Далее: Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10
Какие документы и кому должен сдать претендент на адвокатскую лицензию ?
Для удобства восприятия и сравнения перечень документов дан в
виде таблицы
Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных
видов деятельности».
|
Постановление Кабинета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60, Приложение
N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
|
Положение о квалификационных
комиссиях при территориальных
управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу
министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх
|
Статья 14
(перечень документов, касающихся только физических лиц)
|
Пункт 8
|
Пункт 18
|
Заявление
|
заявление
|
заявление
|
копия свидетельства о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя для физических лиц; (Абзац в редакции Закона
РУз от 07.09.2011 г. N ЗРУ-292)
|
||
документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии
сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
|
документ, подтверждающий внесение претендентом сбора за
рассмотрение органом юстиции его заявления.
|
|
другие документы, подтверждающие возможность выполнения
соискателем лицензии требований и условий, предъявляемых для получения
лицензии на отдельный вид деятельности
|
||
копия гражданского паспорта
|
копия паспорта гражданина Республики Узбекистан
|
|
нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом
образовании
|
нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом
образовании
|
|
нотариально заверенная копия трудовой книжки
|
нотариально заверенная копия трудовой книжки
|
|
личный листок, содержащий сведения о претенденте
|
личный листок, содержащий сведения о претенденте
|
|
характеристика из адвокатского формирования, в котором
претендент проходил стажировку
|
||
цветная фотография размером 3 х
|
||
Претендентом могут быть представлены в квалификационную
комиссию иные документы.
|
||
решение квалификационной комиссии о сдаче квалификационного
экзамена
|
||
Требование от соискателя лицензии представления документов,
не предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства о
лицензировании отдельных видов деятельности, не допускается.
|
Пункт 9. Требование от претендента представления
документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
|
Практически никакой разницы по перечню необходимых
документов кроме сдачи экзамена нет.
Тогда зачем претендент дважды должен сдавать одни и те
же документы в разные организации ?
Какие основания для отказа ?
Закон
25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».
|
Постановление Кабинета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60, Приложение
N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
|
Положение о квалификационных
комиссиях при территориальных
управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу
министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх
|
Статья 17
(перечень документов, касающихся только физических лиц)
|
Пункт 17
|
Пункт 22
|
обращения претендентом по истечении трех месяцев со дня
сдачи квалификационного экзамена без повторной сдачи квалификационного
экзамена;
|
обращения претендентом для повторной сдачи
квалификационного экзамена до истечения одного года со дня, когда он не сдал
квалификационный экзамен;
|
|
представление соискателем лицензии ненадлежащим образом
оформленных документов;
|
непредставления полного перечня документов или оформления
их в ненадлежащем порядке;
|
непредставления полного перечня документов или оформления
их в ненадлежащем порядке;
|
наличие в документах, представленных соискателем лицензии,
недостоверных или искаженных сведений;
|
наличия в документах, представленных претендентом,
недостоверных или искаженных сведений;
|
наличия в документах, представленных претендентом,
недостоверных или искаженных сведений
|
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям
и условиям, а также условиям конкурса (тендера).
|
||
отсутствия стажа работы по юридической специальности не
менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском
формировании сроком не менее шести месяцев;
|
отсутствия стажа работы по юридической специальности не
менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском
формировании сроком не менее шести месяцев;
|
|
признания претендента в установленном порядке
недееспособным или ограниченно дееспособным, а также наличия непогашенной или
неснятой судимости;
|
признания претендента в установленном порядке
недееспособным или ограниченно дееспособным, а также наличия непогашенной или
неснятой судимости;
|
|
если не истек трехлетний срок, в течение которого лицо,
действие лицензии которого прекращено, не вправе быть претендентом в
соответствии с законом.
|
если не истек трехлетний срок, в течение которого лицо,
действие лицензии которого прекращено, не вправе быть претендентом в
соответствии с законом;
|
|
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по
мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.
|
Отказ в выдаче лицензии по иным мотивам, в том числе по
мотивам нецелесообразности, не допускается.
|
если претендент обратился с заявлением о возврате его
документов.
|
Практически никакой разницы, кроме мелких и обычных
для нормативно – правовых актов РУз расхождений, по перечню оснований для отказа нет.
Тогда зачем адвокат дважды должен сдавать одни и те же
документы ?
Сроки принятия решения ?
Закон
25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».
|
Постановление Кабинета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60, Приложение
N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
|
Положение о квалификационных
комиссиях при территориальных управлениях
Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу министра юстиции
от 14.03.2009 г. N 69-мх
|
Пункт 24. Квалификационный экзамен проводится в течение
месяца со дня принятия ответственным секретарем необходимых документов претендентов.
|
||
Пункт 11. Заседания квалификационной комиссии проводятся по
мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
|
||
Пункт 4. Претендент, успешно сдавший квалификационный
экзамен, в течение трех месяцев должен обратиться в соответствующий орган
юстиции для получения лицензии. Претендент, пропустивший этот срок, может
обратиться в орган юстиции для получения лицензии только после повторной
сдачи квалификационного экзамена.
Претендент, пропустивший этот срок, может обратиться в
орган юстиции для получения лицензии только после повторной сдачи
квалификационного экзамена.
|
||
Статья 16
|
Пункт 13
|
|
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об
отказе в выдаче типовой (простой) лицензии в срок, не превышающий тридцати
дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми
документами.
|
Заявление претендента рассматривается органом юстиции в
двадцатидневный срок.
В отдельных случаях, при проведении дополнительной, в том
числе независимой, экспертизы поступивших документов руководитель органа
юстиции или его заместитель может продлить этот срок, но не более чем на 10
дней.
|
|
Минимальные сроки принятия решения о выдаче или об отказе в
выдаче типовой (простой) лицензии могут устанавливаться положениями о
лицензировании отдельных видов деятельности.
|
||
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о
принятом решении в течение трех дней после принятия указанным органом
соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии
направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием
реквизитов банковского счета и срока оплаты государственной пошлины.
|
Пункт 15. Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии
направляется (вручается) претенденту в письменной форме с указанием
реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины.
|
|
Выдача лицензии производится в двухдневный срок после представления
претендентом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В случае если претендент в течение трех месяцев с момента
направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не
представил органу юстиции документ, подтверждающий уплату государственной
пошлины за выдачу лицензии, орган юстиции принимает решение о прекращении
действия лицензии.
|
||
Пункт 49. В соответствии со статьей 3-1 Закона Республики
Узбекистан "Об адвокатуре" претендент, получивший в установленном
порядке лицензию, в течение трех месяцев обязан принести присягу адвоката и
индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать
адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских
формирований.
Пункт 50. Претендент для принесения присяги адвоката
обращается в квалификационную комиссию по месту выдачи лицензии с
соответствующим заявлением, к которому прилагается копия лицензии.
|
Отсюда следует, что :
В соответствии со статьей 16 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О
лицензировании отдельных видов деятельности» :
Лицензирующий
орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии
в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя
лицензии со всеми необходимыми документами.
Минимальные
сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой)
лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании отдельных видов
деятельности.
Каким образом подзаконные акты выполняют данную норму статьи
16 об установлении минимальных сроков, то есть меньше тридцати дней ?
В соответствии с двумя положениям, Постановлением Кабинета
Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 и Приказом министра юстиции от 14.03.2009
г. N 69-мх, необходимо потратить
От 30 до 90 дней - Квалификационный экзамен со дня принятия
ответственным секретарем необходимых документов претендентов. Так как квалификационная
комиссия проводится один раз в 90 дней, отвественный секретарь не будет
принимать документы под любым предлогом.
До 90 дней - Претендент, успешно сдавший квалификационный
экзамен должен обратиться в соответствующий орган юстиции для получения лицензии.
От 20 до 30 дней – рассматривается органом юстиции заявление
претендента.
От 1 до 5 дней – направляется уведомледение о принятом
решения
От 2 до 90 дней -
выдача лицензии после представления претендентом документа, подтверждающего
уплату государственной пошлины.
От 30 до 90 дней – претендент обязан принести присягу
адвоката на квалификационной комиссии и индивидуально или совместно с другими
лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в
одно из действующих адвокатских формирований.
При
самом удачно стечении обстоятельств общий срок от даты первоначальной сдачи
документов до начала работы займет 84
дня (30+1+20+1+2+30), то есть почти три месяца !
При
неудачно стечении обстоятельств общий срок от даты первоначальной сдачи
документов до начала работы может занять у претендента около 395 дней (90+90+30+5+90+90), то есть больше года !
При установлении всех этих сроков ни один из приведенных
нормативно-паравовых актов не указал о каких днях идет речь – календарных или рабочих.
Следовательно можно
надеяться, что в данных случаях это максимальные сроки и действуют нормы статей
146 - 148 Гражданского кодекса РУз в соответствии с которыми (не рабочие дни) :
Течение срока, определенного
периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или
наступления события, которыми определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами,
истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Срок, определенный в
полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным
пятнадцати дням.
Если окончание срока,
исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет
соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Если срок назначен для
совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех
часов последнего дня срока.
Если это действие должно быть
совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации
по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Все письменные заявления и
извещения, денежные переводы, сданные в организацию связи либо переданные
другими средствами связи до двадцати четырех часов последнего дня срока,
считаются сделанными в срок.
Можно также только надеяться, что имеющиеся другие неточности
не вызывают злоупотребления со стороны чиновников.
Так,
Согласно пункта 8
Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N
60, для получения лицензии
претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, должен представить органу
юстиции документы, в том числе документ, подтверждающий внесение претендентом
сбора за рассмотрение органом юстиции его заявления.
А согласно пункта 15 этого же Положения претендент уплачивает
государственную пошлину после получения в письменном виде уведомления о
положительном решение лицензирующего органа.
Анализ действующих нормативно-правовых актов, регулирующих
порядок получения лицензии на занятие адвокатской деятельности, включая какие
документы нужно сдавать и какие основания для отказа показывают, что
Министерством
юстиции РУз и Палатой адвокатов РУз создана искусственная бюрократическая
двухступенчатая система получения лицензии.
Выпонить
норму статьи 16 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов
деятельности» о том, что лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой)
лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления
соискателя лицензии, практически невозможно (с учетом всех требуемых процедур).
1.4. Приостановление, возобновление
действия лицензий на занятие
адвокатской деятельностью.
1.4.1.
Кто принимает решение о приостанавлении действия лицензии ?
Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
Статья 6 - К
полномочиям лицензирующих органов (в нашем случае территориальные органы
министертсва юстиции) относится приостановление, возобновление действия
лицензий.
Статья 22 [1]
– «Приостановление
действия лицензии осуществляется лицензирующим органом или судом».
Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об
адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198).
Статья 14 – Дисциплинарное
производство возбуждается соответствующим территориальным
управлением Палаты адвокатов или органом юстиции, выдавшим адвокату
удостоверение. По результатам рассмотрения дисциплинарного производства к
адвокату могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:- приостановление действия лицензии.
Статья 15 [2]
- Приостановление
действия лицензии осуществляется решением
органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
Постановление Кабирнета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60. Приложение N 1 «Положение о лицензировании
адвокатской деятельности». В настоящее Положение внесены
последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N
313.
Пункт 26 - Приостановление действия лицензии осуществляется
решением органа юстиции,
выдавшего адвокату удостоверение.
Положением о квалификационных
комиссиях при территориальных
управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу
министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, зарегистрированному Министерством
Юстиции 14.03.2009 г. N 1921.
Пункт 46 - По результатам рассмотрения дисциплинарного
производства в отношении адвоката квалификационная
комиссия принимает решение о приостановлении действия лицензии.
Положение о Высшей квалификационной
комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу
министра юстиции от 14.03.2009 г. N 68-мх,, зарегистрированному Министерством
Юстиции 14.03.2009 г. N 1920.
Пункт 25 - Решение Высшей квалификационной
комиссии, затрагивающее вопросы приостановления
действия лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, в день его
принятия в письменной форме доводится до
органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, для принятия соответствующего
решения.
Из этих нормативно – правовых актов усматривается различный
подход к этому вопросу.
Законы РУз предусматривают несколько лиц, имеющих право
приостанавливать действие лицензии :
Закон N 71-II - лицензирующие органы (в нашем случае территориальные органы министертсва юстиции).
Закон N 71-II - лицензирующие органы или суд.
Закон от N 349-I - соответствующие
территориальные управления Палаты
адвокатов или органы юстиции, выдавшим адвокату удостоверение.
Закон от N 349-I - орган юстиции,
выдавшего адвокату удостоверение..
Подзаконные нормативные акты также предусматривают несколько
лиц, имеющих право приостанавливать действие лицензии :
Постановление Кабинета Министров
РУз N 60 - орган
юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
Приказ министра юстиции N 69-мх - квалификационная комиссия
территориального органа Палаты адвокатов.
Приказ министра юстиции N 68-мх –
сначала Высшая
квалификационная комиссия Палаты адвокатов РУз, а затем орган юстиции,
выдавшего адвокату удостоверение.
Таким образом лиц, имеющих право принимать решение о
приостанавлении действия лицензии адвоката много :
·
лицензирующий орган,
·
суд,
·
территориальные управления Палаты адвокатов,
·
квалификационная комиссия территориального
органа Палаты адвокатов,
·
Высшая квалификационная комиссия Палаты
адвокатов РУз, а затем орган юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
Неплохая каша и широкое поле для злоупотребления этим правом.
Такая каша наверняка сварена в таком
виде, так как ни законодатель, ни Кабинет министров, ни министерство юстиции,
ни Палата адвокатов так и не разобрались зачем нужна эта Палата адвокатов РУз
(кроме видимости независимости адвокатского сообщества Узбекистана).
Кроме того, видимо ни законодатель, ни чиновники Кабинета
министров, ни чиновники министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз сами не
читают, то что принимают. Нарушено основное положение Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов
деятельности» предусматриваюший формулу «кто разрешил тот и запрещает
или приостанавливает». а также суд.
На
какой срок приостанавливается действие лицензии ?
Закон N 71-II «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
Статья 22 [3]
– «Лицензирующим органом действие лицензии может быть
приостановлено на срок не более десяти рабочих дней, а судом - на срок более
десяти рабочих дней».
«Лицензирующий орган или суд обязан установить срок
устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление
действия лицензии. При этом срок, установленный в решении суда для устранения
обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может
превышать шести месяцев».
Закон N 349-I «Об адвокатуре»
Статья 15 – «Срок приостановления действия лицензии не может
превышать шести месяцев, за исключением случая, когда адвокат привлечен к
участию в уголовном деле в качестве обвиняемого».
Постановление Кабинета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60.
Пункт 26 – «Срок приостановления действия лицензии не может
превышать шести месяцев, за исключением случая, когда адвокат привлечен к
участию в уголовном деле в качестве обвиняемого».
Приказ Министра юстиции РУз от
14.03.2009 г. N 69-мх «Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях
при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан».
Пункт 46 - приостановлении действия лицензии на срок до шести
месяцев;
Здесь как видим напортачили и законодатели и чиновники :
Законом N 71-II «О лицензировании отдельных видов
деятельности» четко и ясно установлено, что
лицензирующий
орган может приостановить лицензию на срок до десяти рабочих дней,
а суд на
срок не превышающий шести месяцев.
Такой
порядок предполагает
ограниченное
по срокам право лицензирующего органа, которое при необходимости может
обратиться в суд и увеличить срок приостановления действия лицензии,
и защищает интересы лицензиата
(в нашем случае адвоката) от произвола со стороны чиновников.
В
дальнейшем и законодатель, и чиновники Кабинета Министров и министерства
юстиции упростили себе жизнь в отношении воздействия на адвокатов,
взяли за основу
исключительное право только суда приостанавливать действие лицензии на срок до
шести месяцев
и
распространили это право и на лицензирующий орган и на квалификационные
комиссии Палаты адвокатов и даже увеличили этот срок не неограниченное время.
Но
норма Закона N 71-II продолжает
оставться в силе !
1.4.2.
Основания приостановления действия лицензии.
Интересно также рассмотреть как рассматриваемые норматтивно –
правовые акты определили основание приостановления действия лицензии ?
Начнем с Закона 25.05.2000 г. N
71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности», который является
основным законом, регулирующим лицензирование.
Статья 22 Закона установила, что «Действие лицензии может быть приостановлено в случаях:
·
выявления нарушений лицензиатом лицензионных
требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·
невыполнения лицензиатом решения лицензирующего
органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения».
Статья 3 Закона установила, что «лицензионные требования и условия - совокупность установленных
законодательством требований и условий, выполнение которых лицензиатом
обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности».
Статья 13 Закона установила, что
«Лицензионные требования и условия, с соблюдением которых
осуществляется лицензируемый вид деятельности, определяются положениями о
лицензировании отдельных видов деятельности, которые должны содержать нормы:
·
об обязательном соблюдении лицензиатом
законодательства;
·
о квалификационных требованиях к лицам,
претендующим на осуществление лицензируемого вида деятельности, включая
специальные знания;
·
о требованиях к специальным условиям
осуществления лицензируемого вида деятельности, включая требования к
используемым материально-технической базе, оборудованию, иным техническим
средствам.
Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности
могут быть предусмотрены дополнительные лицензионные требования и условия в
отношении лицензируемого вида деятельности».
Из
этих норм, на наш взгляд, основные лизенцзионные требования это соблюдении
лицензиатом законодательства.
Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» никаких
лицензионных требований и условий не предусматривает.
Однако статья 15 данного закона устанавливает, что
приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции,
выдавшего адвокату удостоверение, в случаях:
·
привлечения
адвоката к уголовной ответственности с момента привлечения его в
качестве обвиняемого и до
вступления приговора суда в законную силу либо до принятия решения об
освобождении его от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям;
·
выявления нарушений адвокатом требований
законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов,
адвокатской тайны и присяги адвоката (на основании решения квалификационной
комиссии);
·
невыполнения или ненадлежащего выполнения
адвокатом решений территориального управления Палаты адвокатов или органа
юстиции, принятых в пределах их компетенции, в том числе обязывающих адвоката
устранить выявленные нарушения (на основании решения квалификационной
комиссии).
В Постановлении Кабинета Министров
РУз от 09.03.2009 г. N 60 в пункте 26 «Положения о лицензировании адвокатской
деятельности» просто переписаны нормы статьм 15 Закона от 27.12.1996 г. N
349-I.
Вызывает
удивление право органа юстиции (или квалификационной комиссии) приостановить
действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности,
причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве
обвиняемого.
Во-первых.
Данная норма взята из части 1
статьи 71 Закона «О судах» [4],
которая предусматривает, что «Полномочия
судьи приостанавливаются в случае привлечения его к уголовной ответственности».
Но разработчики Закона и Положения
забыли, что в статье 71 имеется и часть 5, которая предусматривает, что «Приостановление полномочий судьи, за исключением
случаев, когда к судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под
стражу, не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной
платы или уменьшения ее размера, снижения уровня его обеспечения и не лишает
судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом» и не
распротранили это положение на адвокатов в части их профессиональной
деятельности.
Во-вторых.
Законодатели и органы юстции просто обязаны знать, что
согласно УПК РУз [5]
привлечение гражданина в качестве обвиняемого не является синонином привлечения
его к уголовной ответственности.
Так, согласно статьи 45 и всех остальных статей УПК РУз
«обвиняемый - это лицо, в отношении
которого в установленном настоящим Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении
его к участию в деле в качестве обвиняемого».
Другими словами следователь
или прокурор, вынося постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого,
вовсе не привлекают его к уголовной ответственности, а только привлекают его к
участию в уголовном деле (ст. 361 УПК РУз).
А вот согласно статьи 16 УК
РУз [6] уголовная
ответственность «есть правовое последствие совершения общественно опасного
деяния, выражающееся в осуждении, применении наказания или других мер
правового воздействия судом к лицу, виновному в совершении
преступления».
Другими словами привлечение к
уголовной ответственности есть уголовная ответственность, которая
выражается в осуждении от имени Республики Узбекистан по приговору суда лица,
совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности.
Выходит, что органы юстиции и квалификационные комиссии
Палаты адвокатов присвоили себе исключительные права суда.
В-третьих.
Законодатели и органы юстции просто
обязаны не нарушать нормы Конституции РУз [7]
в статье 26 которой прямо
указывается, что «Каждый, обвиняемый в
совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет
установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при
котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».
Такая же норма содержится
·
В статье
23 УПК РУз, где указано, что «Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый
считается невиновным пока его виновность в совершении преступления не будет
доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда».
·
В части второй вторую статьи 10 Закона "О судах" – «Обвиняемый
считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом
порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Кроме
того,
·
статья
29 УПК РУз относится к полномочию исключительно суда рассмотрение
ходатайств об отстранении обвиняемого от должности.
·
статья
36 УПК РУз предоставаляет только следователю право ходатайствовать об
отстранении обвиняемого от должности. Такое право имееет и прокурор
Причем в соответствии с
Главой 29 УПК РУз в отношении подсудимого решает вопрос только
суд, а в отношении обвиняемого по ходатайцству следователя или прокурора тоже
только суд.
Таким образом и Закон от 27.12.1996 г. N 349-I и Постановление Кабинета
Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предоставив право органам юстиции приостановить
действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности,
причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве
обвиняемого,
·
не только юридически неквалифицированно отразили
эту норму,
·
но и нарушили нормы Конституции, УК и УПК РУз.
В-четвертых.
Статья 22 Закона 25.05.2000
г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» установила только
два основания приостановления действия лицензии.
Первое основание - нарушение
лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном
соглашении.
В пункте 7 Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от
09.03.2009 г. N 60, определены лицензионные требования и условия при
осуществлении адвокатской деятельности, которыми являются:
·
соблюдение требований законодательства, Правил
профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката;
·
использование не запрещенных законом средств и
способов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц,
обратившихся к адвокату за юридической помощью;
·
участие в уголовном деле по назначению в
предусмотренных законом случаях;
·
повышение своей профессиональной квалификации не
реже одного раза в три года в порядке, определяемом Палатой адвокатов.
Данные условия и требования являются справедливыми.
Но привлечение
адвоката к уголовной ответственности в качестве обвиняемого в этих лицензионных
условиях и требованиях не предусмотрены.
Тогда какое право имеют органы юстиции и
квалификационные комиссии Палаты адвокатов приостанавливать действие лицензии ?
Таким образом и Закон от 27.12.1996 г. N 349-I и Постановление Кабинета
Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предоставив право органам юстиции приостановить
действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности,
причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве
обвиняемого,
·
не только юридически неквалифицированно отразили
эту норму;
·
но и нарушили нормы Конституции, УК и УПК РУз;
·
а также нарушили нормы статьи 22 Закона
25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
·
нарушили нормы пункта 7 того же Положения,
утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60.
Второе основание – невыполнения
лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить
выявленные нарушения».
В контексте стать 22 невыполнение
решения лицензирующего органа относится к фактам выявленных нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном
соглашении.
Такое основание также правильное.
Но статья 15 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I и пункт 26 Положения, увтержденное Постановление
Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 просто исказили данную норму
статьи 22 Закона N 71-II и надели органы юстиции дополнительным правом
приостанавливать действие лицензии за
«невыполнения или ненадлежащего
выполнения адвокатом решений территориального управления Палаты адвокатов или
органа юстиции, принятых в пределах их компетенции, в том числе обязывающих
адвоката устранить выявленные нарушения (на основании решения квалификационной
комиссии)».
При этом не только наделили
дополнительным правом органы юстиции, но и надели такими правом территориальное
управления Палаты адвокатов и квалификационной комиссии Палаты адвокатов.
Внимательное прочтение этих норм показывает, что
приостановить действие лицензии адвоката могут и Палата адвокатов и органы
юстции за невыполнение адвокатом любого
решения этих органов.
То есть невыполнение адвокатом какого-либо решения этих
органов, даже если оно не относится к лицензионным требованиям и условиям,
грозит адвокату приостановлением действия его лицензии сроком на шесть месяцев.
О том, что такой вывод автора статьи не фантазия подтверждает
тот факт, что рассматриваемые нормативно-правовые акты РУз отдельно
предусматривают за «неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой
приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или
судом срок» прекращение действия лицензии.
Другими словами данные нормативно-правовые акты разделили
понятия
·
невыполнение решения Палаты адвокатов и органа
юстции
·
и невыполнение решения этих же органов об
устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Напомню, что в соответствии со
статьи 22 Закона N 71-II предусматривает только два случая приостановления
действия лицензии
·
выявления нарушений лицензиатом лицензионных
требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·
невыполнения лицензиатом решения лицензирующего
органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения».
Другими словами за нарушение
лицензиатом только лицензионных требований
·
действие лицензии адвоката можно приостановить
сразу
·
или предварительно предупредив адвоката об
устранении выявленных нарушений дав ему для этого срок.
Рассматриваемые подзаконные акты указывая на решения Палаты
адвокатов и органов юстиции никоим образом не относят такие решения к
предупреждению о необходимости устранения выявленных нарушений лицензионных
требований и условий.
Такое
положение
ставит
адвоката в прямую зависимость от Палаты адвокатов и органов юстиции;
лишает
его законного права на независимосить в своих действиях.
Такое
положение явно нарушает профессиональные права, честь и достоинство адвоката,
предусмотренные :
Статьей 10 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре», которыми
«Запрещается какое бы то ни было вмешательство в
профессиональную деятельность адвокатов, требование от них сообщений каких-либо
сведений, полученных при исполнении профессиональных обязанностей, а также
требование подобных сведений от должностных лиц и технических работников
адвокатских объединений.
Любые формы воздействия на адвоката во время исполнения им
своих профессиональных обязанностей недопустимы».
И статьи 7 Закона
РУз от 25.12.1998 г. N 721-I [8],
которым
«Вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им
профессиональных обязанностей по защите
прав и законных интересов юридических и физических лиц не допускается».
А так же основной принцип адвокатской деятельности -
независимость адвоката, установленный статьей 2 Закона РУз от 25.12.1998 г. N 721-I.
[1] Текст статьи 22 в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.
[2] Статьи 14 и 15 в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г.
N ЗРУ-198.
[3] Текст статьи 22 в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г.
N ЗРУ-59.
[4] Закон РУз от 02.09.1993 г.
N 924-XII «О судах». В редакции Закона РУз от 14.12.2000 г. N 162-II. В Закон внесены последние изменения
в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[5] Уголовно-процессуальный
кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N
2013-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением
Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в
соответствии с Законом РУз от
29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
[6] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII.
Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного
Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий
Кодекс внесены послежние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014
г. N ЗРУ-372.
[7] Конституция РУз в редакции, Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II. Принята
8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики
Узбекистан двенадцатого созыва. В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с
Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366.
[8] Закон РУз от 25.12.1998 г. N
721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с
Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
Комментариев нет:
Отправить комментарий