Глава V. Коэффициент за коммунальные услуги.
Поскольку органы
государственного управления и исполнительной власти, а так же поставщики
коммунальных услуг, не выполняют поручения Президента и Премьер-министра, сам
Премьер-министр РУз взял на себя тяжелую ношу «по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и
водоснабжающих организаций республики» [1].
В своем Постановлении Премьер-министр
· Признал неудовлетворительными работу Совета Министров Республики
Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, Узбекского агентства
"Узкоммунхизмат";
· Указал Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам
областей и г. Ташкента на неэффективную организацию работы.
· Предупредил о персональной ответственности хокимов Сурхандарьинской (Н.
Чариева), Сырдарьинской (О. Ашурматова), Ташкентской (А. Усманова),
Кашкадарьинской (З. Рузиева), Джизакской (С. Исмаилова), Ферганской (Ш.
Ганиева) областей и города Ташкента (Р. Усманова).
В Постановлении Премьер-министр также указал, что «в
результате установления тарифов для населения по нормам потребления тепловой
энергии средняя доля покрытия расходов, с учетом сверхнормативной подачи
тепловой энергии, в среднем по республике составила 63,2 процента, а по
регионам данный показатель составляет: в Сырдарьинской области - 22 процента,
Сурхандарьинской - 32,4 процента, Ферганской области - 32 процента, Джизакской,
Наманганской и Ташкентской областях - 35 процентов».
Для тех кто не
понял. Если изложить это на понятным всем языке тарифы на ГВС и центральное
отопление ниже расходов на их производство в 1,5 раза в среднем по республике и
более чем в 3 раза по отдельным областям.
И к какому же
выводу пришел Премьер-министр из-за «неудовлетворительной
работы Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.
Ташкента, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" ?
А очень просто.
Пунктом 10 указаны виновники всего этого безобразия – граждане Республики
Узбекистан.
И премьер-министр определил как единственного виновника наказать :
«с 1 декабря 2013 года:
·
поставка тепловой энергии юридическим лицам, не имеющим
приборов учета тепловой энергии, осуществляется с применением двукратного
размера установленного тарифа на тепловую энергию (за исключением юридических
лиц, расположенных в многоквартирных домах);
·
оплата стоимости горячей и холодной воды, поставленной
населению, не имеющему приборов учета горячей и холодной воды, осуществляется с
применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам на услуги
горячего и холодного водоснабжения;
·
при отсутствии приборов учета горячей и холодной воды в жилых
помещениях, в которых не имеются прописанные граждане, расчеты за услуги
горячего и холодного водоснабжения и отвод стоков осуществляется по нормам
потребления, с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам
на услуги горячего и холодного водоснабжения в расчете: на одного человека в
однокомнатном и двухкомнатном жилом помещении; на двух человек в трехкомнатном
жилом помещении; на трех человек в четырехкомнатном жилом помещении; на четырех
человек в пятикомнатном жилом помещении.»
Вот вам и счетчики, вот вам и разъяснительная
работа.
И вот здесь у
меня, и как юриста и как просто гражданина своей страны, возник вопрос, а что
за «коэффициент» ввел уважаемый Премьер-министр, что это такое.
И к своему стыду
дать ответ я не смог.
Тарифы для
населения на ХВС и ГВС устанавливаются по законодательству РУз в общем двух
видов
· на одного
человека (у кого нет счетчика)
· и по счетчику.
То есть, или
платите по счетчику и экономьте, или платите по нормативам и ничего сэкономить
не сможете.
Все ясно.
Однако.
С одной стороны.
Тарифы
утверждают государственные органы управления и исполнительной власти. Они же утверждают порядок оплаты коммунальных
услуг.
Кроме того
осуществляется надзор со стороны антимонопольных служб.
Все пока в рамках гражданского права.
И своим
постановлением Премьер-министр не увеличил тарифы на ХВС и ГВС.
По прежнему
тарифы утверждают органы министерства финансов и хокимы г.Ташкента и областей.
Значить
Премьер-министр не установил новые тарифы и не нарушил нормативно – правые
акты, в том числе утвержденные этим же правительством.
С другой
стороны.
Государственные
органы исполнительной власти утверждают размер и порядок начисления пени за
несвоевременную оплату (штраф не предусмотрен). И это прока в рамках гражданского права.
В соответствии
со ст. 261 ГК РУз штраф устанавливается в твердой сумме, пени исчисляется в процентном отношении к неисполненной
части обязательства за каждый день просрочки. Значить введенный «коэффициент»
это не штраф и не пени, то есть это вообще не неустойка.
Да и своим
постановлением Премьер-министр не установил какие-то новые пени или штрафы, а
отсутствие счетчика не является несвоевременной оплатой за оказанные услуги.
Значить Премьер
министр не нарушил нормативно – правые акты, в том числе утвержденные этим же
правительством.
Получается, что
введенный Премьер-министром «коэффициент» не является новым тарифом и не
является пени или штрафом за несвоевременную оплату.
Тогда что это ?
Дальше можно
только пофантазировать.
Например.
Возможно это
штраф за административное правонарушение ?
Действительно
правительство несколько раз устанавливало сроки установки счетчиков и эти
решения так и не выполнены.
Но нет, не
подходит по нескольким причинам.
Во-первых. С
юридической точки зрения ни Правительство ни кто либо другой не устанавливал
какие-либо обязательства потребителей ХВС и ГВС по установке счетчиков. Во всех
постановлениях правительства речь шла только о сроках установки счетчиков, и
поручениях органам государственного управления, местным органам исполнительной
власти и поставщикам коммунальных услуг.
То есть, если
штрафовать за неисполнение решений Правительства, то руководителей органов
государственного управления и местных органов
исполнительной власти.
Во-вторых.
Никаким нормативно – правовым актом вообще не устанавливалась административная
ответственность за невыполнение этих решений правительства.
Выходит
введенный «коэффициент» не является тарифом, пени или штрафом за
несвоевременную оплату услуг, ни административным штрафом.
Возвращаемся к
тому же вопросу – тогда что это ?
Возможно ответ
лежит на поверхности.
Многочисленные
поручения правительства государственные органы управления, местные органы
исполнительной власти и поставщики коммунальных услуг, мягко говоря, не выполняли
и не выполняют.
И, видимо,
премьер министр разозлился за такую неисполнительность и решил по своему
наказать, но не государственные органы управления, местные органы
исполнительной власти и поставщиков коммунальных услуг, а потребителей. По
принципу - раз мои подчиненные не выполняют мои указания, а наказать их я не
могу и не хочу, то накажу простых граждан. Они все равно ответить не смогут.
Вторая вероятная
причина заключается в том, что были многочисленные поручения и Президента и
Правительства провести разъяснительную работу.
Вероятно в
представлении Премьер-министра фактическое повышение тарифов на ХВС и ГВС ровно
в полтора раза для граждан и в два раза для юридических лиц является хорошим
дополнением к ежегодному повышению тарифов в среднем на 28% и сразу всем четко
и ясно разъяснит кто в доме хозяин, чьи указания нужно выполнять, даже если они
высосаны из пальца.
Есть еще одно
предположение.
В своем
Постановлением Премьер-министр указал «повышающий коэффициент».
Данное понятие
введено Постановлением Кабинета Министров РУз в 2010 году [2].
А имел ли в
данном случае Премьер-министр право устанавливать повышающий коэффициент в
соответствии правовыми нормами законодательства РУз ?
Попытаемся
ответить на этот вопрос.
Первое.
Постановление КМ РУз от 28.10.2010
г. N 239 касается цен (тарифов) монополистов и тех цен (тарифов), которые
регулируют органами государственного управления и органами
государственной власти на местах, а также регулирование которых предусмотрено
решениями Правительства Республики Узбекистан.
То есть это Постановление Кабинета Министров касается не
только поставок коммунальных услуг.
Пуктом 2 Приложения N 1 [3]
к Постановлению КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 предусмотрено, что решениями Правительства Республики Узбекистан может быть установлен отдельный порядок формирования и
установления цен (тарифов) в отношении определенных товаров.
Такой порядок
имел место ранее и новый утвержден в 2011 году [4] в соответствии,
в том числе, и с постановлением Правительства Республики Узбекистан от 28
октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка
декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на
товары (работы, услуги)" .
Обращаю
внимание, что новое положение утверждено ключевыми министерствами Правительства
РУз - Министерством финансов,
Министерством экономики, Государственным комитетом по демонополизации и
развитию конкуренции, и
зарегистрироовано Министерством юстиции, которое не нашло в нем какого-либо
противоречия с действуюшими нормативно-правовыми актами.
В приамбуле
Положения указано, что настоящее Положение регулирует порядок определения
состава затрат и введения предельного
уровня рентабельности при
формировании тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, канализация,
горячее водоснабжение и центральное отопление).
И в данном
Положении вообще не установлена и не предусмотрена возможность применения регулирующего коэффициента.
Кроме того, в настоящее время действует и Указ Президента РУз от 17.04.2001 г. N
УП-2832, пунктом 5 которого определено, что должно утверждаться (или
пересматриваться) предельные уровни цен и тарифов
на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.
Следовательно, согласно решениям Правительства
·
установлен специальный порядок формирования и установления цен
(тарифов) на коммунальные услуги;
·
и установленные цены (тарифы) на коммунальные услуги являются предельными.
Второе.
Корректирующий коэффициент применяется для дифференциации
коэффициентов индексации тарифов исходя из соотношения действующих (базовых)
тарифов и расчетных затрат на предоставление соответствующих услуг (например,
соотношения тарифов для бюджетных организаций и тарифов для других
государственных или частных организаций).
Поскольку Премьер-министр указал, что тарифы ниже затрат в
целом по республике 1,5 раза, то он и установил повыщающий коэффициент в 1,5
раза, что логично.
Но причем тут счетчики, точнее почему повышающий коэффициент
применен только к потребителям не имеющим счетчиков ?
Кроме того, Премьер-министр видимо забыл о существовании
двух
Постановлений Кабинета Министров - от
30.07.1996 г. N 271 и от 18.04.2001 г. N
178, в которых черным по булому указано, что
·
Потери (превышение затрат на услуги над полученными доходами)
коммунальных предприятий от оказания населению услуг по подаче газа,
электрической энергии, питьевой воды и
канализации покрываются за счет доходов, поступающих им от других
потребителей (отрасли народного хозяйства) услуг путем установления для них
предельных тарифов.
·
Разница в тарифах на тепловую
энергию, отпускаемую населению, возмещается за счет средств бюджета
Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента [5].
а также Указа Президента [6], где указано,
что
·
В целях социальной защиты населения республики, недопущения
необоснованного роста тарифов, а также поддержки предприятий коммунального
обслуживания:
·
Одобрить предложения Министерства экономики и Министерства
финансов Республики Узбекистан по возмещению предприятиям теплоснабжения в
2006-2007 годах за счет средств Государственного бюджета разницы в тарифах на
услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые
населению, в размере 10 процентов. (Пункт в редакции Указа Президента РУз от
03.01.2007 г. N УП-3840)
·
Министерству финансов Республики Узбекистан:
предусмотреть в параметрах Государственного бюджета на
2006-2007 годы средства на возмещение разницы в тарифах на услуги
централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению;
(Абзац в редакции Указа Президента РУз от 03.01.2007 г. N УП-3840)
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан
по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции установить жесткий
контроль за целевым использованием средств, выделяемых за счет Государственного
бюджета на внедрение энергосберегающих технологий, капитальный ремонт котлового
оборудования, тепловых сетей и проведение мероприятий по подготовке к
осенне-зимнему отопительному сезону. (Абзац в редакции Указа Президента РУз от
28.08.2013 г. N УП-4561).
Следовательно,
·
Для Премьер-министра не должно было быть неожиданостью, что что тарифы ниже затрат в целом по республике
1,5 раза, так как тарифная политика на коммунальные услуги в Узбекистане
регулируется не только самим Правительством, но и Президентом, и коммунальные
услуги для населения, учитывая низкую доходность граждан страны, заведомо
затратные.
·
И Премьер-министру должно было быть известно, что разница между затратами
на производство и тарифами покрывается из бюджета.
Третье.
В Положении,
утвержденного Постановлением КМ РУз от
28.10.2010 г. N 239 указано, что
В пункте 6 - «Цены (тарифы) или их предельные уровни,
регулирующий коэффициент, наценка или предельная рентабельность на товары,
производимые и реализуемые предприятиями-монополистами и субъектами
естественных монополий (кроме тарифов на универсальные услуги почтовой связи),
декларируются (утверждаются) органом ценового регулирования.»
В пункте 7 – «Предприятие-монополист и субъект естественной
монополии обязаны в органе ценового регулирования осуществить декларирование
(утверждение) цен (тарифов)», в том числе, «при повышении цены (тарифа),
наценки, предельной рентабельности и изменении регулирующего коэффициента».
В пункте 32 – «Хозяйствующие субъекты, производящие и
реализующие товары, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии
с решениями Правительства, обязаны осуществлять декларирование (утверждение,
согласование) цен (тарифов) в органе ценового регулирования:» (Абзац введен в
соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.05.2012 г. N 143), втом числе, «при
повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменений
регулирующего коэффициента». (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ
РУз от 23.05.2012 г. N 143).
Таким образом Постановление
КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 установило, что цены (тарифы), а также регулирующий
коэффициент, утверждаются органом ценового регулирования
Согласно пункта 3 этого же Положения
«орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению -
Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов
областей и г. Ташкента», а не Премьер-министр.
Нормы
·
статьи 7 Закона РУз N
398-I [7]
также устанавливает, что ценовое регулирование деятельности субъектов
естественных монополий осуществляется уполномоченным органом;
· статьи 356 ГК РУз также устанавливают, что в предусмотренных
законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.),
устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными
органами.
Таким образом, самостоятельно
установив повыщающий коэффициент, Премьер-министр нарушил ряд норм
Постановления N 239, им же самим
подписанное, а также законов РУз.
Если Премьер-министр и есть монополист, то он обязан был
осуществить декларирование регулирующего коэффициента в органе ценового
регулирования.
А если Премьер-министр считает себя органом ценового
регулирования, то ему надо сменить место работы.
Четвертое.
Положение, утвержденного Постановлением КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239
указано, что
В пункте 3 – «тарифная смета - показатель доходов и расходов, объемов производимых товаров и другие
экономические показатели, отражающие деятельность хозяйствующего субъекта и
принимаемые в обоснование при определении регулирующего коэффициента».
В пункте 12 - «В случае сложности определения затрат на единицу
товара при наличии значительного количества видов (марок, типов, размеров и
т.д.) товаров орган ценового регулирования может декларировать (утверждать)
предельный уровень его рентабельности или регулирующий коэффициент, применяемый
к действующим ценам (тарифам).
Регулирующий коэффициент определяется путем соотношения
проектируемой тарифной сметы к тарифной смете, ранее утвержденной органом
ценового регулирования, с учетом изменения объемов производства товаров.»
Таким образом, данные нормы устанавливают, что регулирующий коэффициент
утверждается не когда органы государственного управления и исполнительной
власти плохо работаю, как указано в Постановлением
КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239, а когда сложно определить затарты.
Если нашим монополистам – поставщикам коммунальных услуг
сложно определить затраты на единицу товара, то Премьр-министру лучше было бы
сменить весь состав управления такого монополиста, а не устанавливать
повышающий коээфициент, который не имеет основний – расчетов его применения.
В этом случае Премьер-министр должен был определить
повышающий коэффициент путем соотношения проектируемой тарифной сметы к
тарифной смете, ранее утвержденной органом ценового регулирования, с учетом
изменения объемов производства товаров, а не устанавливать его волюнтаристки на
все тарифы, котороые будут определены (утверждены) в будущем.
Пятое.
В пункте 3 Положения,
утвержденного Постановлением КМ РУз от
28.10.2010 г. N 239, указано, что регулирующий коэффициент (понижающий или
повышающий) - относительная величина, устанавливаемая для определения уровня цены (тарифа).
Таким образом мы и определили, что
фактически и юридически Премьер-министр РУз, нарушая все нормы, предусмотренные
законами РУз, утвержденные Правительством, в том числе им же самим, а также утвержденные
органами государственного управления и местной исполнительной власти, всетаки
установил новые тарифы, но не на один раз, а сразу оптом на весь будущий
период.
С чем его можно и позравить.
Казалось бы какая разница,
· установлен ли Постановлением
Кабинета Министров РУз от 06.11.2013 г. N 300 тариф или повышающий коэффициент;
· сделал это Премьер-министр или подчиненные ему органы
государственного управления и местной исполнительной власти.
Все равно населению придется
платить.
По мнению автора данной статьи
разница очень существенная.
Всетаки Премьер-министр,
изменениями, внесенными Законом
РУз от 16.04.2014 г. № ЗРУ-366 в Конституцию РУз, наделен определенными
правами, точнее, если обобщить, изменения сняли контроль со стороны Президента
РУз над деятельностью Премьер-министра.
Теперь
деятельность Премьер-министра будет контролировать Олий Мажлис РУз
(законодательный орган). Таким образом, фактически деятельность
Премьер-министра в оперативном режиме контролировать никто не будет.
Автору данной статьи могут
возразить.
Ведь Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366 в статью 32 Конституции введено новшество в
соответствии с которым граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в
управлении делами общества и государства, в том числе, посредством развития и
совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных
органов.
На это могу ответить только одно –
ЭТО ЗДОРОВО и ХОРОШО. Но, что это такое ?
Во-первых. Как видно из текста
предложено развивать и совершенствовать общественный контроль
над деятельностью государственных органов.
Простите, а как можно развивать и совершествовать то чего нет
?
Во-вторых. Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью
государственных органов определяется законом.
А такого закона нет и даже проект гражданам (это те кому его
исполнять) не показывают.
В–третьих. Хотелось бы познакомиться с теми гражданами,
которые действительно верят, что им кто-то разрешит контролировать деятельности
хокима района, а тем более министров и Премьер-министра, а также знают или хотя
бы предполагают как они это будут делать на практике.
Возможно
речь идет о возрождении института народного контроля, имевшего место в СССР ?
Однако
призываю молодежь, которая никогда не жила в СССР и не знает что такое институт
народного контроля, обратиться к своим родителям за разъяснениями. В этой
статье только сообщаю, что такая организация как Народный контроль в СССР
действительно была, она была наделена очень широкими полномочиями и, честно
говоря, многие мелкие и средние должностные лица ее боялись. Но, по сути это
был в действительности не народный контроль, а филиал партийного контроля –
института имеющего огромную власть в стране. И граждане, как народ, практически
не имели к институту народного контроля никакого отношения. Фактически
этой организацией руководила и
контролировала ее верхушка Коммунистической партии.
В
этом свете представляется важным обязанность четкого соблюдения всех
нормативно-правовых актов со стороны Премьер-министра и всего Кабинета Министров,
а также хокимов и это «новый контролер» - законодатель, действительно может
контролировать.
Каким
образом новая редакция Конституции РУз обеспечивает контроль за деятельностью
Премьер-министра ?
Старая
редакция
|
Новая редакция
|
Примечание
|
статья 98
Кабинет Министров в своей деятельности
ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом
Республики Узбекистан.
|
Статья 98
Кабинет Министров в своей деятельности
ответственен перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан и Президентом
Республики Узбекистан.
|
Поменяли местами перед кем
ответственен.
|
Статья 93
|
Статья 93
|
|
10) представляет для рассмотрения и
утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру
Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождает его от должности.
|
10) представляет для рассмотрения и
утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру
Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождает его от должности в
случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого
палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, либо в других случаях,
предусмотренных законом.
|
Президент формально лишен права
освободить.
|
Все,
это Олий Мажлиса Республики Узбекистан считает достаточным по вопросам контроля
со стороны депутатов и сенаторов за деятельностью Премьер-министра.
При таком положении и вышеописанными практическими
действиями Премьер-министра рассмотренный в настоящей статье вопрос крайне
важен.
Далее:
Назад:
[1] Постановление Кабинета
Министров РУз от 06.11.2013 г. N 300. «О мерах по финансовому оздоровлению
теплоснабжающих и водоснабжающих организаций республики».
[2] Приложение N 1 к
Постановлению КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 «Положение о порядке формирования,
декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на
товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением». В настоящее Положение внесены последние изменения в
соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.10.2013 г. N 287.
[3] Положение о порядке формирования, декларирования
(утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)
и государственного контроля за их применением. В настоящее Положение внесены
изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.10.2013 г. N 287.
[4] Положение о порядке формирования тарифов и введения
предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги утверждено Постановлением
от 19.01.2011 г. Министерство финансов N 1, Министерство экономики N 2 и Агентства "Узкоммунхизмат" N
01-88, согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по
демонополизации и развитию конкуренции, зарегистрированному
Министерством юстиции 19.02.2011 г. N
2198.
[5] Пункт ы 1 и 3 Приложения N 4 к Постановлению КМ РУз от
30.07.1996 г. N 271, пункт 4 Постановления КМ РУз от 18.04.2001 г. N 178.
[6] Пункт 1 и 2 Указа Президента
РУз от 23.09.2005 г. N УП-3662.
[7] Закон РУз от 24.04.1997 г. N
398-I «О естественных монополиях». Новая редакция утверждена Законом РУз от 19.08.1999 г. N 815-I. В
настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от
07.10.2013 г. N ЗРУ-355.
А нам то во что верить? В законы Республики Узбекистан и принятые акты на ее основе - или в чиновничий беспредел?
ОтветитьУдалитьА какие рекомендуют ставить сейчас теплосчетчики?? ТСК 5 ставят ли у вас в системы отопления?
ОтветитьУдалить