Часть 2. Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан

Назад: Часть 1


Но в данном Указе изменилась сама система :
·       рост МРЗП составил 1,5 раза;
·       рост МРТП составил 4,0952381, к МРЗП коэффициент составил 2,8666667.

Такой сам по себе резкий рост МРЗП и МРТП может вызвать только уважение и одобрение. Однако это было связано с тем, что этим же Указом были отменены с 1 марта 1995 года ежемесячные компенсационные выплаты населению Республики Узбекистан. Данные компенсационные выплаты всего в размере одного МРЗП были включены в рост заработной платы и пенсии.

При этом
·       рост МРЗП составил ноль (0) раза;
·       рост МРТП составил 2,6666667.

Другие новшества данного Указа :

А). Был установлен минимальный размер начального (нулевого) разряда (самая маленькая заработная плата) по Единой тарифной сетке по оплате труда  (ЕТС), который превысил МРЗП в 2,00 раза, а по отношению к предыдущему Указу рост составил 3,00 раза.

Здесь необходимо отметить, что ЕТС утверждена Постановлением Кабинета Министров при Президенте РУз от 26.12.1992 г. N 590, введена с 1 января 1993 года, однако пунтком 6 данного Постановления было установлено, «что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании».

Пунктом 8 было только рекомендовано «хозрасчетным объединениям, предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, перейти в I полугодии 1993 года к введению Единой тарифной сетки по мере их готовности и при наличии необходимых финансовых средств».

Постановлением Кабинета Министров РУз от 18.03.1996 г. N 103 вышеуказанное Постановление было отменено и пунктом 3 установлено, что
·       применение единой тарифной сетки по оплате труда является обязательным для всех учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, а так же для всех государственных и государственно-акционерных предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета;
·       предприятиям, организациям и учреждениям других форм собственности установление тарифно-квалификационного разряда работников на основе единой тарифной сетки было только рекомендовано.

Другими словами :
·       ЕТС обязательно только для бюджетников и других государственных организаций,
·       но не является обязательным для остальных работодателей и работников.

Таким образом
·       Произошел разрыв минимальной заработной платы для государственных служащих и других работников в пользу государственных служащих.
·       С 1 марта 1995 года МРЗП для государственных служащих превысел МРЗП остальных работников почти в три (3) раза.
·       Фактически было установлено два (2) МРЗП.

И только с 01.12.1996 года этот разрыв и два (2-а) МРЗП, были ликвидированы и вновь остался один МРЗП.

Б). Впервые Указом был установлен размер
·       пособия инвалидам с детства, который составил 400 сумов или к МРЗП коэффициент 2,866667;
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, который составил 300 сум или к МРЗП коэффициент 2,666667.

Указом Президента РУз от 16.08.1995 г. N УП-1213 увеличены минимальные размеры
·       заработной платы - в 1,666667;
·       не облагаемого налогами дохода граждан – в 2,000 или к МРЗП коэффициент1,60000;
·       начального (нулевого) разряда по ЕТС – в  1,333333 или к МРЗП коэффициент 1,60000;
·       пенсии по возрасту – в  1,500 или к МРЗП коэффициент 2,58000;
·       пособия инвалидам с детства – в 1,6125 или к МРЗП коэффициент 2,5800;
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы –в  1,333333 или к МРЗП коэффициент 1,6000.

С чем связан такой разнобой объяснить затрудняюсь. Возможно в связи с тем, что в твердой цифре устанавливались минимальные размеры
·       заработной платы,
·       не облагаемого налогами дохода граждан,
·       пенсии по возрасту,
·       пособия инвалидам с детства,
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.

Но здесь явно началась новая тенденция – рост МРЗП стал превышать рост
·       начального (нулевого) разряда по ЕТС;
·       пенсии по возрасту;

Ранее коэффициент роста этих выплат равнялся росту МРЗП, а с 01.09.1995 года, после резкого скачка с 01.03.1995 года, рост социальных выплат стал ниже чем рост МРЗП.

В дальнейшем такой разнобой в росте и тенденция отставания роста всех минимальных социальных выплат от роста МРЗП сохранился [1].

Только Указом Президента РУз от 06.05.1997 г.  N УП-1755 этой разнобой роста всех выплат был устранен и общий рост составил около 1,25, но тенденция отставания роста всех минимальных социальных выплат от роста МРЗП сохранилась.

Указом Президента РУз от 09.06.1998 г. N УП-2009
·       МРЗП выросло примерно в 1,5,
·       все остальные установленные выплаты выросли так же в 1,5 раза.

То есть с 01.07.1997 года фактически и произошла привязка к росту МРЗП рост
·       пенсии по возрасту;
·       пособия инвалидам с детства;
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.

Таким образом, хотя только в декабре 2002 года – январе 2003 года официально ликвидировано понятие «прожиточный минимум», с исключением этого понятия из законов, фактически нарушение статьи 39 Конституции РУз в полной мере начато 01.07.1997 года.

При этом по отношению к МРЗП рост
·       минимального размера пенсии по возрасту сократился примерно с 2,9 раза на 01.03.1995 года до 1,9 раза на 01.08.2000 года и стабилизировался до 2 раз с 01.08.2001 года;
·       пособия инвалидам с детства сократились примерно с 2,7 раза на 01.03.1995 года до 1,91 раза на 01.08.2000 года и стабилизировался до примерно 1,98 раз с 01.08.2001 года, с 01.09.2010 г. снизился до 1,97 раза, а с 01.12.2010 г. до 1,96 раза и сохранился до настоящего времени;
·       пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, сократился примерно с 2 раз на 01.03.1995 года до 1,16 раза на 01.08.2000 года и стабилизировался до примерно 1,2 раза с 01.08.2001 года и сохранился до настоящего времени.


Глава 3. Не облагаемый налогами доход граждан.

С 1997 годом связано еще одно событие, влияющее на реальную доходность населения Узбекистана.

Именно с 01.01.1998 года на фоне роста МРЗП и снижения ставки подоходного налога на физических лиц, стала расти доля подоходного налога от МРЗП.

С 15% в 1994 года (в оборот введена национальная валюта сумм)  доля подоходного налога по минимальной ставке от МРЗП выросла к 2008 году до 78%.

Только с 2009 года эта доля стала сокращаться и к 2013 году составила 40%.

При этом с 2001 года вообще отменена сумма в размере одного МРЗП в месяц, которая не облагалась налогом [2]. После чего минимальная ставка подоходного налога стала сокращаться с 15% до 8% в 2013 году, а доля подоходного налога от МРЗП расти с 34% в 2000 г. до 78% 2008 г..

Здесь хотелось бы отметить, что льгота по подоходному налогу с физических лиц хотя и была отменена только 12.05.2001 года принятием Закона № 220-II фактически она не учитывалась уже с января 2001 года. Это очередной раз подтверждает мнение автора данной статьи о том, что подзаконные акты в Узбекистане имеют приоритет над законами.


Глава 4. Рост цен на основные потребительские товары и на коммунальные услуги.

В основном население недовольно резким ростом цен на основные потребительские товары и на коммунальные услуги.

Однако данное недовольство не обоснованно.

По официальным данным с мая 2003 года по май 2013 года выросли :
·       минимальная заработная плата в 14,63 раз или на 1463 %;
·       средняя заработная плата в 12,55 раза или на 1255 %;

За этот же период
·       цены на основные продукты питания (потребительская корзина) выросли в среднем в 7,47 раза или на 747 % (правда, на отдельные виды основных продуктов цены выросли в 10-12 раз);
·       тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем в 11,514 или 1151 % (от 7,54 до 31,58 раз).


Что касается предметов первой необходимости (продовольственные и непродовольственные товары) то рост цен связан с ростом цен на них в целом в мире (конечно если не считать отсутствия в Узбекистане качества и возможности выбора).

Но тарифы на коммунальные услуги, по мнению автора данной статьи, явно занижены, что на фоне жесткой монополии на предоставления данных услуг, уже привело к значительному ухудшению качества предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, уровень благосостояния населения Узбекистана, согласно приведенным цифрам,  растет.

Но такой вывод можно сделать только если иметь задачу прийти именно к такому выводу.

Фактически большей части населения (от 95,32% до 97,14%) страны не хватает дохода (официального) до прожиточного минимума.

Другими словами большинство населения страны официально находится за чертой бедности и рост цен и тарифов к этому не имеет никакого отношения. 

Сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на фоне значительной дифференциации доходов по группам населения является прямой угрозой для социальной стабильности государства.

Глава 5. Инфляция.

По официальным (опубликованным и озвученным) данным можно прийти к выводу, что инфляцию в РУз можно условно разделить на три периода :
До 2003 года = 12,6 и более процента.
2003 год = 3,8 %.
2004 – 2013 г. =  6,8 – 8 %.


Откуда такое резкое сокращение инфляции в 2003 году (более чем в три раза) ?

Каких-либо резких положительных изменений в экономики автор данной статьи, постоянно проживающий в Узбекистане, не наблюдал.

Возможно причина заключается в том, что примерно в ноябре начале декабря 2003 года был назначен новый Премьер - министр РУз, который и смог за один месяц достичь таких сногшибательных успехов в руководстве экономикой РУз.

Поскольку такие успехи в борьбе с инфляцией действительно сногсшибающие была введена корректировка и уже в 2004 году и в дальнейшем инфляция была стабильной в районе 6,8 – 8 % несмотря на общемировой кризис, который начался в 2008 году и не завершился до сегодняшнего дня.

Стабильность уровня инфляции в РУз на протяжении 10-ти последних лет на фоне кризисов в мировой экономике, в том числе и у наших соседей, ничего кроме удивления не вызывает.

Теперь попробуем посчитать, а какая на самом деле инфляция в Узбекистане.

Индекс потребительских цен (ИПЦ, consumer price index, CPI) - характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде.

ИПЦ характеризует уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

Поскольку автор данной статьи не нашел утвержденную в РУз методологию расчета индекса потребительских цен, расчеты сделаны в соответствии с утвержденной в Российской Федерации методологии.

Сначала сравним рост цен на основные продовольственные товары за период с мая 2003 года по май 2013 года.

Простое сравнение цен на основные продовольственные товары показывает, что за период с мая 2003 года по май 2013 года они выросли в 7,47 раза или на 747,03 %.

Показатель неплохой.

Согласно Постановления Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117 данная средне арифметическая взвешенная величина из групповых индексов цен (тарифов) на товары (услуги) к соответствующему периоду предыдущего года относится к среднему уровеню качественной оценки  индикатора (прирост от 6 - 10%).


Простое сравнение тарифов на коммунальные услуги показывает, что за период с мая 2003 года по май 2013 года они выросли в 11,514 раза или на 1151,4 %.

Это показатель уже хуже.

Согласно Постановления Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117 данная средне арифметическая взвешенная величина из групповых индексов цен (тарифов) на товары (услуги) к соответствующему периоду предыдущего года относится к высокому уровеню качественной оценки индикатора (прирост свыше 10%).


На основании вышеуказанных данных простой расчет показывает, что за период с мая 2003 года по май 2013 года расчетная средневзвешенная годовая инфляция равна минимум 24,98%.


Этот показатель близок к средневзвешенному росту МРЗП, который равен 30,8 %.


За период с 2004 года по 2013 год средневзвешенная официальная инфляция в год составила 7,34 %.

Очень хороший показатель.

Поскольку 2003 год в части инфляции откровенно «уникальный» из расчета официальной инфляции этот год исключается.


Однако получается, что расчетная средневзвешенная годовая инфляция выше официальной инфляции в 3-4 раза.

В связи с этим можно прийти к выводу, что показатель официальной инфляции видимо отражает «ожидаемый расчет» (так пишут в нормативно-правовых актах, программах и докладах), но никак не действительный.

Для того, чтобы убедиться, что средневзвешенная официальная инфляция в год 7,34 % является не только «ожидаемой», но и действительной посмотрим, что делается на рынке валют, точнее с официальным курсом сума к доллару США, устанавливаемому Центральным банком РУз.

И вот оно чудо – средневзвешенный годовой индекс роста курса сумма к доллару США составляет 7,87 %.

Неправдали данная цифра очень похожа на средневзвешенную официальную инфляцию в год, которая составила 7,34 %.


А что с ростом цен на некоторые основные продовольственные товары в долларах США.

Как видно и здесь показатели очень хорошие.

Средневзвешенный индекс роста цен на некоторые основные продовольственные товары в национальной валюте (сум) составил всего 747,03 %, то есть цены выросли в 7,47 раза за десять лет. В долларах США этот показатель еще лучше -  цены выросли только на 350 % или в 3,5 раза.


По этим показателям средневзвешенная годовая инфляция в национальной валюте составляет 22,07 %, но в долларах США средневзвешенная годовая инфляция всего 13,35 %.

Это немного выше чем официально декларируемая инфляция, но правда здорово?



Далее:

Назад: 



[1] Указы Президента РУз от 18.03.1996 г.  N УП-1408, от 18.03.1996 г.  N УП-1408, от 26.11.1996 г. N УП-1650.
[2] Глава 14 Налогового кодекса РУз «Вычеты с налоооблагаемого дохода физических лиц», включая статью 54.»Вычеты, предоставляемые физическим лицам»,
утратила силу в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II.

Комментариев нет:

Отправить комментарий