Часть 5: Нарушения законов в жилищно – коммунальном хозяйстве на примере установления тарифов



Глава V. Коэффициент за коммунальные услуги.

Поскольку органы государственного управления и исполнительной власти, а так же поставщики коммунальных услуг, не выполняют поручения Президента и Премьер-министра, сам Премьер-министр РУз взял на себя тяжелую ношу «по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и водоснабжающих организаций республики» [1].

В своем Постановлении Премьер-министр
·       Признал неудовлетворительными работу Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат";
·       Указал Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента на неэффективную организацию работы.
·       Предупредил о персональной ответственности хокимов Сурхандарьинской (Н. Чариева), Сырдарьинской (О. Ашурматова), Ташкентской (А. Усманова), Кашкадарьинской (З. Рузиева), Джизакской (С. Исмаилова), Ферганской (Ш. Ганиева) областей и города Ташкента (Р. Усманова).

В Постановлении Премьер-министр также указал, что «в результате установления тарифов для населения по нормам потребления тепловой энергии средняя доля покрытия расходов, с учетом сверхнормативной подачи тепловой энергии, в среднем по республике составила 63,2 процента, а по регионам данный показатель составляет: в Сырдарьинской области - 22 процента, Сурхандарьинской - 32,4 процента, Ферганской области - 32 процента, Джизакской, Наманганской и Ташкентской областях - 35 процентов».

Для тех кто не понял. Если изложить это на понятным всем языке тарифы на ГВС и центральное отопление ниже расходов на их производство в 1,5 раза в среднем по республике и более чем в 3 раза по отдельным областям.

И к какому же выводу пришел Премьер-министр из-за «неудовлетворительной работы Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" ?

А очень просто.

Пунктом 10 указаны виновники всего этого безобразия – граждане Республики Узбекистан.
И премьер-министр определил как единственного виновника наказать :
«с 1 декабря 2013 года:
·       поставка тепловой энергии юридическим лицам, не имеющим приборов учета тепловой энергии, осуществляется с применением двукратного размера установленного тарифа на тепловую энергию (за исключением юридических лиц, расположенных в многоквартирных домах);
·       оплата стоимости горячей и холодной воды, поставленной населению, не имеющему приборов учета горячей и холодной воды, осуществляется с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам на услуги горячего и холодного водоснабжения;
·       при отсутствии приборов учета горячей и холодной воды в жилых помещениях, в которых не имеются прописанные граждане, расчеты за услуги горячего и холодного водоснабжения и отвод стоков осуществляется по нормам потребления, с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам на услуги горячего и холодного водоснабжения в расчете: на одного человека в однокомнатном и двухкомнатном жилом помещении; на двух человек в трехкомнатном жилом помещении; на трех человек в четырехкомнатном жилом помещении; на четырех человек в пятикомнатном жилом помещении.»

Вот вам и счетчики, вот вам и разъяснительная работа.

И вот здесь у меня, и как юриста и как просто гражданина своей страны, возник вопрос, а что за «коэффициент» ввел уважаемый Премьер-министр, что это такое.

И к своему стыду дать ответ я не смог.

Тарифы для населения на ХВС и ГВС устанавливаются по законодательству РУз в общем двух видов
·       на одного человека (у кого нет счетчика)
·       и по счетчику.

То есть, или платите по счетчику и экономьте, или платите по нормативам и ничего сэкономить не сможете.
Все ясно.

Однако.

С одной стороны.
Тарифы утверждают государственные органы управления и исполнительной власти.  Они же утверждают порядок оплаты коммунальных услуг.
Кроме того осуществляется надзор со стороны антимонопольных служб.
Все пока  в рамках гражданского права.
И своим постановлением Премьер-министр не увеличил тарифы на ХВС и ГВС.
По прежнему тарифы утверждают органы министерства финансов и хокимы г.Ташкента и областей.
Значить Премьер-министр не установил новые тарифы и не нарушил нормативно – правые акты, в том числе утвержденные этим же правительством.

С другой стороны.
Государственные органы исполнительной власти утверждают размер и порядок начисления пени за несвоевременную оплату (штраф не предусмотрен). И это прока  в рамках гражданского права.
В соответствии со ст. 261 ГК РУз штраф устанавливается в твердой сумме, пени исчисляется в процентном отношении к неисполненной части обязательства за каждый день просрочки. Значить введенный «коэффициент» это не штраф и не пени, то есть это вообще не неустойка.
Да и своим постановлением Премьер-министр не установил какие-то новые пени или штрафы, а отсутствие счетчика не является несвоевременной оплатой за оказанные услуги.
Значить Премьер министр не нарушил нормативно – правые акты, в том числе утвержденные этим же правительством.

Получается, что введенный Премьер-министром «коэффициент» не является новым тарифом и не является пени или штрафом за несвоевременную оплату.

Тогда что это ?

Дальше можно только пофантазировать.

Например.

Возможно это штраф за административное правонарушение ?

Действительно правительство несколько раз устанавливало сроки установки счетчиков и эти решения так и не выполнены.

Но нет, не подходит по нескольким причинам.

Во-первых. С юридической точки зрения ни Правительство ни кто либо другой не устанавливал какие-либо обязательства потребителей ХВС и ГВС по установке счетчиков. Во всех постановлениях правительства речь шла только о сроках установки счетчиков, и поручениях органам государственного управления, местным органам исполнительной власти и поставщикам коммунальных услуг.
То есть, если штрафовать за неисполнение решений Правительства, то руководителей органов государственного управления и местных органов  исполнительной власти.

Во-вторых. Никаким нормативно – правовым актом вообще не устанавливалась административная ответственность за невыполнение этих решений правительства.

Выходит введенный «коэффициент» не является тарифом, пени или штрафом за несвоевременную оплату услуг, ни административным штрафом.

Возвращаемся к тому же вопросу – тогда что это ?

Возможно ответ лежит на поверхности.

Многочисленные поручения правительства государственные органы управления, местные органы исполнительной власти и поставщики коммунальных услуг, мягко говоря, не выполняли и не выполняют.

И, видимо, премьер министр разозлился за такую неисполнительность и решил по своему наказать, но не государственные органы управления, местные органы исполнительной власти и поставщиков коммунальных услуг, а потребителей. По принципу - раз мои подчиненные не выполняют мои указания, а наказать их я не могу и не хочу, то накажу простых граждан. Они все равно ответить не смогут.

Вторая вероятная причина заключается в том, что были многочисленные поручения и Президента и Правительства провести разъяснительную работу.

Вероятно в представлении Премьер-министра фактическое повышение тарифов на ХВС и ГВС ровно в полтора раза для граждан и в два раза для юридических лиц является хорошим дополнением к ежегодному повышению тарифов в среднем на 28% и сразу всем четко и ясно разъяснит кто в доме хозяин, чьи указания нужно выполнять, даже если они высосаны из пальца.

Есть еще одно предположение.

В своем Постановлением Премьер-министр указал «повышающий коэффициент».
Данное понятие введено Постановлением Кабинета Министров РУз в 2010 году [2].

А имел ли в данном случае Премьер-министр право устанавливать повышающий коэффициент в соответствии правовыми нормами законодательства РУз ?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Первое.

Постановление КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 касается цен (тарифов) монополистов и тех цен (тарифов), которые регулируют органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также регулирование которых предусмотрено решениями Правительства Республики Узбекистан.
То есть это Постановление Кабинета Министров касается не только поставок коммунальных услуг.

Пуктом 2 Приложения N 1 [3] к Постановлению КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 предусмотрено, что решениями Правительства Республики Узбекистан может быть установлен отдельный порядок формирования и установления цен (тарифов) в отношении определенных товаров.

Такой порядок имел место ранее и новый утвержден в 2011 году [4] в соответствии, в том числе, и с постановлением Правительства Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" .
Обращаю внимание, что новое положение утверждено ключевыми министерствами Правительства РУз - Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по демонополизации и развитию конкуренции, и зарегистрироовано Министерством юстиции, которое не нашло в нем какого-либо противоречия с действуюшими нормативно-правовыми актами.

В приамбуле Положения указано, что настоящее Положение регулирует порядок определения состава затрат и введения предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление).
И в данном Положении вообще не установлена и не предусмотрена возможность применения  регулирующего коэффициента.

Кроме того, в настоящее время действует и Указ Президента РУз от 17.04.2001 г. N УП-2832, пунктом 5 которого определено, что должно утверждаться (или пересматриваться) предельные уровни  цен и тарифов на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.

Следовательно, согласно решениям Правительства
·       установлен специальный порядок формирования и установления цен (тарифов) на коммунальные услуги;
·       и установленные цены (тарифы) на коммунальные услуги являются предельными.

Второе.

Корректирующий коэффициент применяется для дифференциации коэффициентов индексации тарифов исходя из соотношения действующих (базовых) тарифов и расчетных затрат на предоставление соответствующих услуг (например, соотношения тарифов для бюджетных организаций и тарифов для других государственных или частных организаций).

Поскольку Премьер-министр указал, что тарифы ниже затрат в целом по республике 1,5 раза, то он и установил повыщающий коэффициент в 1,5 раза, что логично.

Но причем тут счетчики, точнее почему повышающий коэффициент применен только к потребителям не имеющим счетчиков ?

Кроме того, Премьер-министр видимо забыл о существовании

двух Постановлений Кабинета Министров - от 30.07.1996 г. N 271 и от  18.04.2001 г. N 178, в которых черным по булому указано, что
·       Потери (превышение затрат на услуги над полученными доходами) коммунальных предприятий от оказания населению услуг по подаче газа, электрической энергии, питьевой воды и канализации покрываются за счет доходов, поступающих им от других потребителей (отрасли народного хозяйства) услуг путем установления для них предельных тарифов.
·       Разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую населению, возмещается за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента [5].

а также Указа Президента [6], где указано, что
·       В целях социальной защиты населения республики, недопущения необоснованного роста тарифов, а также поддержки предприятий коммунального обслуживания:
·       Одобрить предложения Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан по возмещению предприятиям теплоснабжения в 2006-2007 годах за счет средств Государственного бюджета разницы в тарифах на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению, в размере 10 процентов. (Пункт в редакции Указа Президента РУз от 03.01.2007 г. N УП-3840)
·       Министерству финансов Республики Узбекистан:
предусмотреть в параметрах Государственного бюджета на 2006-2007 годы средства на возмещение разницы в тарифах на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, оказываемые населению; (Абзац в редакции Указа Президента РУз от 03.01.2007 г. N УП-3840)
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции установить жесткий контроль за целевым использованием средств, выделяемых за счет Государственного бюджета на внедрение энергосберегающих технологий, капитальный ремонт котлового оборудования, тепловых сетей и проведение мероприятий по подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону. (Абзац в редакции Указа Президента РУз от 28.08.2013 г. N УП-4561).

Следовательно,
·       Для Премьер-министра не должно было быть неожиданостью, что  что тарифы ниже затрат в целом по республике 1,5 раза, так как тарифная политика на коммунальные услуги в Узбекистане регулируется не только самим Правительством, но и Президентом, и коммунальные услуги для населения, учитывая низкую доходность граждан страны, заведомо затратные.
·       И Премьер-министру должно было быть известно, что разница между затратами на производство и тарифами покрывается из бюджета.

Третье.

В Положении, утвержденного  Постановлением КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 указано, что
В пункте 6 - «Цены (тарифы) или их предельные уровни, регулирующий коэффициент, наценка или предельная рентабельность на товары, производимые и реализуемые предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий (кроме тарифов на универсальные услуги почтовой связи), декларируются (утверждаются) органом ценового регулирования.»
В пункте 7 – «Предприятие-монополист и субъект естественной монополии обязаны в органе ценового регулирования осуществить декларирование (утверждение) цен (тарифов)», в том числе, «при повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменении регулирующего коэффициента».
В пункте 32 – «Хозяйствующие субъекты, производящие и реализующие товары, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с решениями Правительства, обязаны осуществлять декларирование (утверждение, согласование) цен (тарифов) в органе ценового регулирования:» (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.05.2012 г. N 143), втом числе, «при повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменений регулирующего коэффициента». (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.05.2012 г. N 143).

Таким образом Постановление КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 установило, что цены (тарифы), а также регулирующий коэффициент, утверждаются органом ценового регулирования

Согласно пункта 3 этого же Положения
«орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и г. Ташкента», а не Премьер-министр.

Нормы
·       статьи 7 Закона РУз N 398-I [7] также устанавливает, что ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется уполномоченным органом;
·       статьи 356 ГК РУз также устанавливают, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Таким образом, самостоятельно установив повыщающий коэффициент, Премьер-министр нарушил ряд норм Постановления N 239, им же самим подписанное, а также законов РУз.

Если Премьер-министр и есть монополист, то он обязан был осуществить декларирование регулирующего коэффициента в органе ценового регулирования.
А если Премьер-министр считает себя органом ценового регулирования, то ему надо сменить место работы.

Четвертое.

Положение, утвержденного  Постановлением КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 указано, что

В пункте 3 – «тарифная смета - показатель доходов и расходов, объемов производимых товаров и другие экономические показатели, отражающие деятельность хозяйствующего субъекта и принимаемые в обоснование при определении регулирующего коэффициента».

В пункте 12 - «В случае сложности определения затрат на единицу товара при наличии значительного количества видов (марок, типов, размеров и т.д.) товаров орган ценового регулирования может декларировать (утверждать) предельный уровень его рентабельности или регулирующий коэффициент, применяемый к действующим ценам (тарифам).
Регулирующий коэффициент определяется путем соотношения проектируемой тарифной сметы к тарифной смете, ранее утвержденной органом ценового регулирования, с учетом изменения объемов производства товаров.»

Таким образом, данные нормы устанавливают, что регулирующий коэффициент утверждается не когда органы государственного управления и исполнительной власти плохо работаю, как указано в Постановлением КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239, а когда сложно определить затарты.

Если нашим монополистам – поставщикам коммунальных услуг сложно определить затраты на единицу товара, то Премьр-министру лучше было бы сменить весь состав управления такого монополиста, а не устанавливать повышающий коээфициент, который не имеет основний – расчетов его применения.

В этом случае Премьер-министр должен был определить повышающий коэффициент путем соотношения проектируемой тарифной сметы к тарифной смете, ранее утвержденной органом ценового регулирования, с учетом изменения объемов производства товаров, а не устанавливать его волюнтаристки на все тарифы, котороые будут определены (утверждены) в будущем.

Пятое.

В пункте 3 Положения, утвержденного  Постановлением КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239, указано, что регулирующий коэффициент (понижающий или повышающий) - относительная величина, устанавливаемая для определения уровня цены (тарифа).

Таким образом мы и определили, что фактически и юридически Премьер-министр РУз, нарушая все нормы, предусмотренные законами РУз, утвержденные Правительством, в том числе им же самим, а также утвержденные органами государственного управления и местной исполнительной власти, всетаки установил новые тарифы, но не на один раз, а сразу оптом на весь будущий период.

С чем его можно и позравить.

Казалось бы какая разница,
·       установлен ли Постановлением Кабинета Министров РУз от 06.11.2013 г. N 300 тариф или повышающий коэффициент;
·       сделал это Премьер-министр или подчиненные ему органы государственного управления и местной исполнительной власти.
Все равно населению придется платить.

По мнению автора данной статьи разница очень существенная.

Всетаки Премьер-министр, изменениями, внесенными Законом РУз от 16.04.2014 г. № ЗРУ-366 в Конституцию РУз, наделен определенными правами, точнее, если обобщить, изменения сняли контроль со стороны Президента РУз над деятельностью Премьер-министра.

Теперь деятельность Премьер-министра будет контролировать Олий Мажлис РУз (законодательный орган). Таким образом, фактически деятельность Премьер-министра в оперативном режиме контролировать никто не будет.

Автору данной статьи могут возразить.
Ведь Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366 в статью 32 Конституции введено новшество в соответствии с которым граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства, в том числе, посредством развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

На это могу ответить только одно – ЭТО ЗДОРОВО и ХОРОШО. Но, что это такое ?

Во-первых. Как видно из текста предложено развивать и совершенствовать общественный контроль над деятельностью государственных органов.
Простите, а как можно развивать и совершествовать то чего нет ?

Во-вторых. Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов определяется законом.
А такого закона нет и даже проект гражданам (это те кому его исполнять) не показывают.

В–третьих. Хотелось бы познакомиться с теми гражданами, которые действительно верят, что им кто-то разрешит контролировать деятельности хокима района, а тем более министров и Премьер-министра, а также знают или хотя бы предполагают как они это будут делать на практике.

Возможно речь идет о возрождении института народного контроля, имевшего место в СССР ?
Однако призываю молодежь, которая никогда не жила в СССР и не знает что такое институт народного контроля, обратиться к своим родителям за разъяснениями. В этой статье только сообщаю, что такая организация как Народный контроль в СССР действительно была, она была наделена очень широкими полномочиями и, честно говоря, многие мелкие и средние должностные лица ее боялись. Но, по сути это был в действительности не народный контроль, а филиал партийного контроля – института имеющего огромную власть в стране. И граждане, как народ, практически не имели к институту народного контроля никакого отношения. Фактически этой  организацией руководила и контролировала ее верхушка Коммунистической партии.

В этом свете представляется важным обязанность четкого соблюдения всех нормативно-правовых актов со стороны Премьер-министра и всего Кабинета Министров, а также хокимов и это «новый контролер» - законодатель, действительно может контролировать.

Каким образом новая редакция Конституции РУз обеспечивает контроль за деятельностью Премьер-министра ?

Старая редакция
Новая редакция
Примечание
статья 98
Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Статья 98
Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан и Президентом Республики Узбекистан.
Поменяли местами перед кем ответственен.
Статья 93
Статья 93

10) представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождает его от должности.

10) представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождает его от должности в случае отставки, выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Президент формально лишен права освободить.

Все, это Олий Мажлиса Республики Узбекистан считает достаточным по вопросам контроля со стороны депутатов и сенаторов за деятельностью Премьер-министра.

При таком положении и вышеописанными практическими действиями Премьер-министра рассмотренный в настоящей статье вопрос крайне важен.

Далее:

Назад:




[1] Постановление Кабинета Министров РУз от 06.11.2013 г. N 300. «О мерах по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и водоснабжающих организаций республики».
[2] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.10.2010 г. N 239 «Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.10.2013 г. N 287.
[3] Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 23.10.2013 г. N 287.
[4] Положение о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги утверждено  Постановлением от 19.01.2011 г. Министерство финансов N 1, Министерство экономики N 2  и Агентства "Узкоммунхизмат" N 01-88, согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, зарегистрированному Министерством юстиции 19.02.2011 г. N  2198.

[5] Пункт ы 1 и 3 Приложения N 4 к Постановлению КМ РУз от 30.07.1996 г. N 271, пункт 4 Постановления КМ РУз от  18.04.2001 г. N 178.
[6] Пункт 1 и 2 Указа Президента РУз от 23.09.2005 г. N УП-3662.

[7] Закон РУз от 24.04.1997 г. N 398-I «О естественных монополиях». Новая редакция утверждена Законом РУз от 19.08.1999 г. N 815-I. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355.

2 комментария:

  1. А нам то во что верить? В законы Республики Узбекистан и принятые акты на ее основе - или в чиновничий беспредел?

    ОтветитьУдалить
  2. А какие рекомендуют ставить сейчас теплосчетчики?? ТСК 5 ставят ли у вас в системы отопления?

    ОтветитьУдалить