Часть 2: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане


Назад: Часть 1

Далее: Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

Какие документы и кому должен сдать претендент на адвокатскую лицензию ?

Для удобства восприятия и сравнения перечень документов дан в виде таблицы

Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60,  Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх
Статья 14 (перечень документов, касающихся только физических лиц)
Пункт 8
Пункт 18
Заявление
заявление
заявление
копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя для физических лиц; (Абзац в редакции Закона РУз от 07.09.2011 г. N ЗРУ-292)


документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
документ, подтверждающий внесение претендентом сбора за рассмотрение органом юстиции его заявления.

другие документы, подтверждающие возможность выполнения соискателем лицензии требований и условий, предъявляемых для получения лицензии на отдельный вид деятельности



копия гражданского паспорта
копия паспорта гражданина Республики Узбекистан

нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании
нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании

нотариально заверенная копия трудовой книжки
нотариально заверенная копия трудовой книжки

личный листок, содержащий сведения о претенденте
личный листок, содержащий сведения о претенденте


характеристика из адвокатского формирования, в котором претендент проходил стажировку


цветная фотография размером 3 х 4 см - 2 шт. (сделанная в течение последних 12 месяцев).


Претендентом могут быть представлены в квалификационную комиссию иные документы.

решение квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена

Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не допускается.

Пункт 9. Требование от претендента представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.



Практически никакой разницы по перечню необходимых документов кроме сдачи экзамена нет.
Тогда зачем претендент дважды должен сдавать одни и те же документы в разные организации ?

Какие основания для отказа ?

Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60,  Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх
Статья 17 (перечень документов, касающихся только физических лиц)
Пункт 17
Пункт 22

обращения претендентом по истечении трех месяцев со дня сдачи квалификационного экзамена без повторной сдачи квалификационного экзамена;
обращения претендентом для повторной сдачи квалификационного экзамена до истечения одного года со дня, когда он не сдал квалификационный экзамен;

представление соискателем лицензии ненадлежащим образом оформленных документов;
непредставления полного перечня документов или оформления их в ненадлежащем порядке;

непредставления полного перечня документов или оформления их в ненадлежащем порядке;

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;
наличия в документах, представленных претендентом, недостоверных или искаженных сведений;
наличия в документах, представленных претендентом, недостоверных или искаженных сведений
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также условиям конкурса (тендера).



отсутствия стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании сроком не менее шести месяцев;
отсутствия стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании сроком не менее шести месяцев;


признания претендента в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также наличия непогашенной или неснятой судимости;
признания претендента в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также наличия непогашенной или неснятой судимости;


если не истек трехлетний срок, в течение которого лицо, действие лицензии которого прекращено, не вправе быть претендентом в соответствии с законом.
если не истек трехлетний срок, в течение которого лицо, действие лицензии которого прекращено, не вправе быть претендентом в соответствии с законом;
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.
Отказ в выдаче лицензии по иным мотивам, в том числе по мотивам нецелесообразности, не допускается.

если претендент обратился с заявлением о возврате его документов.


Практически никакой разницы, кроме мелких и обычных для нормативно – правовых актов РУз расхождений,  по перечню оснований для отказа нет.

Тогда зачем адвокат дважды должен сдавать одни и те же документы ?

Сроки принятия решения ?

Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60,  Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности»
Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх


Пункт 24. Квалификационный экзамен проводится в течение месяца со дня принятия ответственным секретарем необходимых документов претендентов.


Пункт 11. Заседания квалификационной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Пункт 4. Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, в течение трех месяцев должен обратиться в соответствующий орган юстиции для получения лицензии. Претендент, пропустивший этот срок, может обратиться в орган юстиции для получения лицензии только после повторной сдачи квалификационного экзамена.
Претендент, пропустивший этот срок, может обратиться в орган юстиции для получения лицензии только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Статья 16
Пункт 13

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Заявление претендента рассматривается органом юстиции в двадцатидневный срок.
В отдельных случаях, при проведении дополнительной, в том числе независимой, экспертизы поступивших документов руководитель органа юстиции или его заместитель может продлить этот срок, но не более чем на 10 дней.




Минимальные сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.


Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты государственной пошлины.
Пункт 15. Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) претенденту в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины.



Выдача лицензии производится в двухдневный срок после представления претендентом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В случае если претендент в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил органу юстиции документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, орган юстиции принимает решение о прекращении действия лицензии.




Пункт 49. В соответствии со статьей 3-1 Закона Республики Узбекистан "Об адвокатуре" претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев обязан принести присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских формирований.
Пункт 50. Претендент для принесения присяги адвоката обращается в квалификационную комиссию по месту выдачи лицензии с соответствующим заявлением, к которому прилагается копия лицензии.

Отсюда следует, что :

В соответствии со статьей 16 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» :
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Минимальные сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Каким образом подзаконные акты выполняют данную норму статьи 16 об установлении минимальных сроков, то есть меньше тридцати дней ?

В соответствии с двумя положениям, Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 и Приказом министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, необходимо потратить
От 30 до 90 дней - Квалификационный экзамен со дня принятия ответственным секретарем необходимых документов претендентов. Так как квалификационная комиссия проводится один раз в 90 дней, отвественный секретарь не будет принимать документы под любым предлогом.
До 90 дней - Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен должен обратиться в соответствующий орган юстиции для получения лицензии.
От 20 до 30 дней – рассматривается органом юстиции заявление претендента.
От 1 до 5 дней – направляется уведомледение о принятом решения
От 2 до 90 дней  - выдача лицензии после представления претендентом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
От 30 до 90 дней – претендент обязан принести присягу адвоката на квалификационной комиссии и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских формирований.

При самом удачно стечении обстоятельств общий срок от даты первоначальной сдачи документов до начала работы займет  84 дня (30+1+20+1+2+30), то есть почти три месяца !

При неудачно стечении обстоятельств общий срок от даты первоначальной сдачи документов до начала работы может занять у претендента около 395 дней  (90+90+30+5+90+90), то есть больше  года !

При установлении всех этих сроков ни один из приведенных нормативно-паравовых актов не указал о каких днях идет речь – календарных или рабочих.
Следовательно можно надеяться, что в данных случаях это максимальные сроки и действуют нормы статей 146 - 148 Гражданского кодекса РУз в соответствии с которыми (не рабочие дни) :
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Если срок назначен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Все письменные заявления и извещения, денежные переводы, сданные в организацию связи либо переданные другими средствами связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Можно также только надеяться, что имеющиеся другие неточности не вызывают злоупотребления со стороны чиновников.
Так,
Согласно пункта 8 Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60,  для получения лицензии претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, должен представить органу юстиции документы, в том числе документ, подтверждающий внесение претендентом сбора за рассмотрение органом юстиции его заявления.
А согласно пункта 15 этого же Положения претендент уплачивает государственную пошлину после получения в письменном виде уведомления о положительном решение лицензирующего органа.

Анализ действующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок получения лицензии на занятие адвокатской деятельности, включая какие документы нужно сдавать и какие основания для отказа показывают, что
Министерством юстиции РУз и Палатой адвокатов РУз создана искусственная бюрократическая двухступенчатая система получения лицензии.
Выпонить норму статьи 16 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» о том, что лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии, практически невозможно (с учетом всех требуемых процедур).

1.4. Приостановление, возобновление действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью.

1.4.1. Кто принимает решение о приостанавлении действия лицензии ?

Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 6 - К полномочиям лицензирующих органов (в нашем случае территориальные органы министертсва юстиции) относится приостановление, возобновление действия лицензий.
Статья 22 [1] – «Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом или судом».

Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198).
Статья 14 –  Дисциплинарное производство возбуждается соответствующим территориальным управлением Палаты адвокатов или органом юстиции, выдавшим адвокату удостоверение. По результатам рассмотрения дисциплинарного производства к адвокату могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:- приостановление действия лицензии.
Статья 15 [2] - Приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Постановление Кабирнета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60. Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
Пункт 26 - Приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Положением о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, зарегистрированному Министерством Юстиции 14.03.2009 г. N 1921.
Пункт 46 - По результатам рассмотрения дисциплинарного производства в отношении адвоката квалификационная комиссия принимает решение о приостановлении действия лицензии.

Положение о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 68-мх,, зарегистрированному Министерством Юстиции 14.03.2009 г. N 1920.
Пункт 25 - Решение Высшей квалификационной комиссии, затрагивающее вопросы приостановления действия лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, в день его принятия в письменной форме доводится до органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, для принятия соответствующего решения.

Из этих нормативно – правовых актов усматривается различный подход к этому вопросу.

Законы РУз предусматривают несколько лиц, имеющих право приостанавливать действие лицензии :
Закон N 71-II - лицензирующие органы (в нашем случае территориальные органы министертсва юстиции).
Закон N 71-II - лицензирующие органы или суд.
Закон от N 349-I - соответствующие территориальные управления Палаты адвокатов или органы юстиции, выдавшим адвокату удостоверение.
Закон от N 349-I - орган юстиции, выдавшего адвокату удостоверение..

Подзаконные нормативные акты также предусматривают несколько лиц, имеющих право приостанавливать действие лицензии :
Постановление Кабинета Министров РУз N 60 - орган юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
Приказ министра юстиции N 69-мх - квалификационная комиссия территориального органа Палаты адвокатов.
Приказ министра юстиции N 68-мх – сначала Высшая квалификационная комиссия Палаты адвокатов РУз, а затем орган юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Таким образом лиц, имеющих право принимать решение о приостанавлении действия лицензии адвоката много :
·        лицензирующий орган,
·        суд,
·        территориальные управления Палаты адвокатов,
·        квалификационная комиссия территориального органа Палаты адвокатов,
·        Высшая квалификационная комиссия Палаты адвокатов РУз, а затем орган юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Неплохая каша и широкое поле для злоупотребления этим правом.

Такая каша наверняка сварена в таком виде, так как ни законодатель, ни Кабинет министров, ни министерство юстиции, ни Палата адвокатов так и не разобрались зачем нужна эта Палата адвокатов РУз (кроме видимости независимости адвокатского сообщества Узбекистана).

Кроме того, видимо ни законодатель, ни чиновники Кабинета министров, ни чиновники министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз сами не читают, то что принимают. Нарушено основное положение Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматриваюший формулу «кто разрешил тот и запрещает или приостанавливает». а также суд.

На какой срок приостанавливается действие лицензии ?

Закон N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 22 [3] «Лицензирующим органом действие лицензии может быть приостановлено на срок не более десяти рабочих дней, а судом - на срок более десяти рабочих дней».
«Лицензирующий орган или суд обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. При этом срок, установленный в решении суда для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шести месяцев».

Закон N 349-I «Об адвокатуре»
Статья 15 – «Срок приостановления действия лицензии не может превышать шести месяцев, за исключением случая, когда адвокат привлечен к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого».

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60.
Пункт 26 – «Срок приостановления действия лицензии не может превышать шести месяцев, за исключением случая, когда адвокат привлечен к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого».

Приказ Министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 69-мх «Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан».
Пункт 46 - приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев;

Здесь как видим напортачили и законодатели и чиновники :
Законом N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» четко и ясно установлено, что
лицензирующий орган может приостановить лицензию на срок до десяти рабочих дней,
а суд на срок не превышающий шести месяцев.

Такой порядок предполагает
ограниченное по срокам право лицензирующего органа, которое при необходимости может обратиться в суд и увеличить срок приостановления действия лицензии,
и защищает интересы лицензиата (в нашем случае адвоката) от произвола со стороны чиновников.

В дальнейшем и законодатель, и чиновники Кабинета Министров и министерства юстиции упростили себе жизнь в отношении воздействия на адвокатов,
взяли за основу исключительное право только суда приостанавливать действие лицензии на срок до шести месяцев
и распространили это право и на лицензирующий орган и на квалификационные комиссии Палаты адвокатов и даже увеличили этот срок не неограниченное время.

Но норма Закона N 71-II продолжает оставться в силе !

1.4.2. Основания приостановления действия лицензии.

Интересно также рассмотреть как рассматриваемые норматтивно – правовые акты определили основание приостановления действия лицензии ?

Начнем с Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности», который является основным законом, регулирующим лицензирование.
Статья 22 Закона установила, что «Действие лицензии может быть приостановлено в случаях:
·        выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·        невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения».
Статья 3 Закона установила, что «лицензионные требования и условия - совокупность установленных законодательством требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности».
Статья 13 Закона установила, что
«Лицензионные требования и условия, с соблюдением которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, определяются положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, которые должны содержать нормы:
·        об обязательном соблюдении лицензиатом законодательства;
·        о квалификационных требованиях к лицам, претендующим на осуществление лицензируемого вида деятельности, включая специальные знания;
·        о требованиях к специальным условиям осуществления лицензируемого вида деятельности, включая требования к используемым материально-технической базе, оборудованию, иным техническим средствам.
Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности могут быть предусмотрены дополнительные лицензионные требования и условия в отношении лицензируемого вида деятельности».

Из этих норм, на наш взгляд, основные лизенцзионные требования это соблюдении лицензиатом законодательства.

Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» никаких лицензионных требований и условий не предусматривает.

Однако статья 15 данного закона устанавливает, что приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, в случаях:
·        привлечения адвоката к уголовной ответственности с момента привлечения его в качестве обвиняемого и до вступления приговора суда в законную силу либо до принятия решения об освобождении его от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям;
·        выявления нарушений адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката (на основании решения квалификационной комиссии);
·        невыполнения или ненадлежащего выполнения адвокатом решений территориального управления Палаты адвокатов или органа юстиции, принятых в пределах их компетенции, в том числе обязывающих адвоката устранить выявленные нарушения (на основании решения квалификационной комиссии).

В Постановлении Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 в пункте 26 «Положения о лицензировании адвокатской деятельности» просто переписаны нормы статьм 15 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I.

Вызывает удивление право органа юстиции (или квалификационной комиссии) приостановить действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности, причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Во-первых.

Данная норма взята из части 1 статьи 71 Закона «О судах» [4], которая предусматривает, что «Полномочия судьи приостанавливаются в случае привлечения его к уголовной ответственности».

Но разработчики Закона и Положения забыли, что в статье 71 имеется и часть 5, которая предусматривает, что «Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев, когда к судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы или уменьшения ее размера, снижения уровня его обеспечения и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом» и не распротранили это положение на адвокатов в части их профессиональной деятельности.

Во-вторых.

Законодатели и органы юстции просто обязаны знать, что согласно УПК РУз [5] привлечение гражданина в качестве обвиняемого не является синонином привлечения его к уголовной ответственности.

Так, согласно статьи 45 и всех остальных статей УПК РУз «обвиняемый - это лицо, в отношении которого в установленном настоящим Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении его к участию в деле в качестве обвиняемого».
Другими словами следователь или прокурор, вынося постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, вовсе не привлекают его к уголовной ответственности, а только привлекают его к участию в уголовном деле (ст. 361 УПК РУз).

А вот согласно статьи 16 УК РУз [6] уголовная ответственность «есть правовое последствие совершения общественно опасного деяния, выражающееся в осуждении, применении наказания или других мер правового воздействия судом к лицу, виновному в совершении преступления».
Другими словами привлечение к уголовной ответственности есть уголовная ответственность, которая выражается в осуждении от имени Республики Узбекистан по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности.

Выходит, что органы юстиции и квалификационные комиссии Палаты адвокатов присвоили себе исключительные права суда.

В-третьих.

Законодатели и органы юстции просто обязаны не нарушать нормы Конституции РУз [7] в статье 26 которой прямо указывается, что «Каждый, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

Такая же норма содержится
·        В статье 23 УПК РУз, где указано, что «Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считается невиновным пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
·        В части второй вторую статьи 10 Закона "О судах" – «Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Кроме того,
·        статья 29 УПК РУз относится к полномочию исключительно суда рассмотрение ходатайств об отстранении обвиняемого от должности.
·        статья 36 УПК РУз предоставаляет только следователю право ходатайствовать об отстранении обвиняемого от должности. Такое право имееет и прокурор
Причем в соответствии с Главой 29 УПК РУз  в отношении подсудимого решает вопрос только суд, а в отношении обвиняемого по ходатайцству следователя или прокурора тоже только суд.

Таким образом и Закон от 27.12.1996 г. N 349-I и Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предоставив право органам юстиции приостановить действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности, причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве обвиняемого,
·        не только юридически неквалифицированно отразили эту норму,
·        но и нарушили нормы Конституции, УК и УПК РУз.

В-четвертых.

Статья 22 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» установила только два основания приостановления действия лицензии.

Первое основание - нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении.

В пункте 7 Положения, утвержденного  Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60, определены лицензионные требования и условия при осуществлении адвокатской деятельности, которыми  являются:
·        соблюдение требований законодательства, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката;
·        использование не запрещенных законом средств и способов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обратившихся к адвокату за юридической помощью;
·        участие в уголовном деле по назначению в предусмотренных законом случаях;
·        повышение своей профессиональной квалификации не реже одного раза в три года в порядке, определяемом Палатой адвокатов.

Данные условия и требования являются справедливыми.

Но привлечение адвоката к уголовной ответственности в качестве обвиняемого в этих лицензионных условиях и требованиях не предусмотрены.

Тогда какое право имеют органы юстиции и квалификационные комиссии Палаты адвокатов приостанавливать действие лицензии ?

Таким образом и Закон от 27.12.1996 г. N 349-I и Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предоставив право органам юстиции приостановить действие лицензии в связи с привлечением адвоката к уголовной ответственности, причем с момента привлечения адвоката к уголовной ответственности в качестве обвиняемого,
·        не только юридически неквалифицированно отразили эту норму;
·        но и нарушили нормы Конституции, УК и УПК РУз;
·        а также нарушили нормы статьи 22 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
·        нарушили нормы пункта 7 того же Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60.

Второе основание – невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения».
В контексте стать 22 невыполнение решения лицензирующего органа относится к фактам выявленных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении.

Такое основание также правильное.

Но статья 15 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I и пункт 26 Положения, увтержденное Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 просто исказили данную норму статьи 22 Закона N 71-II и надели органы юстиции дополнительным правом приостанавливать действие лицензии за
«невыполнения или ненадлежащего выполнения адвокатом решений территориального управления Палаты адвокатов или органа юстиции, принятых в пределах их компетенции, в том числе обязывающих адвоката устранить выявленные нарушения (на основании решения квалификационной комиссии)».

При этом не только наделили дополнительным правом органы юстиции, но и надели такими правом территориальное управления Палаты адвокатов и квалификационной комиссии Палаты адвокатов.

Внимательное прочтение этих норм показывает, что приостановить действие лицензии адвоката могут и Палата адвокатов и органы юстции за невыполнение адвокатом любого решения этих органов.
То есть невыполнение адвокатом какого-либо решения этих органов, даже если оно не относится к лицензионным требованиям и условиям, грозит адвокату приостановлением действия его лицензии сроком на шесть месяцев.

О том, что такой вывод автора статьи не фантазия подтверждает тот факт, что рассматриваемые нормативно-правовые акты РУз отдельно предусматривают за «неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок» прекращение действия лицензии.
Другими словами данные нормативно-правовые акты разделили понятия
·        невыполнение решения Палаты адвокатов и органа юстции
·        и невыполнение решения этих же органов об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Напомню, что в соответствии со статьи 22 Закона N 71-II предусматривает только два случая приостановления действия лицензии
·        выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·        невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения».

Другими словами за нарушение лицензиатом только лицензионных требований
·        действие лицензии адвоката можно приостановить сразу
·        или предварительно предупредив адвоката об устранении выявленных нарушений дав ему для этого срок.

Рассматриваемые подзаконные акты указывая на решения Палаты адвокатов и органов юстиции никоим образом не относят такие решения к предупреждению о необходимости устранения выявленных нарушений лицензионных требований и условий.

Такое положение
ставит адвоката в прямую зависимость от Палаты адвокатов и органов юстиции;
лишает его законного права на независимосить в своих действиях.

Такое положение явно нарушает профессиональные права, честь и достоинство адвоката, предусмотренные :
Статьей 10 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре», которыми
«Запрещается какое бы то ни было вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов, требование от них сообщений каких-либо сведений, полученных при исполнении профессиональных обязанностей, а также требование подобных сведений от должностных лиц и технических работников адвокатских объединений.
Любые формы воздействия на адвоката во время исполнения им своих профессиональных обязанностей недопустимы».
И статьи 7 Закона РУз от 25.12.1998 г. N 721-I [8], которым
«Вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей по  защите прав и законных интересов юридических и физических лиц не допускается».
А так же основной принцип адвокатской деятельности - независимость адвоката, установленный статьей 2 Закона РУз от 25.12.1998 г. N 721-I.

Назад: Часть 1






[1] Текст статьи 22 в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.
[2] Статьи 14 и 15 в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[3] Текст статьи 22 в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.
[4] Закон РУз от 02.09.1993 г. N 924-XII «О судах». В редакции Закона РУз от 14.12.2000 г. N 162-II. В Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[5] Уголовно-процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2013-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
[6] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены послежние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.

[7] Конституция РУз в редакции, Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366.
[8] Закон РУз от 25.12.1998 г. N 721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.

Комментариев нет:

Отправить комментарий