Часть 3. Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан

Назад: Часть 2,  Часть 1
Далее: Часть 4,  Часть 5


Все знают, что большая часть основных продовольственных товаров в Узбекистан импортируется, цены на это продовольствие в мире растут. И мало кому приходит в голову, что в отличие от всего мира, в Узбекистане цены на импортные товары в долларах США (по курсу ЦБ РУз) если не дешевеют то и растут не так быстро как у них.

Но поскольку эти же цены за тот же период, но только в сумах, выросли в 7,47 раза или на 747 %, то встает вопрос, а что это у нас за курс Центрального банка РУз, можно ли ему верить ?

Вопрос риторический, так как все население страны знает на него ответ и разных мнений нет - курсам валют (даже курсу «черного» рынка) верить нельзя.

Кстати, для тех кто не знает, в Узбекистане четыре основных курса (курсы указаны на 01.05.2013 г.)
·       курс ЦБ РУз = 2064,61 сум,
·       средний (покупка+продажа) курс коммерческих банков = 2167,8 сум,
·       биржевой курс около = 3290 сум,
·       курс «черного» рынка = 2787,3 сум.

Только один вопрос – почему курс «черного» рынка ниже биржевого курса ?

Вопрос также риторический. Все знают, что в Узбекистане «черный» (или «базарный») валютный рынок также централизовано регулируется.

С ростом тарифов на коммунальные услуги ситуацию хуже.

Средневзвешенный индекс роста тарифов за десять лет составил 12,66 или 1266 %. Но в долларах США по официальному курсу ЦБ РУз тарифы выросли только 5,93 раза или на 593 %.


Соответственно рост тарифов подпортил и показатель инфляции, средневзвешенный годовой показатель которой составила в национальной валюте 28,89 %, но в долларах США всего 19,49 %.


На основании этих данных можно прийти к выводу, что
·       средневзвешенная годовая инфляция за период с 2003 года по 2013 год составила 26,22 %;
·       инфляция в 2013 году составила 22,67 %.

Данные показатели характеризуют только минимальную инфляцию.

Читатель не должен удивляться, что автор статьи берет рост цен на основные продовольственные товары и рост тарифов на коммунальные услуги и сводит их к среднему показателю и еще при этом указывает, что это минимальная инфляция. Ясно, что в нормальной стране расходы на коммунальные услуги не должно превышать 5% дохода семьи, и, следовательно, такой метод получения среднего показателя мягко говоря некорректен. Но необходимо учитывать, что в Узбекистане расходы на коммунальные услуги составляют более 50% от «официальных» доходов.


Приведенные расчеты показывают со всей очевидностью, что официальная статистика об инфляции в Узбекистане в лучшем случае оторвана от реалий, в худшем случае подгоняется под «планируемую и ожидаемую» цифру.

В качестве подтверждения такого официального подхода к определению инфляции можно привести Постановление Кабинета Министров РУз от 06.11.2013 г. № 300 «О мерах по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и водоснабжающих организаций РУз», которым стоимость коммунальных услуг населению было увеличено сразу в 1,5 раза, но при этом, как по волшебству, тарифы не увеличились, следовательно и показатель инфляции за 2013 год опять будет хорошим.

Пунктом 10 данного Постановления установлено, что 1 декабря 2013 года «оплата стоимости горячей и холодной воды, поставленной населению, не имеющему приборов учета горячей и холодной воды, осуществляется с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам на услуги горячего и холодного водоснабжения;».

Встает вопрос – Кабинет Министров введя повышающий коэффициент к установленным тарифам поднял тарифы или ввел штрафные санкции в отношении физических лиц не имеющих приборов учета (счетчиков) ?
Если это повышение тарифа - то почему Кабинет Министров просто не повысил тариф.
Если это штрафные санкции за отсутствие счетчиков - то почему прямо не написать об этом и какое право имел Кабинет Министров вопреки законодательству РУз устанавливать обязанность уплаты штрафа автоматически без суда.
Подробно этот вопрос рассмотрен в предыдущей статье «Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов».

Ответ простой - в результате введения так называемого «повышающего коэффициента» к тарифам Кабинет Министров виртуально избежал резкий рост тарифов и, соответственно, это позволяет по итогам 2013 года сохранить «планируемую и ожидаемую» цифру инфляции, которая в противном случае могла составить «страшную» цифру – около 80%, вместо планируемых 8%.


Таким образом считаем возможным определить годовую инфляцию за период с 2003 года по 2013 год в Узбекистане в районе 23-30 %, что приближенно к истине и реалиям.

Одним из показателей, характеризующих гиперинфляцию, согласно Приложения № 7 «Требования, применяемая в Международных стандартах финансовой отчетности» [1], является когда кумулятивный темп инфляции за три года приближается или превышает 100%.

На лицо гиперинфляция в Узбекистане.

Кстати, другие признаки гиперинфляции, приведенные в данном Положении, имеют место в Узбекистане и так же подтверждают наличие гиперинфляции :
а) население страны в целом предпочитает держать свое состояние в неденежных активах или в относительно стабильной иностранной валюте. Имеющиеся средства в национальной валюте немедленно вкладываются для поддержания покупательной способности;
б) население страны рассматривает суммы денег, выражая их не в национальной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте, цены устанавливаются в этой же валюте;
в) продажи и покупки в кредит осуществляются по таким ценам, которые достаточны для того, чтоб компенсировать ожидаемую утрату покупательной способности за период кредита, даже если этот период короткий;
г) процентные ставки, зарплаты и цены привязаны к индексам цен.

Глава 6. Прожиточный минимум.

Раздел 6.1. Понятие.

Что же такое прожиточный минимум и для чего он нужен.

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой минимальный признанный обществом уровень доходов для обеспечения пропитания и прочих основных личных нужд, необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни.

Потребительская корзина это натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей.

Различают
·       «минимальную потребительскую корзину», обеспечивающую минимальный уровень потребления,
·       и «рациональную потребительскую корзину» отражающую наиболее благоприятную, научно-обоснованную структуру потребления.

Минимальная потребительская корзина (МПК) рассчитывается для стандартной семьи из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально недопустимо.

В слабо развитых странах МПК рассчитывают на основе физиологического минимума потребления, который необходим для физического существования человека.

Физиологический минимум представляет собой границу денежных средств, которая считается необходимой для обеспечения пропитания и прочих основных личных нужд на уровне, позволяющем выжить. Это понятие было введено в дополнение к понятию прожиточного минимума для определения взрослых, находящихся в материальной нужде. Физиологический минимум не может быть применен в отношении несовершеннолетнего ребенка, пенсионера по старости, инвалидов.

Физиологический прожиточный минимум - минимальный предел, необходимый для поддержания физиологического состояния в течение некоторого времени, который должно обеспечивать государство.

Рациональная потребительская корзина (РПК) это бюджет, составленный исходя из необходимости обеспечения нормальной жизнедеятельности человека; денежная оценка (в расчете на одного члена семьи в год, месяц) набора товаров и услуг в количестве и качестве, достаточных для нормальной жизнедеятельности.

РПК это общественно необходимый, рациональный норматив потребления населением различных материальных благ (продуктов питания, одежды, предметов культуры и быта, жилища и других) и услуг культурно-бытового назначения. РПК разрабатывается для различных социально-демографических групп населения и служит для определения перспектив развития социально-экономической политики государства.

Прожиточный минимум предназначается для:
·       оценки уровня жизни и определения черты бедности;
·       оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и государственных, местных социальных программ;
·       определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;
·       определение уровня налогообложения населения, налога на доход, налога на имущество и наследство, налога на землю и других налогов и приравненных к ним платежей, а также системы социальных выплат;
·       оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
·       обоснования устанавливаемых минимальных размеров заработной платы и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
·       формирования государственного бюджета.

Раздел 6.2. «Рассекреченные» отдельные официальные данные.

В 1993 году Кабинет Министров утверждал, что «В Узбекистане минимальная заработная плата выше прожиточного минимума в 1,2 раза. В то время как в России стоимость "корзинки" потребительских товаров, составляющих прожиточный минимум, превышает минимальный уровень заработной платы в 2,3 раза, Беларусии - 1,4, Молдове - более чем в 7 раз» [2].

В своем докладе, сделанном на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году (8 февраля 2008 года), Президент РУз проинформировал, что «Реальные денежные доходы населения возросли за год более чем на 27 процентов. По данным органов статистики, если в 2001 году средняя заработная плата составляла 99,0 процента от прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 2007 году она уже превышала прожиточный минимум более чем в 3 раза, что является одним из высоких показателей среди стран СНГ».

Из этих двух документов можно сделать удивительные выводы или предположения.

Первое :

В 1993 году (второй год независимости Узбекистана), как указано в Постановлении Кабинета Министров РУз, минимальная заработная плата (МРЗП) в РУз была выше прожиточного минимума (ПМ) в 1,2 раза.

Однако расчеты по официальным данным показывают, что не МРЗП выше ПМ в 1,2 раза, а наооборот – ПМ выше МРЗП в 1,2 раза. И то если считать на одного человека. То есть при условии, что работают и грудные дети и престарелые граждане пенсионного возраста.

Фактически, по этим данным,

«официальный» ПМ (из расчета на 4-х человек – один работник и три иждивенца) был выше МРЗП, например
в 1993 году - в 4,7 раза;
в 2003 году – в 5,3 раза;
в 2013 году – в 5,3 раза.

«официальный» ПМ (из расчета на 4-х человек – один работник и три иждивенца) был выше «официальной» средней заработной платы, например
в 1993 году - в 15,88 раза;
в 2003 году – в 1,89 раза;
в 2013 году – в 2,72 раза.

Другими словами в этих документах все перевернуто с «ног на голову» и объявлено, что голова и есть ноги.

Второе :

Если верить озвученным в этих двух документах данным, то соотношение «официальной» средней заработной платы относительно «официального» прожиточного минимума
·       снижалось с 15,88 раз в 1993 года до 0,85 раз в 1997 г.,
·       возросло до 3,27 раз в 2006 г.,
·       а с 2008 г.  установилось в 2,72 раз.

Это соотношение (2,72) сохранилось на протяжении 6-ти лет до 2013 г. включительно.

Таким образом, уровень жизни населения по «официальным» данным (превышение средней заработной платы над ПМ) не возрос, как указано в этих документах, а наоборот снизился за 20-ть лет (с 1993 г. по 2013 г.) в 5,95 раз.

Третье :

«Официальный» ПМ с учетом официального индекса роста МРЗП ниже реального ПМ
в 2003 г. – в 11 раз;
в 2013 г. - в 14 раз.

Реальный ПМ выше «официального» МРЗП
в 2003 г. – в 56,12 раз;
в 2013 г. - в 75,85 раз.

Реальный ПМ выше «официальной» средней заработной платы в
в 2003 г. – в 5,61 раз;
в 2013 г. - в 5,28 раз.

Расчеты показывают, что
·       реальный ПМ (минимальная потребительская корзина – не физиологическая) в 2003 году составляла 3.054.150,00 сум в год или 254,512 сум в месяц»
·       «официальный» ПМ составлял 24.010,00 сум.

При этом «официальный» ПМ ниже
·       стоимости минимального набора продуктов питания на четырех человек - в 4,2 раза;
·       стоимости коммунальных услуг - в 8,58 раз;
·       всей стоимости минимальной потребительской корзины в месяц - в 10,6 раза.

Каким образом рассчитывается «официальный» ПМ ?
Эта загадку автор статьи разгадать так и не смог.


Если в 1993 году органами статистики еще велся анализ прожиточного минимума, во всяком случае это была одна из их официальных задач и функций, то не понятно откуда взялись данные в 2008 году, если вести учет, расчеты и анализ ни один государственный орган или организация не должны.

Во всяком случае, во всех Программах  государственных статистических работ на год, ежегодно утверждаемых Кабинетом Министров РУз, с 2002 года в составе работ не предусмотрен учет, расчет и анализ прожиточного минимума.

Таким образом, можно только предположить, что какой-то государственный орган все-таки неофициально ведет анализ и расчет прожиточного минимума, но только для служебного пользования.

Раздел 6.3. Реальный прожиточный минимум.

В данной статье показан расчет
·       «минимальной потребительской корзины», обеспечивающей минимальный уровень потребления,
·       и «рациональной потребительской корзины» отражающей наиболее благоприятную, научно-обоснованную структуру потребления.

Расчет физиологической МПК автор данной статьи как бы не делал (хотя величина продовольственной корзины делалась по физиологическому минимуму), так как вряд ли гражданин Узбекистана согласится (из чувства гордости), что Республику Узбекистан надо относить к слабо развитым странам, хотя у автора статьи есть подозрение (больше склонен к слову уверенность), что официально делаются расчеты именно физиологического минимума потребления, который необходим для физического существования человека.
И даже при этом официальные органы делают расчет не на человека, а на соседа - душмана (плохого соседа, врага). А волка, как известно, сколько ни корми, всеравно смотрит в лес. Так зачем кормить ?

Например.

В 2013 году «официальный» ПМ на человека составил 105.000 сумов в месяц (напомню, что расчет сделан на основании некоторых озвученных цифр). Для не сведущих это меньше 40 долларов США. На эти деньги в мае 2013 года можно было купить, предположим, 4 кг мяса (60.000), 4 кг макаронных изделий (24.000) и 2 кг яблок (10.000) и литр дешевой водки.

Получается полный разгул (или загул ?) живота. Выпил 30 грамм водки, закусил 300 граммами калорийной еды и витаминами и все, отдыхай. И в стране нет алкоголиков и нет ожирения, и даже никто и не умрет с голода. Кстати нет и семьи, которую надо кормить и одевать. А на работу ездить не надо (экономия). Так как платить за жилье и за проезд нечем, то и живи себе на месте работы.

Одним словом полный «рай».

Правда если взять официальную минимальную заработную плату, которая в мае 2013 года составляла 79.590 сум, то дела конечно хуже. Придется обойтись без водки и есть по 250 грамм в сутки того же набора, правда без витаминов.

Конечно плохо, но народ стерпит. Ведь в блокадном Ленинграде инженерно - техническим работникам в ноябре 1941 г. снизили норму до тех же 250 грамм, а Ленинградцы не только выжили, но и победили фашистов.

Тем кто прочитав вышеизложенное возмутится «фантазией» автора данной статьи, хочу напомнить, что Указом Президента РУз от 09.11.2012 г. N УП-4482
·       пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, установлен в размере 95.520 сумов;
·       пенсия по возрасту и пособие инвалидам с детства в размере 155.670 сумов;
·       что касается неквалифицированных служащих, то им зарплата установлена в размере 79.590 сумов.

Так, что если у читателя есть претензии, то они должны быть адресованы по правильному адресу.

Автором данной статьи расчет величины прожиточного минимума произведен по столице РУз городу Ташкенту путем суммирования стоимости продовольственной корзины, стоимости расходов на непродовольственные товары и услуги, суммы подоходного налога.

При этом расходы на услуги медицины в расчет не взяты. И без этого цифры страшные для населения Узбекистана. А сколько стоит лечиться в государственных (бесплатных) больницах знают все жители страны. Например, стоимость простых родов ребенка в роддоме без каких-либо патологий, но с должным вниманием, стоит около 300 долларов США или около 800 (восемьсот) тысяч сумов (национальная валюта), то есть около 10 (десяти) МРЗП. 

Автором статьи взят десятилетний период с мая 2003 года по май 2013 года и расчет прожиточного минимума сделан средневзвешенный по объему потребления в среднем на одного человека трудоспособного возраста, пенсионера и двух детей в год.

Расчет средневзвешенного прожиточного минимума на одного человека сделан на основе нормативов – физиологического объема потребления на одного человека трудоспособного возраста, пенсионера и двух несовершеннолетних, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения.

Расчет тарифов по коммунальным платежам произведен по официальным публикациям.

Расчет уплаты налогов и других обязательных платежей произведен по ставкам в  соответствии с соответствующими постановлениями Президента РУз.

В связи с тем, что автор данной статьи не нашел утвержденный в РУз официальный перечень продуктов питания-представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания, при исчислении величины прожиточного минимума за основу был взят «Перечень продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума», утвержденный совместным приказом Минтруда России и Росстата от 11 марта 2013 г. № 93н/91 (размещен на официальном сайте Минтруда России в разделе "Банк документов").

Данный перечень немного изменен с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания основными социально-демографическими группами населения в г.Ташкенте РУз, а также доступности продуктов питания на потребительском рынке.


Далее:

Назад: 



[1] Положение «О требованиях Центрального банка Республики Узбекистан к публикуемой годовой финансовой отчетности коммеречских баков», утвержденного Постановлением Правления ЦБ от 02.10.2004 г. N 582 (21/1), зарегистрированным Министерством юстиции 25.10.2004 г. N 1419.
[2] Постановление Кабинета Министров РУз от 16.02.1993 г. N 86 об итогах работы за 1992 год «Доклад Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан об итогах работы отраслей народного хозяйства, исполнении основных параметров бюджета Республики Узбекистан за 1992 год и мерах по развитию экономики республики в 1993 году».

Комментариев нет:

Отправить комментарий