Часть 5. Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан



Третий показатель бедности.

Расчеты показывают, что за чертой бедности проживает от 94,04% до 96,57% населения (только по легальной доходности – заработной плате).

Население, проживающее на уровне прожиточного минимума или выше, составляет только от 3,43% до 5,96%.

Безработными являются
·       от 4 623 851 человек или 24,78% от общего числа, находящегося в трудоспособном возрасте
·       до 10 081 204 человек или 54,03% от общего числа, находящегося в трудоспособном возрасте.


Автора данной статьи можно обвинить в предвзятости, например, в завышении нормативов потребления.

Давайте посмотрим, что произойдет, если нормативы потребления основных продуктов сократить вдвое от рекомендованного ВОЗ физиологического минимума, в два раза также сократим потребление непродовольственных товаров.

Стоимость коммунальных услуг, транспортные расходы и ставки налогов не подлежат сокращению, так как это может сделать только государство (однако сумма налогов естественно сокращена).

А сократить продовольствие и непродовольственные товары можно – народ у нас терпеливый.


Вообще-то для сведения норма выдачи только хлеба в блокадном Ленинграде составляла

Сентябрь 1941 года в граммах в день
Ноябрь 1941 года в граммах в день
Май 2013 г.
Рабочим и инженерно-техническим работникам
800
250
служащим – соответственно
600
125
иждивенцам 
400
125
детям до 12 лет
400
125
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившимся на котловом довольствии
960
300
Войскам первой линии находившимся на котловом довольствии
1600
500
Предлагаемая «пайка» в Узбекистане в день в граммах на 1 человека при снижении МПК в два раза
154,76
Рекомендации ВОЗ (физиологический минимум) на 1 человека
308,93


Другими словами ……..

Нет, у меня нет слов.


Не буду выкладывать результаты всех расчетов, а приведу только один результат.

На основании расчетов можно провести сравнение с размером МПК, сокращенной в два раза :

·       недостаток официального МРЗП по отношению к МПК составляет 91,76% (было 94,78%);
·       недостаток пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, по отношению к МПК  составляет 90,11% (было 93,73%);
·       недостаток официально установленного размера пособия инвалидам с детства по отношению к МПК составляет 83,88% (было 89,79%);
·       недостаток официально установленного размера минимальной пенсии по возрасту по отношению к МПК составляет 83,88% (было 89,79%);
·       недостаток официально установленного максимального размер пенсии при наличии полного стажа работ (без льгот и надбавок) по отношению к МПК составляет 63,73% (было 77,03%);.
·       средняя заработная плата превышает МПК корзину на 18,53% (был недостаток 24,93%.);

В результате такого двойного снижения потребления прожиточного минимума (продовольствия и непродовольственных товаров) за чертой бедности остается то же количество населения.

Так что как не сокращай, а результат все тот же.

При таком положении с бедностью Узбекистан, как государство, просто несостоятельно.


Дополнительные источник средств существования населения Узбекистана.

Поскольку такие цифры населения, находящегося за чертой бедности, являются не просто большими, а катастрофическими [1] для любой страны и уже давно вызвало бы взрыв стихийного недовольства и бунты, можно сделать вывод - все официальные и полуофициальные данные, а также самостоятельные расчеты показывают, что доходы большей части населения являются нелегальными или, в крайнем случае, полулегальными.

Косвенным подтверждением этого вывода является и официальная статистика :

Согласно доклада Госкомстата от 19 февраля 2013 г.  численность безработных составила 626 300 человека. Или  3,16% от населения в трудоспособном возрасте.
То есть официально работает (трудоспособного возраста) 18 032 801 человек.

Однако, согласно тех же официальных данных 
·       зарегистрировано в системе накопительного пенсионного обеспечения трудоспособного населения, следовательно, предположительно имеющие официальную работу, 8 577 897 человек;
·       на 01.07.2013 год имелось рабочих мест около 14 035 250.

Получается, что остальные 4-10 миллионов человек трудоспособного возраста получают доход не из официальных источников.

Возникает вопрос – а откуда они берут средства, за счет чего они живут?

Ответ очевиден и в Узбекистане известен даже подросткам – почти все наемные работники и совершенно точно все предприниматели получают нелегальное вознаграждение/доход (так называемый конверт).

Тогда возникает другой вопрос – а откуда такая масса денег попала в нелегальный оборот страны ?

Совершенно очевидно, что государство осуществляет эмиссию денег - выпускает в обращение новые деньги, увеличивает обращающуюся денежную массу и тем самым обеспечивает «теневую» массу наличности.

Одним из основных принципов эмиссии наличных денег является безусловными обязательствами Центрального Банка РУз и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссия осуществляется с ростом производства и реализации товаров и услуг или при повышении цен для нормального функционирования экономики. В зависимости от вида дополнительно поступающих в обращение денежных средств эмиссия может быть наличной (выпуск новых  банкнот) и безналичной (увеличение денежных средств на счетах банков в результате банковской деятельности).

Наличие в обороте Узбекистана огромной денежной массы наличных денег свидетельствует о том, что
·       или Центральный Банк РУз не выполняет свои функции регулятора и выпускает в оборот новые банкноты без всяких экономических оснований;
·       или Центральный Банк РУз выпускает в оборот все новые банкноты совершенно сознательно с целью дачи возможности населению продавать, имеющуюся у нее иностранную валюту.

О какой иностранной валюте идет речь и в чем причина не обеспеченной внутренней экономикой эмиссии наличных денег ?

Кроме нелегальных доходов население Узбекистана получает и вполне легальное финансирование.

Так, согласно средним данным из различных источников временных и сезонных эмигрантов и эмигрантов, выехавших из Узбекистана на ПМЖ, со дня объявления независимости составляет около 7 миллионов человек (4 и 3 миллиона соответственно).  При этом временные и сезонные эмигранты это в основном граждане Узбекистана в возрасте от 18 до 45 лет.

Косвенным подтверждением этих цифр количества эмигрантов являются вышеприведенные цифры. От общего числа трудоспособного населения (18 659 101 человек)  отнимите официальное количество рабочих мест (14 035 250) и получите 4 миллиона 600 тысяч человек, которые и являются базой для временных и сезонных эмигрантов (у меня принято 4 миллиона человека эмигрантов).

Эта армия по самым скромным подсчетам направляет ежемесячно своим родственникам в Узбекистан финансовые и другие средства на сумму 1.050.000.000,00 долларов США.

На одного оставшегося в Узбекистане приходится от 132.489,00 сум до 137.213,00 сум (национальная валюта).

Чтобы читателю было понятно о каких суммах идет речь напомню, что на 01.05.2013 г.

·       МРЗП составлял 79.590,00 сум;
·       пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы составляло 95.520,00 сум;
·       пособие инвалидам с детства не имеющим необходимого стажа работы составляло 155.670,00 сум;
·       минимальный размер пенсии по возрасту составлял 155.670,00 сум.

Как видим для граждан Узбекистана это ощутимая поддержка.

Посмотрим значение такой поддержки со стороны эмигрантов с точки зрения экономики Узбекистана.

А). Весь экспорт Узбекистана в 2013 г. составил 15.087.000.000,00 долларов США.

Доля поступлений от эмигрантов от всего экспорта страны составляет 83,52%.

Доля поступлений от эмигрантов по группам товаров экспорта страны составляет
·       Энергоносители - 278%.
·       Хлопок-волокно - 759%.
·       Продовольственные товары -  835%.
·       Химическая продукция - 1670%.
·       Черные и цветные металлы - 1193%.
·       Машины и оборудование - 1392%.
·       Прочие - 269%.

Как видим и для государства Узбекистан это ощутимая поддержка.


Б). В своих докладах первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Р.Азимова, а также заместитель председателя Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам С.Отамуратова 14.11.2013 г. на Кенгаше Законодательной палаты РУз озвучили некоторые цифры параметров бюджета Узбекистана на 2014 год.

Простой арифметический подсчет этих цифр показал, что бюджет страны на 2014 год составляет 150 триллионов сумм (национальная валюта).

Продолжение этого простого арифметического подсчета показывает, что доля средств, поступающих от эмигрантов, от бюджета РУз на 2014 г. в процентах составляет 24%.

При этом средства, поступающие от эмигрантов, превышают озвученные в этих докладах статьи расхода бюджета
·       расходов на образование в 22 раза,
·       расходов на здравоохранение в 759 раз,
·       расходов на выплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям, а также на компенсационные выплаты в 1 680 раз,
·       объема централизованных инвестиций, финансируемых из Государственного бюджета  в 24 раза.

Правда цифры сногсшибающие ?

Вот только один источник средств существования всего населения Узбекистана. При этом надо учесть, что такие суммы поступают (около 24% всей расходной части бюджета государства на 2014 г.) ежегодно.

Выводы Вы можете сделать сами - настолько они очевидны.


Если бы государство не клеймило позором граждан своей страны, вынужденных мигрировать за пределы страны чтобы просто прокормить свои семьи, и, как выходит, еще и поддержать штаны государства, при этом зачастую живя в скотских условиях и работая за гроши (по сравнению с местными гражданами), а оказало бы всяческую поддержку, в том числе   например такие как

·       облегчения легального выезда из страны, а не создания искусственных препятствий в виде огромного количества справок, бумажек и устного отказа без объяснения причин в выдаче выездной визы (аналог заграничного паспорта в других странах);
·       прекращения откровенного безобразия и вынуждение своих собственных граждан покупать внутри страны билеты за иностранную валюту, за что наши умельцы в правоохранительных органах и судах легко могут при необходимости подогнать такие действия под правонарушение и наказать вплоть до лишения свободы на 3 года [2];
·       справедливого решения через международные соглашения и внутренне законы налогообложения (чтобы человеку не надо было бы два раза платить);
·       оказание содействия своим гражданам в легальном пребывании и трудоустройстве за рубежом путем заключения необходимых международных соглашений и работы (подчеркиваю работы, а не пребывания за границей) консульских работников,
·       отказ от преследования за работу за границей;
·       отказ от преследования за получение второго гражданства;

то перечисленные эмигрантами суммы легализировались бы в Узбекистане и заняли бы достойное первое место в экспортном потенциале страны (экспорт трудовых ресурсов).

Вышеуказанные необходимые меры поддержки со стороны государства являются не полными и эти проблемы, в основном, создаются не на уровне законов (кроме двойного гражданства), а на уровне подзаконных актов и исполнения этих законов и подзаконных актов государственными чиновниками.

Вместе с тем, необходимо чтобы такая поддержка была осуществлена не на словах, а именно в законах, в которых должны быть предусмотрены нормы прямого действия, исключены двусмысленность и отсылки к законодательству (что означает по сути  передача решений на усмотрения чиновников).

Такой позитивный для своего населения подход государства официально и легально решил бы и проблему массовой безработицы и сопутствующие этому другие проблемы, и, что немаловажно, сохранил бы чувство гордости у своих граждан за свою страну.

Кроме того, ряд граждан Узбекистана, выехавшие из страны и уже получившие ПМЖ или иностранное гражданство, ставшие крупными и средними бизнесменами или просто деловыми людьми, имели бы возможность легально инвестировать свои средства в экономику Узбекистана или оказать содействие таким инвестициям, в том числе через своих родственников, проживающих в Узбекистане.

К сожалению такой подход к проблеме миграции не популярен среди государственных чиновников всех уровней. И это связанно с тем, что поступающие в Узбекистана от эмигрантов миллиарды долларов США попадают в теневой оборот и являются существенной (если не основной) поддержкой существующей государственной системы - государственной коррупции.

Например,
·       от вымогательства взяток при въезде, особенно от имеющих двойное, запрещенное в Узбекистане, гражданство, и выезде;
·       наличия в «черном» обороте миллиардов долларов США за счет которых производится нелегальный импорт товаров в страну;
·       наличия в «черном» обороте выручки от реализации нелегальных товаров исчисляемая в триллионах сумах (национальная валюта);
·       «игра» на курсовой разнице (официального ЦБ и биржи и так называемого «базарного») сумма дохода от которой составляет около триллиона сумов (национальная валюта) в месяц;
·       наличия в «черном» обороте триллионов сумов (национальная валюта);
·       огромные взятки чиновникам начиная от рядового милиционера или сотрудника контрольного государственного органа.
·       и тому подобное.

Фактическое количество населения находящегося за чертой бедности.

Результаты всех вышеизложенных расчетов показывают, что население Узбекистана условно можно разделить на четыре категории :

Распределение населения с учетом легальных и нелегальных доходов :


Категория населения
на 01.07.2013 г.
количество человек
процент от общего количества населения
в том числе трудоспособного возраста
процент от общего количества населения трудоспособного возраста
доход в месяц на одного человека (без учета налогов) в национальной валюте в среднем
доход в месяц на одного человека  (без учета налогов) в долларах США в среднем

Численность граждан
30 228 530
100%
18 659 101
100%


1
Имеют доход около РПК
1 209 141
4,00%
746 364
4,00%
10 337 191
3 829
2
Имеют доход около МПК
3 022 853
10,00%
1 865 910
10,00%
1 524 304
565
3
Эмигранты, выехавшие на ПМЖ
3 000 000
9,92%
1 851 804
9,92%


4
За чертой бедности проживает
22 996 535
76,08%
14 195 023
76,08%



в том числе







Временные и сезонные эмигранты
4 000 000
13,23%
4 000 000
21,44%



Имеют доход ниже МПК




594 039
220

От
8 915 331
29,49%
3 972 219
21,29%



До
14 372 684
47,55%
7 340 868
39,34%



Имеют доход около одного МРЗП




79 590
29

От
10 081 204
33,35%
6 222 804
33,35%



До
4 623 851
15,30%
2 854 155
15,30%



Данные расчеты близки к истине и подтверждаются продекларированной в стране «официальной» средней заработной платой.

Расчет средней заработной платы.


количество человек
доход в месяц на одного человека (без учета налогов) в национальной валюте в среднем
Всего сумма дохода
в том числе трудоспособного возраста
Имеют доход около РПК
1 209 141
10 337 191
12 499 123 616 294
746 364
Имеют доход около МПК
3 022 853
1 524 304
4 607 745 899 559
1 865 910
Эмигранты, выехавшие на ПМЖ
3 000 000
0
0
1 851 804
Временные и сезонные эмигранты
4 000 000
0
0
4 000 000
Имеют доход ниже МПК
14 372 684
594 039
8 537 935 094 274
7 340 868
Имеют доход около одного МРЗП
4 623 851
79 590
368 012 317 008
2 854 155
Итого
30 228 530

26 012 816 927 135
18 659 101
Полученная в результате расчетов средняя заработная плата на 01.07.2013 г.



1 394 109
Продекларированная "официальная" средняя заработная плата на 01.05.2013 г.



1 144 357

Заключение.

Данная статья готовилась в 2013 – первой половине 2014 годах, но не дает полную картину за 2013 год.

Но уже опубликованные и озвученные некоторые цифры показывают, что никаких существенных изменениях в тенденции не имеется.

Читатель, прочитав данную статью, видимо уже понял, что Узбекистан является «резко стабильным государством» (не путать с резко континентальным климатом).

Все официальные показатели инфляции, роста экономики и непрерывного увеличения уровня благосостояния населения полностью не зависят ни от изменений в мировой экономике, ни от изменений во внутренней экономике, да и вообще от экономики.

В данной статьей даны многочисленные таблицы, где использованы официально опубликованные цифры, и на их основе сделаны расчеты, которые показывают как с одними и теми же цифрами можно
·       провозглашать «неуклонный рост благосостояния населения Узбекистана»
·       и доказать неуклонное снижение этого самого благосостояния.

Видимо в связи с этим в официальных нормативно – правовых актах и различных докладах официальных лиц государства отражаются только такие показатели как
·       рост на какой-то процент
·       или в какое-то количество раз,

но не показывается среднесрочная и долгосрочная общая картина, не используются абсолютные цифры, не разъясняется общая тенденция движения тех или иных показателей.

По поводу тех или иных цифр можно спорить и, имея доступ к официальной статистике, доказать несоответствие некоторых цифр.

Поэтому автор статьи просит читателя
·       не тратить время на доказывания неправильности отдельных цифр или примененных методик расчетов,
·       а обратить внимание на общую тенденцию этих данных,
·       в том числе на то, что даже при изменении отдельных цифр тенденция движения останется прежней.

Далее.
Автор статьи также предлагает, все-таки с уважением отнестись к нормам Конституции Республики Узбекистан и соблюдать их, в том числе и Конституционную норму статьи 39.

В соответствии с этой Конституционной нормой при определении пенсий, пособий, других видов социальной помощи исходить не из минимального размера заработной платы, а из прожиточного минимума.

А минимальный размер заработной платы государство обязано устанавливать как обеспечение выполнения других конституционных норм, в том числе гарантированных главами 9, 10 Конституции РУз, а не устанавливать их только для бюджетных организаций как сейчас происходит.

В связи с этим предлагается официально и прозрачно (с доведением до всего населения) рассчитывать прожиточный минимум, а также устанавливать такой размер подоходного налога, которые должны учитываться государством для обеспечения гарантированных Конституцией условий жизни.

Читатель может выступить с резкой критикой данного предложения и совершенно обоснованно заявить, что это невозможно.

И данные критика будет совершенно правильная.

Ныне существующая экономика, форма государственного управления экономикой, сложившееся социально-экономическое положение, а главное, сложившаяся совершенно искаженная психология всего населения, и особенно чиновничьего аппарата, гарантирует полный провал быстрого перехода от МРЗП к ПМ.

В связи с этим обращаю внимание читателя, что, по мнению автора статьи, потребуется примерно два года (в лучшем случае) для подготовки перехода от системы МРЗП к ПМ. Большая часть времени уйдет на изменение отношения населения и государственных чиновников к действующему порядку.

Такая подготовка возможна только при самом активном (доминирующим) участии именно независимых специалистов и экспертов. И то только если такая подготовка будет проходить под патронажем и при финансировании  какой-либо международной организации, что позволит избежать противодействие всей мощи государственной системы.

При этом должен быть учтен опыт многолетней работы ПРО ООН (Проекты Организации Объединенных Наций) в Узбекистане.

Данная организация нанимает на работу местных граждан, которые являются непосредственными исполнителями всей работы ПРО ООН, что само по себе и неплохо. Но прием на работу даже не в международную организацию, а в просто местную организацию, осуществляется только по согласованию со специальными службами и аппаратом Президента. А эти государственные органы ни при каких обстоятельствах не допустят прием на работу  неугодного им человека.

Все направления работы данной организации проходят предварительное согласование с Кабинетом Министров и аппаратом Президента РУз. А эти государственные органы ни при каких обстоятельствах не допустят включение в план работы неугодных им тем.

Настоящая статья была подготовлена 06.10.2013 г. – 01.08.2014 г.


Меню




[1] Согласно Постановления Кабинета Министров РУз от 20.04.2012 г. N 117  отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения свыше 10% относится к критическому уровню (качественная оценка индикатора).
[2] Статья 177 Уголовного кодекса РУз, статья 170 Кодекса об административной ответственности РУз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий