Назад: Часть 1
Но
в данном Указе изменилась сама система :
· рост МРЗП составил 1,5
раза;
· рост МРТП составил 4,0952381,
к МРЗП коэффициент составил 2,8666667.
Такой
сам по себе резкий рост МРЗП и МРТП может вызвать только уважение и одобрение.
Однако это было связано с тем, что этим же Указом были отменены с 1 марта 1995
года ежемесячные компенсационные выплаты населению Республики Узбекистан.
Данные компенсационные выплаты всего в размере одного МРЗП были включены в рост
заработной платы и пенсии.
При
этом
· рост МРЗП составил ноль
(0) раза;
· рост МРТП составил 2,6666667.
Другие
новшества данного Указа :
А).
Был установлен минимальный размер начального (нулевого) разряда (самая
маленькая заработная плата) по Единой тарифной сетке по оплате труда
(ЕТС), который превысил МРЗП в 2,00 раза, а по отношению к предыдущему Указу
рост составил 3,00 раза.
Здесь
необходимо отметить, что ЕТС утверждена Постановлением Кабинета Министров при
Президенте РУз от 26.12.1992 г. N 590, введена с 1 января 1993 года, однако
пунтком 6 данного Постановления было установлено, «что применение Единой
тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и
предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».
Пунктом
8 было только рекомендовано «хозрасчетным объединениям, предприятиям и
организациям, независимо от форм собственности, перейти в I полугодии 1993 года
к введению Единой тарифной сетки по мере их готовности и при наличии
необходимых финансовых средств».
Постановлением
Кабинета Министров РУз от 18.03.1996 г. N 103 вышеуказанное Постановление было
отменено и пунктом 3 установлено, что
· применение единой тарифной сетки по оплате труда
является обязательным для всех учреждений и организаций, находящихся на
бюджетном финансировании, а так же для всех государственных и
государственно-акционерных предприятий и организаций, осуществляющих свою
деятельность на основе хозяйственного расчета;
· предприятиям, организациям и учреждениям других форм
собственности установление тарифно-квалификационного разряда работников на
основе единой тарифной сетки было только рекомендовано.
Другими
словами :
· ЕТС обязательно только
для бюджетников и других государственных организаций,
· но не является
обязательным для остальных работодателей и работников.
Таким
образом
· Произошел разрыв
минимальной заработной платы для государственных служащих и других работников в
пользу государственных служащих.
· С 1 марта 1995 года МРЗП
для государственных служащих превысел МРЗП остальных работников почти в три (3)
раза.
· Фактически было
установлено два (2) МРЗП.
И
только с 01.12.1996 года этот разрыв и два (2-а) МРЗП, были ликвидированы и
вновь остался один МРЗП.
Б).
Впервые Указом был установлен размер
· пособия инвалидам с
детства, который составил 400 сумов или к МРЗП коэффициент 2,866667;
· пособия престарелым и
нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, который
составил 300 сум или к МРЗП коэффициент 2,666667.
Указом
Президента РУз от 16.08.1995 г. N УП-1213 увеличены минимальные размеры
· заработной платы - в
1,666667;
· не облагаемого налогами
дохода граждан – в 2,000 или к МРЗП коэффициент1,60000;
· начального (нулевого)
разряда по ЕТС – в 1,333333 или к МРЗП коэффициент 1,60000;
· пенсии по возрасту –
в 1,500 или к МРЗП коэффициент 2,58000;
· пособия инвалидам с
детства – в 1,6125 или к МРЗП коэффициент 2,5800;
· пособия престарелым и
нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы –в
1,333333 или к МРЗП коэффициент 1,6000.
С
чем связан такой разнобой объяснить затрудняюсь. Возможно в связи с тем, что в
твердой цифре устанавливались минимальные размеры
· заработной платы,
· не облагаемого налогами
дохода граждан,
· пенсии по возрасту,
· пособия инвалидам с
детства,
· пособия престарелым и
нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.
Но
здесь явно началась новая тенденция – рост МРЗП стал превышать рост
· начального (нулевого)
разряда по ЕТС;
· пенсии по возрасту;
Ранее
коэффициент роста этих выплат равнялся росту МРЗП, а с 01.09.1995 года, после
резкого скачка с 01.03.1995 года, рост социальных выплат стал ниже чем рост
МРЗП.
В
дальнейшем такой разнобой в росте и тенденция отставания роста всех минимальных
социальных выплат от роста МРЗП сохранился [1].
Только
Указом Президента РУз от 06.05.1997 г. N УП-1755 этой разнобой роста всех
выплат был устранен и общий рост составил около 1,25, но тенденция отставания
роста всех минимальных социальных выплат от роста МРЗП сохранилась.
Указом
Президента РУз от 09.06.1998 г. N УП-2009
· МРЗП выросло примерно в
1,5,
· все остальные
установленные выплаты выросли так же в 1,5 раза.
То есть с 01.07.1997 года фактически и произошла
привязка к росту МРЗП рост
· пенсии по возрасту;
· пособия инвалидам с
детства;
· пособия престарелым и
нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.
Таким
образом, хотя только в декабре 2002 года – январе 2003 года официально
ликвидировано понятие «прожиточный минимум», с исключением этого понятия из
законов, фактически нарушение статьи 39 Конституции РУз в полной мере начато 01.07.1997 года.
При
этом по отношению к МРЗП рост
· минимального размера
пенсии по возрасту сократился примерно с 2,9 раза на 01.03.1995 года до 1,9
раза на 01.08.2000 года и стабилизировался до 2 раз с 01.08.2001 года;
· пособия инвалидам с
детства сократились примерно с 2,7 раза на 01.03.1995 года до 1,91 раза на
01.08.2000 года и стабилизировался до примерно 1,98 раз с 01.08.2001 года, с
01.09.2010 г. снизился до 1,97 раза, а с 01.12.2010 г. до 1,96 раза и
сохранился до настоящего времени;
· пособия престарелым и
нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, сократился
примерно с 2 раз на 01.03.1995 года до 1,16 раза на 01.08.2000 года и
стабилизировался до примерно 1,2 раза с 01.08.2001 года и сохранился до
настоящего времени.
Глава 3. Не облагаемый налогами доход граждан.
С
1997 годом связано еще одно событие, влияющее на реальную доходность населения
Узбекистана.
Именно
с 01.01.1998 года на фоне роста МРЗП и снижения ставки подоходного налога на
физических лиц, стала расти доля подоходного налога от МРЗП.
С
15% в 1994 года (в оборот введена национальная валюта сумм) доля
подоходного налога по минимальной ставке от МРЗП выросла к 2008 году до 78%.
Только
с 2009 года эта доля стала сокращаться и к 2013 году составила 40%.
При
этом с 2001 года вообще отменена сумма в размере одного МРЗП в месяц, которая
не облагалась налогом [2]. После чего минимальная
ставка подоходного налога стала сокращаться с 15% до 8% в 2013 году, а доля
подоходного налога от МРЗП расти с 34% в 2000 г. до 78% 2008 г..
Здесь
хотелось бы отметить, что льгота по подоходному налогу с физических лиц хотя и
была отменена только 12.05.2001 года принятием Закона № 220-II фактически она не учитывалась уже с января 2001
года. Это очередной раз подтверждает мнение автора данной статьи о том, что
подзаконные акты в Узбекистане имеют приоритет над законами.
Глава 4. Рост цен на основные потребительские товары и
на коммунальные услуги.
В
основном население недовольно резким ростом цен на основные потребительские
товары и на коммунальные услуги.
Однако
данное недовольство не обоснованно.
По
официальным данным с мая 2003 года по май 2013 года выросли :
· минимальная заработная
плата в 14,63 раз или на 1463 %;
· средняя заработная плата
в 12,55 раза или на 1255 %;
За
этот же период
· цены на основные
продукты питания (потребительская корзина) выросли в среднем в 7,47 раза или на
747 % (правда, на отдельные виды основных продуктов цены выросли в 10-12 раз);
· тарифы на коммунальные
услуги выросли в среднем в 11,514 или 1151 % (от 7,54 до 31,58 раз).
Что
касается предметов первой необходимости (продовольственные и
непродовольственные товары) то рост цен связан с ростом цен на них в целом в
мире (конечно если не считать отсутствия в Узбекистане качества и возможности
выбора).
Но
тарифы на коммунальные услуги, по мнению автора данной статьи, явно занижены,
что на фоне жесткой монополии на предоставления данных услуг, уже привело к
значительному ухудшению качества предоставления коммунальных услуг.
Таким
образом, уровень благосостояния населения Узбекистана, согласно приведенным
цифрам, растет.
Но
такой вывод можно сделать только если иметь задачу прийти именно к такому
выводу.
Фактически
большей части населения (от 95,32% до 97,14%) страны не хватает дохода
(официального) до прожиточного минимума.
Другими
словами большинство населения страны официально находится за чертой бедности и
рост цен и тарифов к этому не имеет никакого отношения.
Сохранение
высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на фоне
значительной дифференциации доходов по группам населения является прямой
угрозой для социальной стабильности государства.
Глава 5. Инфляция.
По
официальным (опубликованным и озвученным) данным можно прийти к выводу, что
инфляцию в РУз можно условно разделить на три периода :
До
2003 года = 12,6 и более процента.
2003
год = 3,8 %.
2004
– 2013 г. = 6,8 – 8 %.
Откуда
такое резкое сокращение инфляции в 2003 году (более чем в три раза) ?
Каких-либо
резких положительных изменений в экономики автор данной статьи, постоянно
проживающий в Узбекистане, не наблюдал.
Возможно
причина заключается в том, что примерно в ноябре начале декабря 2003 года был
назначен новый Премьер - министр РУз, который и смог за один месяц достичь
таких сногшибательных успехов в руководстве экономикой РУз.
Поскольку
такие успехи в борьбе с инфляцией действительно сногсшибающие была введена
корректировка и уже в 2004 году и в дальнейшем инфляция была стабильной в
районе 6,8 – 8 % несмотря на общемировой кризис, который начался в 2008 году и
не завершился до сегодняшнего дня.
Стабильность
уровня инфляции в РУз на протяжении 10-ти последних лет на фоне кризисов в
мировой экономике, в том числе и у наших соседей, ничего кроме удивления не вызывает.
Теперь
попробуем посчитать, а какая на самом деле инфляция в Узбекистане.
Индекс
потребительских цен (ИПЦ, consumer price index, CPI) - характеризует изменение
во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для
непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического
фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в
предыдущем (базисном) периоде.
ИПЦ
характеризует уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной
финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике,
регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных
социальных гарантий, решения правовых споров.
Поскольку
автор данной статьи не нашел утвержденную в РУз методологию расчета индекса
потребительских цен, расчеты сделаны в соответствии с утвержденной в Российской
Федерации методологии.
Сначала
сравним рост цен на основные продовольственные товары за период с мая 2003 года
по май 2013 года.
Простое
сравнение цен на основные продовольственные товары показывает, что за период с
мая 2003 года по май 2013 года они выросли в 7,47 раза или на 747,03 %.
Показатель
неплохой.
Согласно
Постановления Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117 данная средне
арифметическая взвешенная величина из групповых индексов цен (тарифов) на
товары (услуги) к соответствующему периоду предыдущего года относится к
среднему уровеню качественной оценки индикатора (прирост от 6 - 10%).
Простое
сравнение тарифов на коммунальные услуги показывает, что за период с мая 2003
года по май 2013 года они выросли в 11,514 раза или на 1151,4 %.
Это
показатель уже хуже.
Согласно
Постановления Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117 данная средне
арифметическая взвешенная величина из групповых индексов цен (тарифов) на
товары (услуги) к соответствующему периоду предыдущего года относится к
высокому уровеню качественной оценки индикатора (прирост свыше 10%).
На
основании вышеуказанных данных простой расчет показывает, что за период с мая
2003 года по май 2013 года расчетная средневзвешенная годовая инфляция равна
минимум 24,98%.
Этот
показатель близок к средневзвешенному росту МРЗП, который равен 30,8 %.
За период с 2004 года по 2013 год средневзвешенная
официальная инфляция в год составила 7,34 %.
Очень
хороший показатель.
Поскольку
2003 год в части инфляции откровенно «уникальный» из расчета официальной
инфляции этот год исключается.
Однако
получается, что расчетная средневзвешенная годовая инфляция выше официальной
инфляции в 3-4 раза.
В
связи с этим можно прийти к выводу, что показатель официальной инфляции видимо
отражает «ожидаемый расчет» (так пишут в нормативно-правовых актах, программах
и докладах), но никак не действительный.
Для
того, чтобы убедиться, что средневзвешенная официальная инфляция в год 7,34 %
является не только «ожидаемой», но и действительной посмотрим, что делается на
рынке валют, точнее с официальным курсом сума к доллару США, устанавливаемому
Центральным банком РУз.
И
вот оно чудо – средневзвешенный годовой индекс роста курса сумма к доллару США
составляет 7,87 %.
Неправдали
данная цифра очень похожа на средневзвешенную официальную инфляцию в год,
которая составила 7,34 %.
А
что с ростом цен на некоторые основные продовольственные товары в долларах США.
Как
видно и здесь показатели очень хорошие.
Средневзвешенный
индекс роста цен на некоторые основные продовольственные товары в национальной
валюте (сум) составил всего 747,03 %, то есть цены выросли в 7,47 раза за
десять лет. В долларах США этот показатель еще лучше - цены выросли
только на 350 % или в 3,5 раза.
По
этим показателям средневзвешенная годовая инфляция в национальной валюте
составляет 22,07 %, но в долларах США средневзвешенная годовая инфляция всего
13,35 %.
Это
немного выше чем официально декларируемая инфляция, но правда здорово?
Далее:
Назад:
[1] Указы Президента РУз от 18.03.1996 г. N
УП-1408, от 18.03.1996 г. N УП-1408, от 26.11.1996 г. N УП-1650.
[2] Глава 14 Налогового кодекса РУз «Вычеты с
налоооблагаемого дохода физических лиц», включая статью 54.»Вычеты,
предоставляемые физическим лицам»,
утратила силу в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II.
Комментариев нет:
Отправить комментарий