Часть 6: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане


Далее: Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

И законодатель, и министерство юстиции, и Палата адвокатов РУз совершенно забыли, что Закон «Об адвокатуре» принят 27.12.1996 г. и в то время действительно были
·        адвокатуры (колегии)
·        и адвокаты, работающие самостоятельно, занимающиеся частной практикой, которым досточно было получить лицензию.

Выдача лицензий гражданам Республики Узбекистан на право занятия адвокатской деятельностью осуществлялась в соответствии с Положение [1], утвержденным Кабинетом Министров РУз и для получения лицензии на адвокатскую деятельность требовалось только
·        решения квалификационной комиссии министерства юстиции о сдаче экзамена;
·        заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющих личность гражданина, лицензируемого вида деятельности;
·        документ   банка,   подтверждающий   прием   денег   в    уплату государственной пошлины за выдачу лицензии.
Запрещалось требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

Небыло никакой обязанности вступить в адвокатское формирование.

Особо значительные изменения и дополнения были внесены после создания Палаты адвокатов РУз Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.

И именно в связи с этими изменениями адвокату право выбора не оставили и он просто обязан или создать или вступить в адвокатское формирование.

Так Закон дополнен статьей 3-1 согласно которой
«Претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев обязан принести присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских формирований».
И только после создания адвокатского формирования или вступления в действующий он получает получает удостоверение и статус адвоката :
«Претенденту в течение трех рабочих дней с момента регистрации адвокатского формирования или получения органом юстиции документов, подтверждающих вступление претендента в действующее адвокатское формирование, выдается удостоверение адвоката.
Со дня выдачи удостоверения адвоката претендент получает статус адвоката, о чем в трехдневный срок органом юстиции уведомляется соответствующее территориальное управление Палаты адвокатов. С момента получения такого уведомления адвокат становится членом Палаты адвокатов».

Никаких вариантов, никакой частной практики, в понимании этого термина как работа адвоката все адвокатского формирования.

Во-вторых.

Статья 3 данного Закона «Об адвокатуре»  определяет понятие адвоката и в ней ни слова не сказано о том, что адвокат занимается частной практикой.

В-третьих.

Постановление Пленума Верховного суда РУз N 20 было принято 11.12.2013 г. и к этому дню разрешенные законом фактически остались только ветеринарная и фармацевтическая частная практика.

В-четвертых.

Обращает на себя внимание, что Налоговый кодекс РУз «не согласен» с разъяснением, данным в Постановлении Пленума Верховного суда РУз N 20 от 11.12.2013 г. относительно лиц, занимающихся частной практикой и отнесения их к категории «не предпримателей»:

Пленуму Верховного суда необходимо было изучить и Налоговый колекс РУз [2], в соответствии с которым лица, занимающиеся частной практикой являются индивидуальными предпринимателями.

Так, в статье 350 НК РУз определено, что нотариусы (а это тоже юристы), занимающиеся частной практикой являются плательщиками единого налога. Абзац третий исключен в соответствии с Законом РУз от 14.09.2010 г. N ЗРУ-255 в связи с отменой частной практики нотариусов.

В статье 202 НК РУз определено, что обложению налогом на добавленную стоимость подлежат обороты по реализации товаров (работ, услуг), если местом их реализации является территория Республики Узбекистан. При этом, местом реализации работ (услуг) признается если  покупатель работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Узбекистан, в том числе  при оказании юридических (адвокатских) услуг.

Налоговый кодекс РУз предоставляет льготы.
·        При оказании медицинских и ветеринарных услуг освобождение от налога на добавленную стоимость (статья 208),
·        Освобождение от земельного налога ветеринарных врачей и техников (статья 290). Пункт 1 утратил силу в соответствии с Законом РУз от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359.

Таким образом НК РУз считает лиц, занимающихся частной практикой, предпринимателями.

Но в статье 392 определено, что «Суммы гонораров, получаемых адвокатами за предоставление юридической помощи (услуги), подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном настоящей статьей».

Таким образом НК РУз гонорары адвокатов относит к доходам в виде оплаты труда по заключенным договорам гражданско-правового характера (за исключением доходов, указанных в части второй статьи 169 настоящего Кодекса), предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (ст.172).
В статье 169 указано, что «Не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, которые облагаются фиксированным налогом в соответствии с главой 58 настоящего Кодекса».

Получается, что адвокаты
·        лица, занимающиеся частной практикой, являются предпринимателями,
·        но адвокаты, занимающиеся частной практикой, получают доход в виде оплаты труда,
·        не являются индивидуальными предпринимателями, и вообще не являются предпринимателями,
·        и при этом должны в обязательном порядке быть учредителями (членами) некоммерческой организации, под «крышей» которой только и имеют право заниматься своей коммерческой (предпринимательской) деятельностью и получать от нее свои гонорары,
·        но эта некоммерческая организация не имеет право распределять полученный доход (прибыль) среди своих учредителей (членов).

Прямо какой-то кошмар.

1.11. Гражданско-правовой договор.

Возможно суть в том, что адвокаты работают с клиентом на основании договора гражданско-правового характера ?

Статьей 9-1 Закона РУз «Об адвокатуре» предусмотрено, что адвокат заключает с доверителем (подзащитным) соглашение (договор) об оказании юридической помощи, который «представляет собой гражданско-правовой договор».

Но нет.

В соответствии со статьей 989 ГК РУз работником (в данном случае адвокат) признается гражданин, выполняющий работу на основании трудового договора, а также на основании гражданско-правового договора.

Нормы статьи 353 ГК РУз дают общее понятие договора - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданско-правовой договор – это соглашение между физическим лицом (физическими лицами) и другим физическим лицом (физическими лицами) или юридическим лицом (юридическими лицами), либо между юридическим лицом (юридическими лицами) и другим юридическим лицом (юридическими лицами), определяющее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
По содержанию гражданско-правовые договоры имущественного характера делятся на:
договоры, направленные на передачу имущества (купля/продажа, дарение, мена, поставка);
договоры о выполнении работ;
договоры об оказании услуг..

Соглашение между адвокатом и клиентом является гражданско-правовым договором об оказании услуг, смежным с трудовым договором.

Таким образом заключение такого договора является
·        и наймом на работу
·        и соглашением об оказании услуг.

Вместе с тем, такой договор хотя и смежен с трудовым договором, но не является таковым и регулируется нормами Гражданского кодекса, в частности Главой 38 ГК РУз (статьи 703-708), Главой 26 ГК РУз (статьи 353-363) и другими статьями, регулирующими условия заключения, исполнения договора и ответственности сторон.

Это связано с тем, что при заключении договора гражданско-правового характера не надо выполнять нормы Трудового кодекса, в том числе
не надо предоставлять отпуска, в том числе и социальные;
не требуется проводить предварительный и периодические медицинские осмотры;
на них не распространяется предельная продолжительность рабочего времени;
стоимость выполненной ими работы (услуги) и порядок ее оплаты определяются по соглашению сторон, при этом она может быть ниже установленного законодательством минимального размера;
выдача вознаграждения обычно производится за конечный результат работы после ее окончания;
такие лица не зачисляются в штат организации, не являются членами коллектива и, соответственно, не пользуются предусмотренными локальными актами правами;
им не предоставляются дополнительные гарантии материальной поддержки при прекращении трудового договора, установленные для работников статьей 67 Трудового кодекса;
при найме граждан по гражданско-правовому договору не надо вести трудовую книжку;
им не нужно предоставлять еженедельные выходные дни и др.
С другой стороны
к работающему по гражданско-правовому договору нельзя применить меры дисциплинарного взыскания;
он выполняет работу, не подчиняясь другой стороне договора;
он не обязан соблюдать внутренний трудовой распорядок;
гражданско-правовой договор не может быть заключен с предварительным испытанием;
такого работника нельзя отправить в командировку;
он не обязан каждый день приходить на предприятие, а потому не может находиться под неусыпным контролем работодателя
и т.д.

Косвенно отнесение договора между адвокатом и клиентом к соглашению об оказании услуг, а не к трудовому договору, подтверждено :
·        В статье 3-1 Закона РУз «об адвокатуре», где в части 6 указано, что «Претендент, получивший в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев обязан принести присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из действующих адвокатских формирований». То есть адвокат формально и юридически уже работает в адвокатском формировании - юридическом лице.
·        В статье 7 Закона РУз «об адвокатуре», где в части 5 указано, что «Адвокат, участвующий в уголовном деле по назначению, не вправе отказываться от оказания юридической помощи по мотивам неплатежеспособности гражданина». То есть в данном случае адвоката не нанимает на работу клиент, а его назначают соответствующие государственные органы.
·        В статье 9-1 Закона РУз «об адвокатуре», где в части 3 указано, что «Вопросы расторжения соглашения (договора) об оказании юридической помощи регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено настоящим Законом». То есть договор расторгается не в соответствии с нормами Трудового кодекса.
·        В статьях 13, 13-1, 14, 15, 16 Закона РУз «об адвокатуре», в соответствии с которыми дисиплинароное производство в отношении адвоката осуществляют комиссии палаты адвокатов и государственные органы юстиции, в том числе и за неправильные или неправомерные действия в отношении его клиента. То есть не клиент может наказать адвоката, а третьи лица, которые к договору никакого отношения не имеют.
·        Данный перечень можно продолжить.
 
И фактически и юридически работа  адвоката имеет цель (для адвоката) получение выгоды (вознаграждения за свой труд), размер которого определяется сторонами.

Адвокат, как и требует законодательство РУз, заключает с клиентом договор (соглашение), которое, если смотреть типовые договора, утвержденные Приказом [3], полностью соответствуют коммерческому договору, а не трудовому договору. Предмет всех этих договором – продажа адвокатом своих услуг (юридических).

Тогда почему такой договор законодательство относит к договору найма на работу ?
В законодательстве, регулирующем деятельность адвокатов и адвокатских формирований, это вопрос не разъяснен.

Отнесение гражданско-правового договора, заключенного между адвокатом и клиентом, к соглашению об оказании услуг или к трудовому договору не является риторическим.

Согласно статей 172 и 143 Налогового кодекса РУз (тексты статей в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. N ЗРУ-241) к расходам на оплату труда относятся в том числе выплаты физическим лицам по заключенным договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии со статьями 143 и 169 Налогового кодекса РУз не являются оплатой труда выплаты по договору с индивидуальными предпринимателями и не являются «объектом обложения налогом на доходы физических лиц доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, которые облагаются фиксированным налогом в соответствии с главой 58 настоящего Кодекса».

Расчет (на февраль 2014 г.) показывает, что адвокату отнесение договора с клиентом к соглашению об оказании услуг значительно выгодней чем отнесение этого договора к соглашению о трудовом найме.

Оплата труда адвоката


сумма среднего вознаграждения адвоката в месяц
1 800 000,00

процент дохода адвоката
70%

доход адвоката
1 260 000,00

сумма отчисления в адвокатское формирование
540 000,00

Расчет налога на доход

Приложение N 8 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. N ПП-2099
минимальный размер заработной платы
107 635,00
с  1 сентября 2014 года. Указ Президента РУз от 31.07.2014 г. N УП-4639
к-во МРЗП
11,71

МРЗП
5,00

сумма пятикратного МРЗП
538 175,00

ставка налога
7,5%

сумма налога с 5 МРЗП
40 363,13

превышение пятикратного МРЗП
721 825,00

ставка налога
16%

сумма налога с превышения пятикратного МРЗП
115 492,00

Общая сумма налога
155 855,13

Ставка единого социального платежа
25%

сумма ЕСП
315 000,00

Общий расход на оплату трда адвоката
470 855,13

Доход адвоката (на руки)
1 104 144,88

остаток отчисления у адвокатского формирования
225 000,00

сумма среднего вознаграждения адвоката в месяц
1 800 000,00

Расчет фиксированного налога

Приложение к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. N ПП-2099
Ставка фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей за прочие виды деятельности в г.Ташкенте (в кратных размерах к минимальной
зарплате)
2,00
В городах областного подчинения ставка + 1,5. В прочих населенных пунктах ставка + 1
сумма фиксированного налога
215 270,00

сумма отчисления в адвокатское формирование за минусом ЕСП
225 000,00

Доход адвоката (на руки)
1 359 730,00

Разница в доходе адвоката при оплате  ФН и оплате ПНФ


сумма разницы
255 585,13

процент разницы
123%


Примечание :
С увеличением размера дохода адвоката сумма и процент разницы  возрастает в пропорционально.
Фиксированный налог невыгоден только адвокату, который не может или не хочет работать.

1.12. Кто такой адвокат и что такое статус адвоката в понятии законодателей и органов государственной власти РУз.

В статье 3 Закона РУз  N 349-I определено понятие «адвокат» . При этом в самой статье предусмотрены только некоторые требования к лицу, желающему стать адвокатом, и запрет на другие виды деятельности.
В статье 3-1 Закона РУз  N 349-I определено приобретение статуса адвоката. При этом в данной статье указаны не условия приобретения статуса адвоката, а порядок получения лицензии.
Причем обе статьи введены Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198

В обоих статьях смещаны и препутаны понятия «адвокат» и «статус адвоката» и связано это исключительно с необходимостью получения лицензии.

Видимо и разработчики данного закона и законодатели забыли, что

Адвокат (латинское advocatus - от advoco - приглашаю) это лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

Статус (латинское status «состояние, положение») это абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта.
Статус может также означать, в том числе, положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.
В юриспруденции правовой статус это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей :
Правовой статус личности — юридически закреплённое положение личности в государстве и обществе.
Конституционно-правовой статус человека — совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей.
Консультативный статус — статус, присваиваемый сообществом ООН неправительственным организациям.
Статус города — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

В соответствии с этим «статус адвоката» это 
Профессиональные, квалификационные и другие требования к лицам, желающим стать адвокатом,
запрет отдельным лицам заниматься адвокатской деятельностью,
порядок приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката,
где (территория) адвокат имеет право заниматься своей деятельностью,
порядок учета адвокатов.

В законодательстве РУз понятия «адвокат» и «статус адвоката» в правильном их понимании вообще отсутствуют, а все нормы, относящиеся к статусу адвоката разбросаны не только по отдельным статьям законов, но дополнены и изменены в различных подзаконных актах, в которых также имеют разбросанный не систематизированный характер.
А все требования по раскрытию «статуса адвоката» превращены требованиям регулирования лицензии.

Смешение понятий «статус адвоката» и «лицензии» повлекло за собой и откровенную путаницу и противоречия в законодательстве.

Так.

В статье 13 Закона «Об адвокатуре» в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198, что квалификационные комиссии Палаты адвокатов создаются при территориальных управлениях Палаты адвокатов в целях, в том числе, решения вопроса о выдаче лицам, обладающим необходимыми знаниями и профессиональными навыками, лицензии

Тем же Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198 в Закон «Об адвокатуре» введена статья 13-1, в соответствии с которой «Приостановление статуса адвоката осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение, в случаях :»
При этом основания к приостановлению статуса адвоката отичаются от оснований приостановления лицензии, а также предусматривает приостановление статуса адвоката в случае «приостановления действия лицензии в соответствии со статьей 15 настоящего Закона - на период приостановления действия лицензии».

А статья 15 этого же Закона в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198 дает перечень случаев приостановления действия лицензии.

Далее статья 16 опять же в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198 устанавливает случаи прекращения действия лицензии. Перечень случаев прекращения статуса не имеется.
Но в статье 16 указано, что «Прекращение действия лицензии влечет за собой прекращение статуса адвоката». И при этом «Орган юстиции в трехдневный срок уведомляет соответствующее территориальное управление Палаты адвокатов о прекращении статуса адвоката, а также публикует соответствующее сообщение в средствах массовой информации. Прекращение статуса адвоката влечет прекращение членства адвоката в Палате адвокатов».

Таким образом Закон «об адвокатуре»
разделает понятие приостановления статуса адвоката и приостановление действия лицензии;
объединяет понятие прекращение действия лицензии и прекращение действия статуса адвоката.

Законом определено, что
и  приостановление и прекращение статуса адвоката и действия лицензии относится к кометенции органов юстиции;
при этом решение о выдаче лицензии дает и квалификационная комиссия Палаты адвокатов и орган юстиции (окончательное решение);
но кто решает вопрос о присвоении статуса адвоката Законом не определено.

А Положение о лицензировании адвокатской деятельности [4] вообще пригнорировало случаи приостаноаления статуса адвоката, предусмотренные в Законе
иунктом 26 определило, что орган юстиции принимает решение о приостановлении действия лицензии, а приостановление действия лицензии влечет за собой приостановление статуса адвоката,
а пункты 27 и 28 определило, что орган юстиции принимает решение о прекращении действия лицензии, а прекращение действия лицензии влечет за собой приостановление статуса адвоката.

В свою очередь Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов [5] решает эти вопросы несколько по другому
Пунктом 47 устанолвлено, что решение о приостановлении и прекращении действия лицензии все же принимает кваликационная комиссия Палаты адвокатов, а вот органа юстиции на основании решения квалификационной комиссии издает приказ о приостановлении и прекращении статуса адвоката.

Кстати оба положения проверены и зарегистрированы министертсвом юстиции РУз.

Из всех этих норм законов и подзаконных актов можно сделать вывод (предоположить), что
Лицензия и статус адвоката это не одно и тоже, и выдача лицензии не дает статус адвоката, но статус адвоката без лицензии получить нельзя
А вот разобраться
кто принимает решение о выдаче лицензии;
и сначало принимают решение о приостановлении или прекращении лицензия,
или всеже сначало принимают решение  приостановлении или прекращении статуса адвоката, и чей приоритет - кто сначало принимает решение, а кто потом просто обязан оформить  это решение,
довольно затруднительно.

Вообще то кто-то в Узбекистане при подготовке изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре в 2008 году и в разработке последующих двух положений активно использовал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [6], но при этом
брал отдельнеы куски из этого закона;
но упустил из виду, что в России Палата адвокатов это есть действительно организация самих адвокатов, а не филиал министерства юстиции
и органы юстиции наделены только правом выдачи удостоверения адвоката, и ведение реестра адвокатов, а также территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, наделен правом направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату.

Автор статьи не сторонник многократного «изобретения велосипеда». Если умные люди что-то придумали и разработали, то почему не позаимствовать.
Но выдергивать куски да еще искажать смысл передергиванием, и не задумываться при этом что же ты делаешь – это нехорошо.

Поэтому разрабочикам и законодателям можно только порекомендовать прочесть и выполнять нормы Закона РУз от 11.10.2006 г. N ЗРУ-60  (особенно статей  11, 12, 14 и 23) и Закона РУз от 14.12.2000 г. N 160-II в редакции, утвержденной Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342 (особенно статей 19, 20 и 21).

1.14. Адвокаты не граждане Узбекистана.

В этом вопросе все нормативно – правовые акты РУз едины – работать на территории Узбекистана могут только адвокаты - граждане Узбекистана, являющиеся членами Палаты адвокатов РУз.

Напомню какие еще требования установлены законодательством Узбекистана к претендентам на работу адвокатом :
Статья 3 Закона «Об адвокатуре» установила три ограничения
наличие высшее юридическое образование
получение лицензиина право занятия адвокатской деятельностью,
не допускаются лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.

Пункт 3 Положения «О лицензировании адвокатской деятельности» дополнил ограничения
наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании (адвокатское бюро, адвокатская фирма, коллегия адвокатов, юридическая консультация) сроком не менее шести месяцев,
сдача квалификационного экзамена.

Каким образом этиот вопрос решается в отношении других специалистов ?

Только несколько примеров.

Согдасно пункта 8 Положения [7] для получение юридическим лицом лиценззии на медицинскую деятельность необходимо «наличие высшего медицинского образования и квалификационной категории у главного врача, а также высшего медицинского образования и квалификационной категории по соответствующей специальности - у других врачей-специалистов».
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением высшего образования за рубежом, для врачей не утановлено.

Согласно пунктов 3 и 4 Положения [8] лицензия за занятие фармацевтической деятельностью, выращивание, сбор, заготовка, фасовка и оптовая реализация лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения, может быть выдана физическому лицу.
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением образования за рубежом, для физических лиц не утановлено.

Согласно пункта 4 Положения [9]  аудиторская организация в лицензирующий орган, в том числе, заверенные копии квалификационных сертификатов аудитора и международных сертификатов бухгалтера, принадлежащих штатным аудиторам.
Согласно пунктов 1.2, 3.1, 3.3  Положения [10] для работы аудитором доускаются лица,  закончившие специальные курсы обучения по банковскому бухгалтерскому учету и аудиту в объеме не менее 40 часов в Центрах подготовки банковских аудиторов. Эти лица должны предстваить копии диплома о высшем экономическом образовании (в случае получения диплома в иностранном государстве, копия документа о нострификации в соответствии с законодательством).
Согласно пунктов 1.2., 2.1 Положения [11] Претендент на получение квалификационного сертификата аудитора должен иметь, в том числе, наличие высшего экономического образования, полученного в учреждениях высшего образования Республики Узбекистан, либо высшего экономического образования, полученного в образовательном учреждении иностранного государства и в соответствии с законодательством признанного эквивалентным образованию в Республике Узбекистан.
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением образования за рубежом, для аудиторов не утановлено.

Согласно пункта 3 Положения [12] руководящие и педагогические кадры учреждений среднего специального, профессионального образования,  окончившие образовательные учреждения в других государствах, допускаются к обучению в системе повышения квалификации и переподготовки после прохождения процедуры нострификации документа о базовом высшем или среднем специальном, профессиональном образовании
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением образования за рубежом, для пуководителей и педагогического состава образовательных учреждений не утановлено.

Согласно пунктов 1, 5 и 10 Положения [13] специалист рынка ценных бумаг должен сдать квалификационный аттестат и иметь высшее образование. Высшее образование и ученая степень, полученные в иностранных государствах, принимаются во внимание в случае их нострификации в порядке, установленном законодательством.
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением образования за рубежом, для спецалистов рынка ценных бумаг не утановлено.

Соглано пункта 4 Положения [14] лицензию на обслуживанию воздушных судов в аэропортах, связанная с выполнением воздушных перевозок, могут получать физические лица.
Однако никаких ограничений, связанных с гражданством и получением образования за рубежом, для физических лиц не утановлено.

Получается, что
Работать врачом, аудитором, педагогом, в том числе и руководителем, учебных заведений, специалистом рынка ценных бумаг, заниматься фармацевтической деятельностью или обслуживанием воздушных судов, на территории Узбекистана могут иностранные граждане, в том числе получившие образование за рубежом. Для таких лиц установлены совершенно обоснованные и цивилизованные требование : признание и нострификация (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах и сдача квалицикационных экзаменов.
А вот работать адвокатом нельзя.

Интересно, лечить людей можно, а консультировать их по юридическим вопросам нельзя !

При всем уважении к моим коллегам юристам получить образование и работать врачом однозначно значительно сложней и такое звание как «врач» накладывает значительно более высокую ответственность чем звание «адвокат».

Кстати, из вышеуказанных нормативно – правовых актов следует, что и большинство остальных требований к претендентам и адвокатам явно надуманные.

Совершенно очевидно, что такое законодательное регулирование прав адвокатов работать на территории Узбекистана вызвано не квалификационным уровнем иностранных адвокатов, а тем, что государственные исполнтельные органы и органы государственного управления контролировать иностранцев не смогут.

Глава 2. Адвокатские формирования (адвокатура).

2.1. Виды адвокатских формирований.

Законы Узбекистана устанавливают, что адвокаты могут
работать индивидуально, создавая адвокатские бюро (юридическое лицо)
или создавать (вступать) в  адвокатские фирмы, коллегии (юридическое лицо), 
или работать в консультации (не юридическое лицо) [15].

Все вышеуказанные формирования (адвокатуры) являются некоммерческими организациями (консультации предположительно ?).

В соответствии с Законом от 27.12.1996 г. N 349-I эти «адвокатские формирования» имеют отличия.

Так,

Адвокатское бюро учреждается адвокатом для осуществления адвокатской деятельности индивидуально.
Поскольку в бюро работает только один адвокат и он же является единственным учредителем, то, соответственно, он сам и от своего имени заключает соглашение (договор) об оказании юридической помощи с доверителем (подзащитным).
Овественность за выполнение соглашения (договора) несет сам адвокат.
Об ответственности юридического лица законодательство умалчивает.

Адвокатская фирма основыается на партнерстве и учреждается адвокатами для осуществления адвокатской деятельности.  «Адвокаты, учредившие адвокатскую фирму, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме.
По партнерскому договору адвокаты - партнеры обязуются объединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров». «Соглашение (договор) об оказании юридической помощи с доверителем (подзащитным) заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей».
Таким образом за выполнение соглашения (договора) должны (теоретически и юридически)  нести ответственность все адвокаты учредители и члены фирмы.
Об ответственности юридического лица законодательство умалчивает.

Адвокатская коллегия основывается на членстве и учреждается адвокатами для осуществления адвокатской деятельности.
«Соглашения (договоры) об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем (подзащитным) и только регистрируются в документации коллегии адвокатов».
В коллегии как и в бюро за выполнение соглашения (договора) несет ответственность адвокат.
Об ответственности юридического лица законодательство умалчивает.

Юридическая консультация создаются территориальным управлением Палаты адвокатов для осуществления адвокатской деятельности и не обладает статусом юридического лица.
«Юридическая консультация создается территориальным управлением Палаты адвокатов в случаях недостаточности на соответствующей территории числа адвокатских формирований для удовлетворения потребностей в юридической помощи».
 От имени кого заключается соглашение (договор) об оказании юридической помощи с доверителем (подзащитным) не указано, но видимо договор заключается между адвокатом и доверителем (подзащитным) и регистрируются в документации палаты (это в теории). Юридическая консультация не является юридическим лицом, а ее создателем является региональная палата адвокатов.
Об ответственности юридического лица региональной палаты адвокатов законодательство умалчивает.

Таким образом в данном Законе от 27.12.1996 г. N 349-I совершенно очевидно предусмотрены четыре вида адвокатских формирований, которые с юридической точки зрения организационно не имеют между собой ничего общего, кроме того, что они
·        создаются для оказания юридической помощи
·        и их учреждают адвокаты или создает палата адвокатов.

Однако при  этом кроме отличий, предусмотренных в вышеуказанных статьях, все эти адвокатские формирования имеют, по непонятным причинам, совершенно равные права и обязанности, хотя это юридически совершенно разные формирования, что очевидно вытекает из вышеперечисленных статей.

Кроме того, дополенния в Закон «Об адвокатуре», внесенные Законом от 25.12.1998 г. N 721-I, имеют и другие существенные противоречия :

Во-первых.
  
Статья 4-2 Закона N 349-I противоречит статье 9-1 этого же Закона, которорая предусматривает, что соглашения (договора) об оказании юридической помощи, заключается между адвокатом и доверителем (подзащитным), а не управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей, как указано в статье 4-2 (адвокатская фирма) .

Во-вторых.

Статья 4-2 Закона N 349-I противоречит статьям 2, 5, 7 Закона от 25.12.1998 г. N 721-I [16] в соответствии с которыми :
·        основными принципами адвокатской деятельности являются, в том числе, независимость адвоката;
·        независимость адвоката обеспечивается, в том числе, ответственностью  за вмешательство в дела, находящиеся в производстве адвоката;
·        вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей по  защите прав и законных интересов юридических и физических лиц не допускается;

Данные противоречие заключаются в том, что согласно статьи 4-2 Закона N 349-I соглашение (договор) об оказании юридической помощи с доверителем (подзащитным) заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. При этом по партнерскому договору адвокаты - партнеры обязуются объединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Такая формулировка безусловно обязывает всех партнеров-адвокатов адвокатской фирмы совместно оказывать юридическую помощь доверителю (подзащитному), что совершенно очевидно предусматривает вмешательство с их стороны в деятельность адвоката, который заключил соглашение (договор).

Такая форма работы адвокатского формирования является наиболее передовой и цивилизованной. Но целесообразность и преимущество для доверителя (подзащитного)  такой формы работы не только не оправдывает имеющиеся противоречия в законах РУз, но и определенно наносит вред клиенту отсутствием ответственности перед ним всей адвокатской фирмы, а не только одного адвоката. И наооборот.

В данном случае должна действать норма части 2 статьи 45 ГК РУз, в соответствии с которой «В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников».

То есть адвокатская фирма приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через своих участников - адвокатов, заключивших договор с клиентом.

Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 48 ГК РУз  адвокаты - учредители (участники) юридической фирмы должны принимать коллективно на себя обязательства юридического лица, а юридическое лицо  отвечать по обязательствам учредителя (участника).

В-третьих.

Статья 4-4 Закона N 349-I противоречит статье 1 этого же Закона, которая предусматривает, что «Адвокатура - правовой институт, включающий независимые, добровольные, профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой», так как юридическая консультация, как адвокатура, не предусматривает добровольное, профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой.

Это формирование (юридическая консультация) создается  территориальным управлением Палаты адвокатов и действует на основании положения, утверждаемого соответствующим территориальным управлением Палаты адвокатов, что исключает «добровольное объединение» адвокатов, которые, к тому же, как следует из норм статьи 4-4 «направляются для работы в юридические консультации», что исключает «независимые, добровольные, профессиональные объединения».

Согласно ст. 4-4 Закона об адвокатуре, консультации создаются территориальным управлением Палаты адвокатов в случаях недостаточности на соответствующей территории числа адвокатских формирований.
Если на данной территории нехватает адвокатов, то это значить, что территориальное управление и сама Палата адвокатов плохо работают или просто не дают адвокатам создавать свои адвокатские формирования, не помогают им.

Фактически введение в 2008 году такого нового «образования» обозначает, что Палата адвокатов создает себе коммерческий филиал, так как работать в таких не юридических лицах, то есть находящихся полностью под контролер и руководством Палаты адвокатов, должны те же самые адвокаты. И формулировка статьи 4-4 «в случаях недостаточности на соответствующей территории числа адвокатских формировани» является простой тафтологией.

Если адвокат не может создать хотя бы бюро – то какой он после этого адвокат ?
Если не хватает адвокатов – то кто будет работать в такой юридической консультации ?







[1] Пункты 15 и 16 Положения о порядке государственной регистрации адвокатских бюро, коллегий, фирм и выдачи лицензий гражданам Республики Узбекистан на право занятия адвокатской деятельностью. Утверждено Постановлением Кабинета МинистровРУз от 13.03.1997 г. N 139. Настоящее Положение утратило силу с утратой силы Постановления КМ РУз от 13.03.1997 г. N 139 в соответствии с Постановлением КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60.
[2] Налоговый кодекс. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136. Введен в действие с 01.01.2008 г. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с  Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[3] Приказ Председателя Палаты адвокатов РУз от 10.09.2009 г. № 1 кх «Об утверждении типовых форм соглашения (договора) об оказании юридической помощи».

[4] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[5] Приказ Министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 69-мх «Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан». Вступает в силу с 24 марта 2009 года.
[6] Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года. Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года.
[7] Положение о лицензировании медицинской деятельности, Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 29.03.2012 г. N 92. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[8] Положение о порядке лицензирования фармацевтической деятельности. Приложение к Постановлению КМ РУз  от 13.05.2010 г. N 91. В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[9] Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности. Приложение  N 3 к Постановлению КМ РУз от 22.09.2000 г. N 365. В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[10] Положение об аудиторской проверке банков в Республике Узбекистан. Новая редакция. Вступило в силу с 14 ноября 2000 года. Утверждено Центральным банком РУз 24.06.2000 г. N 403, согласовано Министерством финансов РУз 03.11.2000 г., зарегистрировано Министерством юстиции РУз  04.11.2000 г. N 982. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27.05.2014 г. N 982-1.
[11] Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора. Вступило в силу с 23 октября 2000 года. Утверждено Министерством финансов РУз 25.09.2000 г. N 68, согласовано Палатой аудиторов РУз 25.09.2000 г. N 109/1, зарегистрировано Министерством юстиции РУз 13.10.2000 г. N 977.  В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 27.08.2013 г. N 977-5.
[12] Положение о повышении квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров системы среднего специального,  профессионального образования. Приложение  N 1 к Постановлению КМ РУз от 10.08.2012 г. N 242.
[13] Положение о квалификационных требованиях к специалистам рынка ценных бумаг. Приложение к Приказу гендиректора ЦККФРЦБ от 11.05.2012 г. N 2012-05, зарегистрированному МЮ 15.06.2012 г. N 2370. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Приказом гендиректора ЦКРРЦБ, зарегистрированным МЮ  26.02.2014 г. N 2370-1.
[14] Положение о лицензировании деятельности по обслуживанию воздушных судов в аэропортах, связанной с выполнением воздушных перевозок. Приложение к Постановлению КМ РУз от  21.08.2003 г. N 360.  В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[15] Статьи 4, 4-1, 4-2, 4-3, 4-4  Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре». Введен в действие Постановлением Олий Мажлиса РУз от 27.12.1996  г. N 350-I. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.09.2009 г. N ЗРУ-223. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.09.2009 г. N ЗРУ-223. Статьи  4-1, 4-2, 4-3, 4-4 введены в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198).
[16] Закон РУз от 25.12.1998 г. N 721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.

Комментариев нет:

Отправить комментарий