают соответствующих должностных лиц;
·       информируют население.

В свою очередь население спокойно подает в суд на поставщика коммунальных услуг исковое заявление с требованием о перерасчете и возмещении ущерба.

Все очень просто и без всяких бюрократических закорючек.

А теперь вопрос – кто нибуть в Узбекистане слышал про такие случаи и смог ли воспользоваться ими в споре с поставщиками ХВС или ГВС ?
Автор данной статьи никогда не слышал. И в имующейся базе данных таких судебных решений не найдено.

Или в Узбекистане с качеством ХВС и ГВС все в порядке (что опровергается многочисленными публикациями с жалобами населения и вопросами что делать, а также ежегодными добросовестными обходами населения рядовыми работками СЭС с категорическим и под расписку предупреждением не пить сырую воду из под крана).

Или все должностные лица органов государственного управления и контроля, включая Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и его подчиненных не выполняют свои обязанности (в чем может убедиться любой гражданин, обратившись в СЭС с просьбой дать заключение о качестве поставляемой воды и получив устный зауволированный отказ).

Ну а где же защитники народа – хокимы, прокуроры в конце концов ?
А они на месте и спокойно сидят в своих креслах.

В результате получилось …... 
Честно говоря я не понял, кто же у нас всеже отвечает за коммунальное обслуживание за наше здоровье.

По-моему многовато органов государственного управления и исполнительной власти. Такое положение размывает вообще определение кто-же все таки отвечает за коммунальные услуги и установление тарифов. А изменения и преобразования государственных органов управления явно никакого отношения к улучшению коммунального хозяйства не имеют.

Прочитав то, что получилось автору статьи пришла идея.

Если
·       за качество коммунального обслуживания и за тарифы отвечают многие, другими словами никто,
·       а неустойку, во избежание путаницы, устанавливает сам Президент РУз,
то может быть Президенту просто ликвидировать все органы государственного управления и контроля, исполнительной власти.
Все равно они вносят только путаницу, неразбериху и не выполняют свои прямые обязанности. Даже в самых простых вопросах – установление пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, контроль за качеством.

Учитывая, что данная тема особая и чувствительная для всего населения отрасль экономики, государству надо быть нормальным и справедливым регулятором и устанавливать, в том числе, законную неустойку.

При этом неплохо было бы, чтобы это касалось не только потребителей коммунальных услуг, но и поставщиков этих самых услуг. Это отдельная тема.

При этом государство, в лице своих чиновников, не должно забывать, что есть и Уголовный кодекс РУз [12].

В частности должностным лицам необходимо тщательно ознакомиться с диспозицией статьи 189 УК РУз, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил торговли или оказания услуг.

По данной статье к уголовной ответственности должны привлекаться лица, виновные в нарушении правил, установленных, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан, зарегистрированные МЮ 20.02.1999 г. N 648.

В разеделе 4 данных Правил установлено, что Исполнители предприятия, предоставляющие Потребителю коммунальные услуги обязаны :
·       своевременно принимать меры по подготовке проекта и заключению договора на предоставление услуг;
·       предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима предоставления);
·       установить по согласованию с местными органами государственной власти форму регистрации требований (претензий), предъявляемых Потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и срока устранения недостатков;
·       предпринимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю;
·       своевременно информировать потребителя об изменении качества услуг;
·       не допускать нарушений технологических процессов и снижения качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и качества предоставляемых услуг, а также рациональному использованию водных и энергетических ресурсов.

Практически все эти правила поставщиками коммунальных услуг систематически нарушаются.

При этом Исполнитель должен нести ответственность за
·       качество предоставления услуг в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, настоящими Правилами и договором;
·       нарушение установленных договором сроков устранения недостатков, качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг;
·       вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.

Должностные лица должны обратить внимания и на то, что согласно пункта 5.1 настоящих Правил контроль за соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляют:
·       Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Минфине Республики Узбекистан;
·       Госсанэпиднадзор Республики Узбекистан;
·       Узгосстандарт;
·       и их органы на местах;
·       органы по защите прав потребителей;
·       органы государственной власти на местах;
·       общественные объединения потребителей;
·       Госгортехнадзор Республики Узбекистан.

В свою очередь должностные лица и работники данных органов государственного управления и контроля должна ознакомиться с нормами следующих статей УК РУз :

·       Злоупотребление властью или должностными полномочиями, то есть умышленное использование должностным лицом своих должностных полномочий (ст.205).
·       Превышение власти или должностных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы полномочий, предоставленных ему законом (ст.206).

И особенно со статьями
·       206-1, предусматривающую уголовную ответственность за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;
·       207, предусматривающую уголовную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения;
·       208, предусматривающую уголовную ответственность за умышленное невыполнение должностным лицом действий, которые оно должно было или могло выполнить по службе, а равно сопряженное с попустительством преступлению.

А Генеральному прокурору и его подчинененым рекомендую внимательно прочитать свои обязанности, изложенные в Разделе III в главах 1 и 2 Закона РУз от 09.12.1992 г. N 746-XII «О прокуратуре» в редакции, утвержденой Законом РУз от 29.08.2001 г. N 257-II, из которых следует, что прокуроры обязаны осуществлять надзор за :

·       исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями, воинскими формированиями министерств, государственных комитетов и ведомств, хокимами и другими должностными лицами, а также соответствие принимаемых ими актов Конституции и законам Республики Узбекистан;
·       соблюдением прав и свобод гражданина министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями, воинскими формированиями министерств, государственных комитетов и ведомств, хокимами и другими должностными лицами.

И статьями 5 и 48 этого Закона, которые декларируют, что прокуроры тоже несут ответственность.

К сожалению на сегодняшний день вкратце в этой статье можно сказать только, что в соответствии с нормами законодательства РУз

·       Взыскать пени с потребителей коммунальных услуг довольно просто, особенно с граждан. Зачастую они даже узнают об этом, когда к ним приходит судебный исполнитель для принудительного взыскания (так называемое заочное судебное производство повсеместно применяемое).
·       Взыскать неустойку и материальный ущерб с поставщиков коммунальных услуг или потребовать сделать перерасчет за оплаченные и неполученные или полученные некачественные услуги достаточно сложно, а для граждан это сравнимо с подвигом. Рядовой гражданин должен выполнить столько условий, многие из которых выполнить он просто не может, что ему проще ничего не делать или написать заявление тому же поставщику коммунальных услуг и надеяться, что ему пойдут на встречу и удовлетворят заявление или хотя бы дадут ответ.

Далее:

Назад:




[1] Указ Президента РУз от 19.12.2000 г. N УП-2791.

[2] Закон РУз от 03.07.1992 г. N 657-XII «О государственном санитарном надзое». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[3] Указ Президента РУз от 02.03.1998 г. N УП-1933.
[4] Министерство коммунального обслуживания Республики Узбекистан преообразовано в Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" Указом Президента РУз от 19.12.2000 г. N УП-2791. В настоящий Указ внесены последние изменения в соответствии с Указом Президента РУз от 17.10.2006 г. N УП-3811.
[5] Закон РУз от 28.12.1993 г. N 1002-XII «О стандартизации». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355.
[6] Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[7] СанПиН РУз N 0067-96. Утверждены 04.11.1996 г. Прежположительно с 2001 года не действуют.
[8] СанПиН РУз N 0130-02. Утверждены 29.07.2002 г
[9] СанПиН РУз N 0182-05. Утверждены 10.01.2005 г.
[10] СанПиН РУз N 0200-06. Утверждены 15.05.2006 г.
[11] СанПиН РУз N 0244-07. Утверждены 29.12.2007 г.
[12] Уголовный кодекс РУз утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII, введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.

Комментариев нет:

Отправить комментарий