Часть 3: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане



1.5.  Прекращение действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью.


1.5.1. Кто принимает решение о прекращении действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью ?
Также как и приостановление в соответствии с нормативно-правовыми актами прекращение действия лицензии осуществляет вроде бы двумя органами – органами юстиции и квалификационной комиссией Палаты адвокатов, а может быть и один из них.

В соответствии со статьей 6 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» к полномочиям лицензирующих органов (в нашем случае территориальные органы министертсва юстиции) относится прекращение действия лицензий.
В соответствии со статьей 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) прекращение действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
В соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Постановлению Кабирнета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 прекращение действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Однако в этих нормативно-правовых актах имеется некоторая казуистика.

Часть 4 статьи 13 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» содержит норму в соответствии с которой «Полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий определяются Министерством юстиции Республики Узбекистан по согласованию с Палатой адвокатов»
Министр юстиции своим приказом от 14.03.2009 г. N 69-мх утвердил Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан, в котором в пунктах 46 и 47 право принятия решения о прекращении действия лицензии дано квалификационной комиссии Палаты адвокатов.

Таким образом, решения о прекращении действия лицензии адвоката
·        по одним нормам принимает орган юстиции, выдавший литцензию,
·        по другим нормам квалификационная комиссия Палаты адвокатов.

Эту путаницу не проясняет и статья 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и пункт 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденного Постановлением Кабинет министров от 09.03.2009 г. N 60, которые предусматривают, что прекращение действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
В то же время в этой же статье и в этом же пункте указано, что решение принимается на основании решения квалификационной комиссии (Палаты адвокатов) в случаях
·        невыполнения без уважительных причин в течение трех месяцев своих профессиональных обязанностей
·        систематического или однократного грубого нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, совершения проступка, порочащего честь и достоинство адвоката и умаляющего авторитет адвокатуры
·        неустранения лицом, действие лицензии которого приостановлено, обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в сроки, на которые приостановлено действие лицензии

Видимо чтобы еще больше запутать ситуацию пункт 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденного Постановлением Кабинет министров от 09.03.2009 г. N 60, предусматривает, что одним из оснований прекращения действия лицензии является «невыполнение требований, предусмотренных частью шестой статьи 3-1 и частью пятой статьи 13-1 Закона Республики Узбекистан "Об адвокатуре"».
Часть 6 статьи 3-1 Закона «Об адвокатуре» (статья введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) предусматривает, что
«Претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев обязан принести присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских формирований».
Часть 5 статьи 13-1 Закона «Об адвокатуре» (Статья введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) предусматривает, что
«После прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса адвоката, лицо, статус адвоката которого приостановлен, должно в течение трех месяцев приступить к адвокатской деятельности».
В данных случаях решение принимает орган юстиции

Напомню, что статья 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и пункт 27 Положения предусматривает и другое основание
«невыполнения без уважительных причин в течение трех месяцев своих профессиональных обязанностей (на основании решения квалификационной комиссии)».

Если читать эту норму так как она написана то получается, что адвокат не приступил к выполнению своих профессиональных обязанностей если
·        не примет присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, не создаст адвокатское формирование либо не вступить в одно из действующих адвокатских формирований;
·        после прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса адвоката, в течение трех месяцев не приступит к адвокатской деятельности.

Другими словами и в том и в другом случае адвокат невыполнял в течение трех месяцев свои профессиональные обязанности.

При этом не имеет значение, что по каким-либо объективным или субъективным причинам
·        тоже управление палаты адвокатов не примет вовремя присягу адвоката;
·        тотже орган юстиции не зарегистрирует адвокатское формирование.

Так на основании чьего решения – квалификационной комиссии или органа юстиции действие лицензии адвоката прекращается ?
Опять техже управлений палаты адвокатов и органов юстиции.

Так и получается, что решение о прекращении действия лицензии адвоката
принимает один орган, а потом еще один орган
или вообще непонятно кто должен принимать решение.
И при этом не имеет значение виноват ли сам адвокат.

Полное отсутствие логики и верх бюрократизма.

Причем если бы было написано, что квалификационная коллегия «направляет в орган юстиции рекомендацию о прекращении действия лицензии адвоката», то небыло сомнений и вопроса – кто же принимает решение. Один орган рекомендует, а второй принимает решение. Причем второй орган может согласиться с рекомендацией, а может и не согласиться.

Но это слишком просто для бюрократов Узбекистана.

Имеется еще одна «странность».

Пункт 37 Положения о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан, утвержденного Приказом министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, предусматривает, что
«При наличии оснований, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения, руководитель соответствующего территориального управления или органа юстиции возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката».

Какие основания предусматривает пункт 37 Положения ?

«Основаниями для возбуждения дисциплинарного производства являются:
·        выявление территориальным управлением или органом юстиции нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката;
·        обращение физического или юридического лица на неправомерные действия адвоката;
·        вынесение частного определения суда в отношении адвоката».

В статье 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и пункте 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденного Постановлением Кабинет министров от 09.03.2009 г. N 60, дан перечень оснований для прекращения действия лицензии.

Кроме
·        обращения адвоката с заявлением о прекращении действия лицензии, но по окончании выполнения ранее принятого поручения, если на этом настаивает доверитель (подзащитный)
·        и смерти-адвоката или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим,
все остальные основания являются нарушением адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката.

Дальше – больше.
Тот же пункт 37 Положения о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан предусматривает, что дициплинарное производство в отношении адвоката «возбуждается путем внесения в квалификационную комиссию (Палата адвокатов) представления о рассмотрении дисциплинарного производства в отношении этого адвоката».

На этом министр юстиции не останавливается и в пункте 46 указывает, что «По результатам рассмотрения дисциплинарного производства в отношении адвоката квалификационная комиссия принимает одно из следующих решений», в том числе «о прекращении действия лицензии».

И это не конец.

Пункт 47 Положения о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан предусматривает, что
«Решение квалификационной комиссии о приостановлении и прекращении действия лицензии в день его принятия в письменной форме территориальным управлением доводится до соответствующего органа юстиции, который в тот же день на основании решения квалификационной комиссии издает приказ о приостановлении и прекращении статуса адвоката».

И в результате получается, что
·        решение о прекращении действия лицензии адвоката всетаки принимает квалификационная комиссия Палаты адвокатов, кроме случаев добровольного заявления адвоката или его смерти, где никакого решения вообще никто не должен принимать;
·        а орган юстиции, в тот же день на основании решения квалификационной комиссии только издает приказ о приостановлении или прекращении статуса адвоката.

Так и получается, что решение о прекращении действия лицензии адвоката
принимает орган юстиции,
принимает квалификационная коллегия Палаты адвокатов,
принимает один орган, а потом еще один орган
или вообще непонятно кто должен принимать решение.

Полное отсутствие логики и верх бюрократизма.

1.5.2. Какие основания прекращения действия лицензии ?

Основания прекращения действия лицензии не систематизированы и разбросаны по разным статьям и пунктам.
В связи с этим нормы законодательства умышленно или возможно не умышленно запутанны.
Можно только надеяться, что такое запутывание вызвано низкой квалификацией разрабочиков, а не вызваны целью создания условий для произвольного толкования этих норм.

Статьи 6, 23 и 24 Закона от 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает два вида прекращения лицензионнлй деятельности :
·        прекращение действия лицензий;
·        аннулирование лицензий.

К основаниям прекращения действия лицензии статья 23 Закона  N 71-II относит случаи:
·        обращения лицензиата с заявлением о прекращении действия лицензии;
·        ликвидации юридического лица - с момента ликвидации или прекращения его деятельности в результате реорганизации - с момента реорганизации, за исключением его преобразования;
·        прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
·        ограничения в установленном порядке дееспособности индивидуального предпринимателя или признания его недееспособным;
·        систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·        неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок; (Абзац в редакции Закона РУз от 07.09.2011 г. N ЗРУ-292)
·        установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии;
·        прекращения срока действия лицензии.

При этом решение о прекращении действия лицензии принимает суд в случае
·        систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·        неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок; (Абзац в редакции Закона РУз от 07.09.2011 г. N ЗРУ-292)
·        установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии.

К основаниям аннулирования действия лицензии статья 24 и часть девятая статьи 16 Закона РУз N 71-II относят случаи:
·        если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение,;
·        обращения лицензиата с заявлением об аннулировании лицензии;
·        установления факта получения лицензии с использованием подложных документов.

При этом в случае не представления лицензирующему органу документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписания лицензионное соглашени лицензирующему органу предоставлено право решать аннулировать указанную лицензию или нет.

Каким образом эти вопросы отражены в нормативно – проавовых актах, регулирующих деятельность адвоката.

К основаниям прекращения действия лицензии статья 14, статья 16 (статьи в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198), часть шестая статьи 3-1 и часть пятая статьи 13-1 (статьи введены в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) Закона РУз 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» относят случаи:
·        обращения адвоката с заявлением о прекращении действия лицензии, но по окончании выполнения ранее принятого поручения, если на этом настаивает доверитель (подзащитный);
·        если претендент в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил органу юстиции документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии;
·        если претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев не принесет присягу адвоката;
·        если в течение трех месяцев индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, не создаст адвокатское формирование либо не вступить в одно из действующих адвокатских формирований;
·        если после прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса адвоката, лицо, статус адвоката которого приостановлен, в течение трех месяцев не приступит к адвокатской деятельности;
·        невыполнения без уважительных причин в течение трех месяцев своих профессиональных обязанностей (на основании решения квалификационной комиссии);
·        ограничения дееспособности адвоката или признания его недееспособным в установленном порядке;
·        установления факта получения лицензии с использованием подложных документов;
·        установления незаконности решения о выдаче лицензии;
·        систематического или однократного грубого нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, совершения проступка, порочащего честь и достоинство адвоката и умаляющего авторитет адвокатуры (на основании решения квалификационной комиссии);
·        неустранения лицом, действие лицензии которого приостановлено, обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в сроки, на которые приостановлено действие лицензии (на основании решения квалификационной комиссии);
·        вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления;
·        утраты адвокатом гражданства Республики Узбекистан;
·        смерти адвоката или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Пункт 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60, практически просто переписан из Закона РУз N 349-I «Об адвокатуре».

Остаются только следующие неясности :

Первое.

Почему такое основание, предусмотренное в Законе, как «если после прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса адвоката, лицо, статус адвоката которого приостановлен, в течение трех месяцев не приступит к адвокатской деятельности» в Положении исчезло.
Возможно при переписывании данный текст просто был случайно стер в компьютере, а потом проверить поленились ?

Второе.

В части первой пункта 27 Положения дан перечень основани для прекращения действия лицензии практически индентичный с основаниями, перечисленными в Законе «Об адвокатуре».
При этом в абзаце 4 части первой пункта 27 указано «невыполнения требований, предусмотренных частью шестой статьи 3-1 и частью пятой статьи 13-1 Закона Республики Узбекистан "Об адвокатуре".

Непонятно почему в одном случае разработчики Положения сослались на Закон, а во всех остальных случаях просто переписали ?

Наверно легче было просто указать, что прекращение лицензии осуществляется в случаях, перечисленных в соответствующих статьях Закона.

Или если уж переписывать так переписывать все.

Таким образом, случаи, при наступлении которых прекращается действие лицензии адвоката, предусмотренные в Законе N 349-I «Об адвокатуре» и в Положении о лицензировани  адвокатской деятельности, Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60, существенно дополнены, отличаются, а в некоторых случаях противоречат нормам Закона  N 71-II «О лицензировании отдельных видом деятельности».

В некоторых случаях такое дополнение связано с Законом «Об адвокатуре».

Такие дополнения, например, как
·        Обязательность ндивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создания адвокатского формирования либо вступление в одно из действующих адвокатских формирований.
·        Утрата адвокатом гражданства Республики Узбекистан.

В некоторых случаях такое дополнение просто оправдано и целесообразно.
·        Такое дополнение, как «вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления».

В некоторых случаях такое дополнение вызывает недоумение, но никакого значения не имеют и просто являются формальными.
·        Такое дополнение, например как смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В некоторых случаях такое дополнение связано с созданием хоть и формальной, но дополнительной возможносмти лишить адвкоката литцензии.
Такие дополнения, например как
·        Если после прекращения случаев, послуживших основанием для приостановления статуса адвоката, лицо, статус адвоката которого приостановлен, в течение трех месяцев не приступит к адвокатской деятельности.
·        Невыполнения без уважительных причин в течение трех месяцев своих профессиональных обязанностей (на основании решения квалификационной комиссии).
Кстати, совершенно неясно почему адвокат более трех месяцев не имеет право не работать и его лишают лицензии ? Он что за 3-4 месяца становится глупее ?

В некоторых случаях такое дополнение откровенно связанно с интелектуальным уровнем разработчиков и тех кто принимал данные нормативно-правовые акты.
·        Такие дополнение как «Если претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев не принесет присягу адвоката».
В соответствии с пунктом 52 Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистана, утвержденного Приказом Министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 69-мх, текст присяги имеет следующее содержание :
"Торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять свой профессиональный долг, последовательно защищать права и свободы человека, хранить адвокатскую тайну, строго соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан".
Претендент на получения дицензии адвоката имеет высшее образование, имеет стаж работы по специальности, прошел проверку и сдал экзамены в квалификационной комиссии, прошел проверку в органе юстции, подписал лицензионное соглашение (теоретически по закону).
По результатам всего этого еще надо принести присягу, текст которой на уровне присяги ребенка, вступающего в ряды пионеров и в сокращенном виде отражает то, что уже написано в законах !

Под основание прекращения действия лицензии подпадает и пункт 4.8.
Вообще высший полет мысли – «При исполнении поручения адвокат в своих действиях исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем (подзащитным), и не проводит их дополнительной проверки».

Имеется еще основание прекращения действия лицензии сам текст которого хотя и звучит «хорошо», но без разъяснения в законе является дубинкой в руках чиновников и может быть применен при любых обстоятельствах :
«систематическое или однократное грубое нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, совершения проступка, порочащего честь и достоинство адвоката и умаляющего авторитет адвокатуры (на основании решения квалификационной комиссии)».

Практически при наличии такого всеобъемлющего основания все остальные основания преращения действия лицензии, связанные с проступком адвоката, просто не нужны.

Мало того, данное основание не только перекрывает все случаи, с наступлением которых может быть прекращено действия лицензии адвоката, перечисленные статьях 14, 16, часть шестая статьи 3-1 и часть пятая статьи 13-1 Закона N 349-I «Об адвокатуре» и пункте 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, но значительно шире.

В связи с этим огромное значение для предотвращения давления на адвокатов со стороны квалицикационой комиссии и органов юстции имеет четкое определение терминов, использованных в данном основании, и порядок их применения.

Трудовой кодекс РУз [1] в статьей 100 предусматривает нормы обоснованности прекращения трудового договора при наличии
систематического нарушения работником своих трудовых обязанностей;
однократного грубого нарушения работником своих трудовых обязанностей.

Однако.

Первое.

Трудовой кодекс РУз регулирует отношения между работником и работодателем.
Нормативно-правовые акты РУз, регулирующие лицензирование деятельности адвоката, регулируют по сути и юридически отношение между адвокатом и контролирующими органами.
Кроме того, адвокат, согласно нормативно – правовых актов РУз, является самостоятельным лицом и исполняя свои адвокатские обязанности не работает по договору найма в какой либо организации.

Совершенно очевидно, что нормы Трудового кодекса не могут применяться к таким отношениям.

Второе.

И сам Трудовой кодекс и ряд других нормативно-правовых актов, а также разъяснения Пленума Верховного суда РУз достаточно полно раскрывают понятия «систематическое нарушение» или «однократное грубое нарушение»; порядок, сроки и условия применения этих видов наказания.

Например.

Статьи 100, 181, 182 186, 198 Трудового кодекса устанавливают нормы, в соответствии с которыми
·        систематическим нарушением трудовых обязанностей признается повторное совершение работником дисциплинарного проступка в течение года со дня привлечения работника к дисциплинарной или материальной ответственности либо применения к нему мер воздействия, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, за предыдущее нарушение трудовых обязанностей;
·        перечень дисцуиплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять к работнику;
·        порядок применения дисциплинарных взысканий;
·        условия наступления материальной ответственности;
·        понятие вреда, подлежащего возмещению работодателю.

Примерные правила внутреннего трудового распорядка [2] содержат нормы, устанавливающие
порядок прекращения трудового договора вследствие виновных действий работника;
дают исчерпывающий перечень грубых нарушенияй, за однократное совершение которых может последовать прекращение трудового договора.

Своим Постановлением Пленум Верховного суда РУз от 17.04.1998 г. N 12 "О применении судами законодательства, регулирующего прекращение трудового договора (контракта)" дает разъяснение
·        о понятии систематического нарушением трудовых обязанностей;
·        о понятии однократного грубого нарушения трудовых обязанностей и в каких нормативных актах они обязательно должны быть перечислены.
·        о понятии дисциплинарного взыскания и порядке его применения;
·        о порядке, сроках и условиях прекращения трудового договора вследствие виновных действий работника за «систематическое нарушение» или «однократное грубое нарушение»;
·        какие документы должны быть для применения этих видов взыскания;

Но ни в одном нормативно – правовом акте, регулирующем адвокатскую деятельность, не раскрыты, например, понятия «систематическое нарушение» или «однократное грубое нарушение», не дан перечент «грубых нарушений», не разъяснен порядок, сроки и условия применения мер взыскания и наказания.

Даже единственные внутренний нормативный акт Правила профессиональной этики [3],  который можно отнести к положению о дисциплине или правилах внутреннего трудового распорядка, не дает расрытия этих вопросов.

Наоборот, как указано выше, под это условие прекращения действия лицензии адвоката, может попасть любой проступок адвоката и применен он может быть по срокам когда угодно и как угодно.

Например.

Статья 15 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) и пункт 26 «Положения о лицензировании адвокатской деятельности», Приложение N 1 к Постановлению Кабирнета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предусматривают, что приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, в том числе в случе «выявления нарушений адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката (на основании решения квалификационной комиссии)».

Статья 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) и пункт 27 «Положения о лицензировании адвокатской деятельности», Приложение N 1 к Постановлению Кабирнета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60 предусматривают, что прекращение действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, в том числе в случае систематического или однократного грубого нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, совершения проступка, порочащего честь и достоинство адвоката и умаляющего авторитет адвокатуры (на основании решения квалификационной комиссии);

И в том и в другом случае основанием для применения санкции являются нарушение
·        требований законодательства об адвокатуре,
·        Правил профессиональной этики адвокатов,
·        адвокатской тайны
·        и присяги адвоката

Таким образом квалицикационная комиссия состоящая на половину из адвокатов и на половину из чиновников органов юстиции за любое нарушение законодательства и Правил профессиональной этики может
·        приостановить действие лицензии
·        или прекратить действие лицензии.

Поскольку понятия «систематическое» и «грубое» не раскрыты при одинаковых проступках к одному адвокату можно применить санкцию – предупреждение, к другому - приостановление, к третьему – прекращение действия лицензии только исходя из субъективного мнения членов комиссии или получения соответствующего указания от руководства Палаты адвокатов или органа юстиции.

Вызывает удивление еще одно новшество, введенное в Закон РУз N 349-I «Об адвокатской деятельности» и в Положение о лицензировани  адвокатской деятельности – исчезновение понятия аннулирование лицензии.
В статье 24 Закона  N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены три случая, при наступлении которых лицензия аннулируется :
·        обращения лицензиата с заявлением об аннулировании лицензии;
·        если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение;
·        установления факта получения лицензии с использованием подложных документов.

В Законе РУз N 349-I «Об адвокатской деятельности» и в Положении о лицензировани  адвокатской деятельности
Первый случай вобще не указан так как видимо «забыли», что такой случай может наступить.
А остальные два условия перевели в разряд прекращения действия лицензии.

Для государственных чиновников такое вольное обращение возможно и можно как-то оправдать, но почему на это никак не реагировали руководители Палаты адвокатов РУз, где работают профессиональные юристы, не понятно.

Аннулирование (аннуляция) - (от латинского annullo-уничтожаю) это отмена, объявление недействительным, в нашем случае прав и полномочий адвоката. При принятии решения об аннулировании лицензии лицензия считается аннулированной с даты ее выдачи.

Прекращение это остановка, запрет на продолжение действия лицензии. При принятии решения о прекращении лицензии лицензия прекращает свое действия с даты принятии такого решения или с даты вступления в силу такого решения.

Любому юристу должно быть понятно, что последствия у этих двух видов различны, в том числе последствия гражданско-правового характера, административного и уголовного.

Кроме того, каким образом действие лицензии может быть прекращено если она еще не выдана ?
Согласно части 2 пункта 15 Положение о лицензировании адвокатской деятельности «Выдача лицензии производится в двухдневный срок после представления претендентом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины». Следовательно претендент еще не стал адвокатом, а права и полномочия адвоката, которые претендент еще не получил, ему уже останавливают и запрещают продолжать деятельность адвоката.

Несерьезно.

Как можно прекращать действие лицензии если она выдана по подложным документам ?
Претенден представил подложные документы, а сделать он это может только умышленно. Данный факт всрылся уже после того как претендент получил лицензию и стал адвокатом. А его адвокатскую деятельность до принятия решения о прекращении лицензии считается действительной. А если им представлен потдельный диплом о высшем образовании и стаже работы по специальности, то есть он не был юристом и проигрывал все дела своих доверителей ? Кто будет возмещать расходы этих доверителей ? Министерство юстиции или Палата адвокатов ?
Другой вариант. Если подложные документы составлены работниками Палаты адвокатов или членами квалификационной комиссии, или работниками органа юстиции ? Если лицензия аннулируется то они будут соответчиками и возмещать нанесенный ущерб, а если действие лицензии прекращено то нет и ответственности.

Вообщето не понятно и другое. Почему законодатели, министерство юстиции и Кабинет Министров РУз посчитали себя в праве просто взять и проигнорировать нормы статьи 24 Закона  N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» ? А эта статья не содержит обычных для законов РУз норм типа «если иное не предусмотрено в законодательстве». То есть эти нормы (очень редкое явление) являются нормами прямого действия.
А ведь статья 14 Закона РУз N 349-I «Об адвокатской деятельности» в редакции Закона РУз от 15.12.2000 г. N 175-II содержала нормы анулирования лицензии адвоката, которые соответствовали статье 24 Закона  N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности». И только Законом РУз от от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198 данная статья была изменена и аннулирование лицензии полностью исчезло.

В нормативно-правовых актах, регулирующих лицензирование деятельности адвоката, имеется еще одна «странность».

Статья 23 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает прекращение действия лицензии по решению суда.

Что касается Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности», который устанавливает общий порядок лицензирования деятельности, в том числе лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то все понятно и правильно, так как в самом Законе прямо указано в каких случаях вопрос о прекращении действия лицензии рассматривает суд :
·        за систематическое или однократное грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
·        неустранение лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок; (Абзац в редакции Закона РУз от 07.09.2011 г. N ЗРУ-292);
·        установление незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии.

В нормативно-правовые акта, регулирующие порядок лицензирование деятельности адвоката норма о прекращении действия лицензии адвоката судом, данная норма тупо перенесена и просто указано одним предложением.

Статья 16 Закона от 12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и пункт 27 Положения о лицензировании адвокатской деятельности  предусматривают норму, в соответствии с которой «Действие лицензии может быть прекращено также по решению суда».

Интересно, разработчики данных нормативно-правовых актов понимали, что эти несколько слов сводят к нулю все гарантии адвокатской деятельности, предусмотренные в статье 10 Закона от 12.1996 г. N 349-I, а также в Законе от 25.12.1998 г. N 721-I [4].

В том числе такие как,
«Личность адвоката неприкосновенна. Неприкосновенность адвоката распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему  вещи и документы».
«Не может быть внесено представление органом дознания, следователем, прокурором, а также вынесено частное определение суда в отношении правовой позиции адвоката по делу».
«Адвоката нельзя привлечь к уголовной, материальной и иной ответственности или угрожать ее применением в связи с оказанием юридической помощи физическим и юридическим лицам согласно закону».
«Вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей по  защите прав и законных интересов юридических и физических лиц не допускается».
И так далее.

Могу только предположить – да, знали что делают.

Перечень оснований для прекращения действия лицензии адвоката перечисленны. В этом перечьне нет только «болезни от любви», а все остальное есть. Даже есть такое нарушение Правил профессиональной этики как
«игнорирование со стороны адвоката замечаний в его адрес» со стороны своего коллеги;
обязанность «терпеливо выяснить сущность вопроса лица, обратившегося к нему за правовой помощью и доходчиво разъяснить ему законы»;
 «адвокат должен проявлять уважение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя (подзащитного) и в случае нарушений прав доверителя (подзащитного) ходатайствовать об их устранении»;
«возражая против действий судей и других участников процесса, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законодательством»;
«при исполнении поручения адвокат в своих действиях исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем (подзащитным), и не проводит их дополнительной проверки».
и так далее.

«Законотворчество» в Узбекистане зачастую вызывает только удивление.
И если ляпсусы допускают какие-то ведомства или организации, то это можно понять. А вот ляпсусы законодателей, правительства, министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз понять просто сложно.

«Вставка» в статью 16 Закона и пункт 27 Положения отдельного абзаца «Действие лицензии может быть прекращено также по решению суда», позволяет суду обвинить настырного адвоката даже за вышеуказанные «правила» Правил профессиональной этики и лишить адвоката лицензии, так как в Законе не дан перечень в каких случаях суд рассматривает прекращение действия лицензии !

При этом разработчики этих нормативно-правовых актов «забыли», что:

Нормативно – правовые акты РУз установили, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью. Следовательно одной из сторон, при рассмотрении вопроса и лицензировании является гражданин - физическое лицо. Такие споры рассматриваются в соответствии с ГПК РУз общие суды, деятельность которых регулируется ГПК РУз [5] (статьи 5, 31).

Однако в отношении адвокатов ГПК РУз предоставляет судам право только выносить частное определение (но никак не прекращение действия лицензии) за неподчинение адвоката распоряжениям председательствующего, неявку без уважительных причин адвоката (статьи 166, 174, 337).
Даже за обнаруженные нарушения законности и правопорядка суд обязан выносить частное определение (постановление) и направлять его соответствующим органам и должностным лицам, которые обязаны сообщить суду о принятых мерах, а при обнаружении признаков преступления, суд сообщить об этом прокурору (статья 19).

Статья 166 ГПК РУз дает право суду и привлекать лицо, нарушившее порядок в судебном заседании или проявившее иное неуважение к суду,к административной ответственности. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 21.04.2011 г. N ЗРУ-288).
Статья 23 КоАО РУз [6] за совершение административных правонарушений придусматривает взыскание: лишение специального права, предоставленного данному лицу.
Однако, статьи 23 и 28 КоАО РУз такое взыскание предусматривает только в отношении права управления транспортными средствами и права охоты.
КоАО РУз не предусматривает административное взыскание в форме прекращения действия лицензии адвоката да и вообще кого-либо.

Каким образом решение о прекращении деятельности лицензии адвоката может выносить суд общей юрисдикции если такое право в отношении гражданина есть только в УК РУз [7] как наказание за преступление, а по вступившим в силу приговорам суда по уголовным делам действие лицензии так и так прекращается

В соответствии со статьями 43 и 45 УК РУз к лицам, признанным виновными в совершении преступлений, может применяться наказания в виде лишение определенного права, которое состоит  запрещении виновному в течение назначенного судом срока занимать те или иные должности на предприятиях, в учреждениях или организациях либо заниматься той или иной деятельностью. Вид такой должности или деятельности определяется судом при постановлении обвинительного приговора.
Из этих норм УК РУз следует, что в отношении адвоката суд может применить наказание в виде запрещения заниматься адвокатской деятельностью, но только при вынесении обвинительного приговора.
А в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими лицензирование адвокатской деятельности, вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления само по себе уже является основанием для прекращение действия лицензии.

Остается только одно.
В соответствии
со статьями 22, 23 и 24 Закона 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» решение лицензирующего органа может быть обжаловано в суд;
со статьями 15 и 16 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (Статья в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) решение органа юстиции о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд;
с пунктами 26 и 28 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60 решение органа юстиции может быть обжаловано в суд;
с пунктом 56 Положения о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан, Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, решения квалификационных комиссий могут быть обжалованы в суд;
с пунктом 35 Положения о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан, Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 68-мх, решения Высшей квалификационной комиссии могут быть обжалованы в суд.

Но юристам должно быть ясно и понятно, что суд, после рассмотрения жалобы адвоката на действия дожностных лиц и органов, вынесет решение об удовлетворении жалобы или отказе в удовлетворении жалобы, но ни как о прекращении действия лицензии.







[1] Трудовой кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 161-I. Введен в действие с 01.04.1996 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 162-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[2] Примерные правила внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации* независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и хозяйствования. Зарегистрированы Министерством юстиции РУз 14.06.1999 г. N 746. Утверждены Министерством труда РУз07.05.1999 N 834, Советом федерации профсоюзов РУз N ДЖ-08/243 и Палатой товаропроизводителей и предпринимателей РУз N 37207.05.1999. В настоящие Правила внесены изменения в соответствии с Приказом МТСЗН, зарегистрированным МЮ 21.09.2010 г. N 746-1.
[3] Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан. Приняты Учредительной конференцией Палаты адвокатов Республики Узбекистана 12 сентября 2008 года.
[4] Закон РУз от 25.12.1998 г. N 721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[5] Гражданский процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477а-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[6] Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[7] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.

1 комментарий:

  1. Harrah's Casino Resort Waterloo - Mapyro
    Harrah's Casino Resort Waterloo, Waterloo, MI. Distance 제천 출장안마 to 부천 출장마사지 airport: 경상북도 출장샵 0.0 km. Harrah's Lake Michigan is located 공주 출장샵 just 남양주 출장안마 20 minutes (1.5 km) from Waterloo International Airport

    ОтветитьУдалить