Часть 4. Особенности прожиточного минимума в Республике Узбекистан


Далее: Часть 5


Раздел 6.4. Минимальная потребительская корзина «МПК».

В мае 2003 года.

Вся сумма расчетного «официального» ПМ (автор данной статьи хочет оговориться, что он не знает является ли «официальный ПМ физиологическим,  минимальной потребительской корзиной «МПК» или  рациональной потребительской корзиной «РПК») на 4-х человек (предположительно) с учетом официального индекса роста МРЗП в месяц составил
·       в год = 288.127 сум
·       или в месяц = 24.010 сум.

Реальный МПК составлял на четырех человек
·       в год = 3.049.569 сум
·       или в месяц = 253.964 сум.

В том числе стоимость минимального набора продуктов питания на четырех человек
·       в год = 1.042.983 сум
·       в месяц = 86.915 сум

Для наглядности, правильного понимания и сравнения показанных выше ПМ покажем, что можно было купить на эти деньги в мае 2003 года :

Вся сумма "официального" ПМ на 4-х человек в месяц
24.011
Реальная стоимость минимального набора продуктов питания на 4-х человек
86.915
на 1 –го человека в месяц
6 003
21 729
Наименование
цена
количество кг
сумма
количество кг
сумма
макаронные изделия
536
0,5
268
2
1 071
картофель, кг
300
1,0
300
3
900
огурцы и помидоры свежие
533
1,0
533
5
2 667
мясо и мясопродукты, кг:
1 938
0,5
969
2
3 875
рыба свежая
4 000
0,5
2 000
1
4 000
фрукты свежие, кг
376
1,0
376
5
1 880
молоко, кефир
630
1,0
630
5
3 150
масло растительное
1 100
1,0
1 100
4
4 400
Итого
6,5
6 176
27
21 943
на 1-го человека сумм
6 003
21 729
на 1-го человека в день грамм
52
218


Отметим, что в 2003 году «официальное» потребление продовольствия в граммах определено в 1,5 раза ниже чем рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения для физиологического потребления, то есть необходимого для физического существования человека.

В мае 2013 года.

Вся сумма расчетного «официального» ПМ на 4-х человек с учетом официального индекса роста МРЗП в месяц составил
·       в год = 5.056.679 сум
·       или в месяц = 421.390 сум.

Реальный МПК составлял на четырех человек
·       в год = 73.166.577 сум
·       или в месяц = 6.097.215 сум.

В том числе стоимость минимального набора продуктов питания на четырех человек
·       в год = 33.260.100 сум
·       в месяц = 2.771.675 сум

При расчете реального МПК в 2013 году взят тот же набор и в том же количестве продовольственных товаров, что и 2003 году.

Из приведенных данных видно, что с 2003 года по 2013 год
·       разрыв между «официальным» ПМ и реальным МПК имеет тенденцию к увеличению;
·       «официальный» рост цен явно отстает от реального роста цен;
·       рост и «официального» ПМ и реального МПК показывают, что фактический
·       уровень инфляции явно и значительно выше официального;
·       норму «официального» потребления продовольствия не выдержит даже мышь;
·       норма расчетного потребления продовольствия ниже чем в блокадном Ленинграде и в 1,5 раза ниже рекомендованного ВОЗ физиологического минимума.


«Официальный» ПМ на 4-х человек
Реальный МПК составлял на четырех человек
"официальный" ПМ ниже реального в
2003 г
288.127
3.049.569
10,58
2013 г.
5.056.678
73.166.577
14,47
Цены выросли в
17,55
23,99


Раздел 6.5. «Официальная» средняя заработная плата и МПК.

Посмотрим как гражданин Узбекистана мог использовать «официальную» среднюю заработную плату.

Состав семьи 4 человека, в том числе
·       работающих и получающих среднюю заработную плату по стране – 1 человек,
·       иждивенцев – 3 человека.

"Официальная" средняя заработная плата в год составила
·       на май 2003 г. = 544.077 сум,
·       на май 2013 г. = 13.732.279 сум.

Примечание автора :
Расчет «официальной» средней заработной платы произведен в перерасчете на рост МРЗП в соответствии
·       с динамикой изменения минимального размера заработной платы на основании соответствующих Указов Президента РУз об установлении минимального размера заработной платы (последний Указ от 11.07.2013 г. N УП-4547);
·       а также найденными данными о средней заработной плате РУз за 1-3 квартал 2010 г. (интервью Президента РУз СМИ UzDaily.uz, статья UzDaily.uz от 28 июля 2010), 1-2 квартал 2009 г. (28 июля 2010, CA-NEWS (UZ)), за 2008 г. (21 ноября 2008, ГАЗЕТА UZ), за 2012 г . (по материалам Интерфакс, опубликованным в Экономика Узбекистана от 22.01.2013).

Расчеты показывают, что при такой средней заработной плате и после уплаты всех необходимых платежей (за транспорт, коммунальные услуги и налоги), семья получит в остатке сумму на продовольственные товары на год соответственно
в 2003 г = - 378.737 сум,
в 2013 г. = - 4.287.268 сум.

Это не шутка и не ошибка – это действительно знак минуса.

Обеспечение семьи минимальным набором продуктов питания в год после уплаты только коммунальных услуг и налогов состав соответственно
в 2003 г = 250.957 сум, или 24,06% процент обеспечения,
в 2013 г. = 8.675.449 сум, 26,08% процент обеспечения.

То есть на одного человека в месяц на продовольствие приходится
в 2003 г = 5.228 сум,
в 2013 г. = 180.739 сум

И это при реальной стоимость минимальной потребительской корзины в месяц на одного человека
в 2003 г = 21.729 сум,
в 2013 г. = 692.919 сум

Ну а как обеспечивался набор продуктов питания на семью из 4-х человек с доходом в размере "официальной" средней заработной платы

Повторюсь. "Официальная" средняя заработная плата в месяц составила
на май 2003 г. = 45.340 сум,
на май 2013 г. = 1.144.357 сум.

Если предположить невероятное – вся заработная плата уходит только на продовольствие, то получится, что доля обеспечения продовольствия на 1 человека в месяц по "официальной" средней заработной платы составляло
на май 2003 г. = 52,17 %,
на май 2013 г. = 41,29 %.

Ну а если из "официальной" средней заработной платы вычесть только расходы на коммунальные услуги и налоги то доля обеспечения продовольствия на 1 человека в месяц составляло

на май 2003 г. = 24,06 %,
на май 2013 г. = 26,08 %.

Эти же расчеты так же показывают, что при объявленной "официальной" средней заработной плате семья может быть обеспечена минимальным набором продуктов питания только если в семье из 4-х человек двое будут получать эту самую "официальную" среднюю заработную плату, а остальные двое будут получать пенсию с полной выслугой лет.

Гипотетически такая семья может иметь место – родители отработали свое и вышли на заслуженную пенсию, а их двое детей родились взрослыми, остались «синими чулками» и получают эту самую "официальную" среднею заработную плату.

Кто найдет такую семью в Узбекистане может смело претендовать на Нобелевскую премию за ценный вклад в науку социологию.

Правда такому ученому будет трудно объяснить в своем «научном труде»
·       почему дети сразу оказались взрослыми и не завели свою семью (детей),
·       каким образом население Узбекистана растет примерно на 1,5% в год (это с учетом родившихся и умерших),
·       куда исчезли 8 миллионов детей в возрасте до 16-ти лет.

Ему также довольно затруднительно будет доказать, что половина населения страны вообще получает эту самую "официальную" среднюю заработную плату.

Ему так же будет сложно просто арифметически подсчитать эту саму "официальную" среднюю заработную плату или придумать такую формулу расчета учитывая что
·       одна половина населения получает "официальную" среднюю заработную плату,
·       а вторая половина населения получает пенсию с полной выслугой лет.

Но все возможно, особенно в Узбекистане. А Нобелевская премия просто так не дается – надо потрудиться.

Для желающих получить Нобелевскую премию попробуем подсчитать сколько семей должны получать заработную плату равную минимальной потребительской корзине - МПК (не физиологический минимум) и что получат остальные.

Расчеты показывают, что 10% (десять процентов) семей, состоящих из 4-х человек, должны получать заработную плату более чем в 5-ть раз выше чем «официальная» заработная плата. В этом случае доход семьи будет равен минимальной потребительской корзине.

90% (девяносто процентов) семей будут получать остальную заработную плату в 2-а раза ниже «официальной» заработной платы. И доход таких семей покроет менее 10% (десяти процентов) минимальной потребительской корзины.


Раздел 6.6. Рациональная потребительская корзина (РПК).

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой.

Таковой для наших условий может быть следующая структура:
·       продукты питания – около 20%;
·       непродовольственные товары – около 30% (из них ткани, одежда, обувь - 15%; мебель, предметы культуры и быта - 38%; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства в месяц – 12%, прочие товары – 10%, расходы на отдых – 25%).
·       стоимость минимального набора услуг, в том числе стоимость коммунальных услуг, транспортные расходы, прочие услуги – рассчитываются по фактическим ценам и тарифам;
·       налоги и приравненные к ним платежи – рассчитываются по фактически действующим ставкам.

Поскольку полученные результаты явно фантастические для абсолютного большинства населения Узбекистана, а также откровенно не подъемны для существующей экономики страны, автор статьи не будет подробно рассматривать результаты. А любознательные могут посмотреть приложенные таблицы расчетов.


По расчетам РПК хотелось бы отметить только несколько моментов.

1). Хотя сумма РПК в месяц составляет 41.348.765 сум. Из них 37,5 % уходит на налоги и другие обязательные платежи, что, по мнению автора, разумно и близко к показателям северноеропейских стран. Правда при этом от этих стран Узбекистан отличается (мягко говоря очень существенно) по уровню жизни и социальным гарантиям.

На личные расходы семьи остается 25.843.168 сум, что по курсу черного рынка на тот период составляет 9.572 доллара США.

2). Если кто-то подумает, что в Узбекистане нет семей с такими доходами, то он ошибается.

Такой доход (больше или меньше), правда в «черную», имеют :

Все среднее звено государственных чиновников (хокимы городские и районов г.Ташкента, заместители руководителей государственных учреждений (тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения, таможенные посты и т.п., руководители головных высших учебных заведений, руководители государственных организаций, административных районов, поселков городского типа, а также этого же уровня руководители правоохранительных органов, судьи, руководители министерства оборона включая военкоматы, контролирующих органов).

Всего лиц, живущих по РПК или около того, примерно около 1 051 500 человек, включая также «доверенных лиц» этих чиновников и членов их семей.

Плюс небольшое количество бизнесменов, которые являются источниками государственной коррупции.
Подсчитать их количество невозможно, так как естественно они не являются публичными лицами и свой «теневой» доход не раскрывают, но их небольшое количество существенно на данный расчет не влияет.

Высшие руководители государства, такие как состав Кабинетов Министров (их в Узбекистане два), хокимы областей и г.Ташкента, руководители государственных учреждений (тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения, таможенные посты и т.п.), руководители хозяйствующих субъектов (агентства, ассоциации и концерны, объединения, компании), председатели судов, руководители обороны включая военкоматы, руководители контролирующих органов, имеют доход в разы выше чем РПК.

Таких лиц всего около 19 775 человек, включая также «доверенных лиц» этих чиновников и членов их семей.

«Руководителей» бизнес кланов, которые имеют доход в разы выше чем РПК и фактически являются «теневым» руководством страны, подсчитать невозможно, так как естественно они не являются публичными лицами и свой «теневой» доход не раскрывают. Кроме того, «руководителями» бизнес кланов в ряде случаев фактически и являются руководители государственных структур.

Таким образом, лиц, живущих на уровне РПК и выше, в Узбекистане около 4% и они являются костяком существующей политической системы страны.

Автора данной статьи можно попрекнуть – как можно огульно, даже не зная этих людей, всех сразу чернить.

Поэтому даю пояснение своей позиции по этому вопросу :

Во-первых. Автор статьи знает некоторых их этих граждан Узбекистана.

Во-вторых. У меня нет никакого желания кого-либо чернить.

В-третьих. Если кто-то из читателей не понял, то поясню – в этой статье речь не идет о каких-либо отдельных личностях. В этой статье и во всех предыдущих статьях сделана попытка показать, что в Узбекистане действует особая государственная система – система налаженной государственной коррупции, а не коррупции отдельных личностей (что имеет место в любой стране).

В четвертых. Исходя из этого любой должен понимать – если ты не согласен с этой системой и не желаешь стать ее частью, то тебе не место в государственных властных структурах. С другой стороны любая система принимает все необходимые меры для избавления от тех, кто не согласен с ней.

В-пятых. Некий (я с ним не знаком) Усман Хакназаров опубликовал с Интернете статью «Сколько стоит государственное кресло в Узбекистане?». Не комментирую данную статью и мнение автора по отдельным вопросам (рекомендую читателю самому прочитать ее). Нас интересует данные, изложенные в этой статье касательно стоимости «государственных кресел». Не знаю источников Усмана Хакназарова. Могу только подтвердить, что те  знакомые кто платил за этот «товар» или лично знаком с теми кто платил, подтверждают приблизительную стоимость «кресла». Отсюда мы имеем расходы при поступлении на работу от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов США. И я не знаком и не слышал ни об одном человеке, который заплатил такие суммы ради того, чтобы принять активное и личное участие в развитии Узбекистана, повышения уровня благосостояния населения. С другой стороны, любой человек, инвестируя свои личные средства, естественно должен вернуть их, а в данном случае это можно сделать только путем самого активного участия в системе государственной коррупции. С третьей стороны, при существующих официальных доходах откуда берутся такие суммы у претендента на «кресло»? Ответ очевиден – источник та же система.


Глава 7. Черта бедности.

Кроме определения прожиточного минимума необходимо проанализировать уровень маргинальности - доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, то есть тех, кто находится за чертой бедности.

Уровень маргинальности рассматривается как потенциальная база межотраслевого перелива рабочей силы и миграционных процессов.
Для Узбекистана такой анализ нужен для определения базы миграционных процессов.

Возникновение бедности объясняется, как правило, экономическими причинами: высоким уровнем безработицы, низким уровнем оплаты труда и пенсионного обеспечения, задолженностью по выплатам заработной платы.
Что в полной мере касается и Узбекистана.

Но помимо непосредственных причин бедности рассматривают также другие причины. Это, в частности, несправедливое распределение доходов, существенная дифференциация доходов по отдельным группам населения, значительное сокращение спроса на отечественные товары, спад производства вследствие низкой конкурентоспособности продукции, рост тенизации экономики, значительная межотраслевая дифференциация заработной платы.
Для Узбекистана это несправедливое распределение доходов, существенная дифференциация доходов по отдельным группам населения, спад производства вследствие низкой конкурентоспособности продукции, рост тенизации экономики.

В данной статье проведены расчеты средневзвешенных
·       годовой официальной и реальной инфляции,
·       ИПЦ на основе продовольственные товары и тарифы на коммунальные услуги,
·       прожиточного минимума (не физиологического),
·       «официальных» МРЗП и СЗП.

Первый показатель бедности.

На основании вышеуказанных расчетов можно провести сравнение с размером прожиточного минимума по состоянию на 01.05.2013 г., который показывает, что на одного человека (без учета иждивенцев)
·       недостаток официального МРЗП по отношению к минимальной потребительской корзине (МПК) составляет 94,78%;
·       недостаток пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы по отношению к МПК составляет 93,73%;
·       недостаток официально установленного размера пособия инвалидам с детства по отношению к МПК составляет 89,79%;
·       недостаток официально установленного размера минимальной пенсии по возрасту по отношению к МПК составляет 89,79%;
·       недостаток официально установленного максимального размер пенсии при наличии полного стажа работ (без льгот и надбавок) по отношению к МПК составляет 77,03%.
·       недостаток средней заработной платы по отношению к МПК составляет 24,93%.


Второй показатель бедности.

Доля продуктов питания в структуре расходов населения служит своего рода индикатором распространения бедности. Треть своих расходов тратят на питание только крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете. Эта закономерность была выведена в конце ХIХ века Э. Энгелем (закон Энгеля) и неоднократно подтверждалась учеными.

По проведенным автором статьи расчетам минимальной потребительской корзины (не физиологической) видно, что доля потребления продуктов питания в Узбекистане должно составлять 45,46 % от общей потребительской корзины. Но это только расчетный показатель МПК.

В развитых странах эти пропорции иные: доля расходов на питание в США составляет 9%, в Канаде — 11%, в странах ЕС — 12%.

В данной статье на взгляд автора достаточно убедительно доказано, что населения, живущего на уровне МПК, в Узбекистане всего около 10%.

Для остального населения легальной заработной платы хватает только для покрытия около 10% необходимого минимума продуктов питания, что свидетельствует о крайней нищете основного населения.

Далее:

Назад: 

1 комментарий:

  1. merit casino online login【Malaysia】zoom
    casino online deccasino login,【WG98.vip】⚡, zeus casino online login,dome febcasino casino online casino,craps betting,golf betting online,play casino,slot 메리트 카지노 고객센터 games on

    ОтветитьУдалить