Часть 7: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане


Адвокатское бюро, адвокатская фирма и коллегия адвокатов в Законе  N 349-I определены как юридические некоммерческие лица.
Правовое положение юридической консультации в законе не определено, но создает консультацию региональное управление палаты адвокатов, которое в свою очередь является некоммерческой организацией.

Этот вопрос спорный  при том как законы и подзаконные акты РУз отразили этот вопрос, так как хотя сами адвокатские формирования теоретически и не преследует цели извлечения прибыли из своей деятельности, но их учредители и члены (бюро, фирма, коллегия), а также работники и  учредитель палата (консультация) работают не ради интересов общества как волонтеры, а продают свои юридические услуги.

В-пятых.

В соответствии
Со статьей 11 Закона N 349-I труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в адвокатские формирования от физических и юридических лиц за оказанную им юридическую помощь.
Со статьей 305 НК РУз плательщиками единого социального платежа являются юридические лица – резиденты РУз.
Со статьей 391 НК [1] РУз коллегии адвокатов, адвокатские фирмы и адвокатские бюро должны уплачивать единый социальный платеж.
Со статьей 306 НК РУз объектом налогообложения единым социальным платежом являются доходы в виде оплаты труда.
Со ст. 172 НК «Доходами в виде оплаты труда признаются все выплаты, начисляемые и выплачиваемые физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем и выполняющим работу по заключенному трудовому договору (контракту)».

Таким образом получается, что адвокатские формирования или палата адвокатов выплачивают адвокату доходы в виде оплаты труда и, при этом, адвокаты находятся в трудовых отношениях с адвокатским формированием или палатой адвоктов ?

Это очевидно незаконно, так как
·        Адвокаты не относятся к категории работников выполняющих работу для адвокатского формирования или палаты адвокатов и не должна иметь трудовой договор.
·        Адвокатское формирование это некомерческая организация и добровольное объединение адвокатов. Адвокат получает вознаграждение не от формирования а от клиента путем прямого договора с клиентом.
·        ЕСП должно удерживаться не с фонда оплаты труда адвоката, а с оплаты труда других работников адвокатского формирования, которое это юридическое лицо наняло на работу (например, помошник адвоката, секретарь формирования, уборщица и тому подобное).

В статье 2 Закона N 763-I [2] определено понятие негосударственной некоммерческой организации, в том числе
·        не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности
·        и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами).

Источниками формирования имущества негосударственной некоммерческой организации могут быть:
·        вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;
·        единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);
·        добровольные имущественные взносы и пожертвования;
·        доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности, используемые только для выполнения уставных целей;
·        другие поступления, не запрещенные законодательными актами [3].

Если
·        Адвокатское формирование платит единый социальный платеж, в том числе с доходов адвоката то получается, что адвокат получает от адвокатского формирования оплату своего труда из своего гонорара (сдельная оплата труда) и это формирование с выплаченных сум оплачивает единый социальный платеж.
·        Но это формирование, как некоммерческая организация, не распределяет полученный доход между своими участниками (членами), то есть адвокатами; адвокат за свои услуги лично получает оплату своего труда и часть из этих средств отдает на содержание адвокатского формирования. Следовательно адвокатское формирование не должно выплачивать единый социальный платеж.

Определенно казуистика.

Косвенно это положение подтверждается и
Статьей 11 Закона «Об адвокатуре» где указано, что «Труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в адвокатские формирования от физических и юридических лиц за оказанную им юридическую помощь. В случае недостаточности средств территориальное управление Палаты адвокатов, создавшее юридическую консультацию, выделяет дополнительные средства для содержания данной юридической консультации». (Часть в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198).
Статьей 4 Закона «Об адвокатуре» где установлено, что «Адвокатские формирования содержатся за счет денежных средств (доходов), поступающих от граждан и юридических лиц за оказание им юридической помощи, и иных средств, не запрещенных законодательством». (Текст статьи в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198)

В то же время статья 392 Налогового кодекса РУз содержит норму из которой усматривается, что «Доход адвоката определяется как разница между суммой, полученной за оказание адвокатом юридической помощи (услуги), и суммой средств, перечисляемых на содержание коллегии адвокатов, адвокатских фирм и адвокатских бюро».

То есть адвокат должен платить вступительные членские взносы, единовременные и регулярные платежи, как учредитель, участник (член)
И именно с этих поступлений адвокатское формирование оплачивает свои расходы, включая и заработную плату административного аппарата (если он есть) и ЕСП.

Получается очень некрасиво и непонятно
·        адвокатское формирование платит адвокату
·        или адвокат платит адвокатскому формированию ?

Исходя из духа законов о некоммерческих организациях платит на содержание адвокатского формирования всеже адвокат.
Другими словами адвокат является самостоятельным лицом и сам лично заключает договор с клиентом. С полученных доходов адвокат платит все предусмотренные законодательством общеобязательные налоги и платежи.
То есть не адвокатское формирование оплачивает труд адвоката, а клиент.
А адвокатское формирование должно платить ЕСП только за оплату труда административного аппарата.

Тогда почему адвокатское формирование платит единый социальный платеж с доходов адвоката ?

По мнению автора статьи все это нагромождение противоречий связанно с тем, что законодатель, органы государственного власти и управления попытались увязать или подогнать все виды адвокатских формирований под единое понятие «некоммерческая организация».

Все эти противоречия устраняются если :

Адвокатское бюро. Хоть и не по букве закона, но по сути, адвокат является индивидуальным предпринимателем.
Соответственно закон должен дать адвокату право выбора - работать без образования юридического лица или образовать юридическое лицо. При этом если адвокат хочет нанять помощника или офисного работника, то ему необходимо открыть бюро как юридическое лицо, так как, согласно законодательства РУз, индивидуальный предприниматель не может нанимать работников.

Адвокатская фирма. В соответствии с Законом «Об адвокатуре» фирма есть обычное коммерческое лицо, так как адвокат, заключая договор с клиентом, выступает уже не от своего имени, а от имени всех учредителей фирмы или фактически от имени самой фирмы. И такой договор заключает некое «полномочное лицо» фирмы или сам адвокат, имея от других учредителей соответствующие доверенности.
Однако закон должен предоставить право адвокатам самим выбирать будет ли адвокатская фирма коммерческой организаций. Если в учредительных документах учредители решили, что адвокатская фирма ими создается только как налоговый агент и для обслуживания самих адвокатов  то такая фирма является некоммерческой организацией.

Адвокатская коллегия. Вообще является наследием СССР и на первых порах независимости Узбекистана такая форма адвокатского формирования являлась единственной.
На сегодняшний день адвокатская коллегия по сути играет роль налогового агента : 
·        Договор с клиентом заключает  сам адвокат и коллегия никакого отношения (по закону) к этому не имеет.
·        Хотя коллегия и определена как юридическое лицо, но она не отвечает требованиям законодательства, предъявляемым к юридическим лицам. При любых обстоятельствах коллегия, хотя и является юридическим лицом, но не отвечает по обязательствам адвоката хотя на договоре с клиентом стоит печать коллегии и ордер на участие в деле так же выдает коллегия.
·        Другим адвокатам, членам этой коллегии, и сотрудникам этой коллегии, запрещено вмешиваться в дела адвоката.

С точки зрения самого адвоката – адвокатская коллегия ему нужна только для того, что бы коллегия
·        арендовала помещение,
·        оплачивала коммунальные услуги,
·        оплачивала за адвоката налоги и обязательные платежи,
·        ставила печать на соглашение (договор)
·        и выдавала ему ордер.

Но если юрист не может это  сделать самостоятельно, то какой он адвокат ?
А если группа адвокатов хотят передать эти обязанности кому-то, то должны создать адвокатскую фирму или коллегию.

Юридическая консультация. Как адвокатское формирование, вообще порождение больного воображения (кстати взятого из закона России) :
создается региональной палатой адвокатов в связи с нехваткой адвокатских формирований, но при этом там работают именно адвокаты, которых якобы не хватает в этом регионе:
так как юридическая консультация не является юридическим лицом  региональная палата адвокатов направляет для работы в юридическую консультацию адвокатов, следовательно должна нанимать их на работу со всеми вытекающими из этого последствиями (появляется работодатель и работник), но вмешиваться в деятельность адвоката (по закону) не имеет право.
Вообще получается, что юридическая консультация является только дочерней фирмой палаты и создается только для получения прибыли самой палатой, так как имеются отчисления из гонораров адвокатов на содержание адвокатского формирования. И такое положение явно не приемлемо для ННО.

2.2. Организационно-правовая форма адвокатских формирований.

Гражданский кодекс РУз в § 3 «Некоммерческие организации» главы 4 предусматривает несколько организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов :

Потребительские кооперативы (статья 73) :

«Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов».

В соответствии ос статьей 1 Закона N 295-XII [4]
«потребительские, производственные и смешанные производственно-потребительские кооперативы, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей населения в продукции, работах и услугах, а также с целью получения прибыли (дохода)». (Часть в редакции Закона РУз от 28.12.1993 г. N 1008-XII) (См. Предыдущую редакцию)
Кооперация также включает кооперативы по удовлетворению жилищно- бытовых и иных социальных потребностей своих членов (жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные и т.п.).

Такая организационно-правовая форма по смыслу статьи 73 ГК РУз и статьи 1 Закона РУз 295-XII явно не подходит для адвокатских формирований.

Общественными объединениями (статья 74) :

«Общественными объединениями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей».

В соответствии со статьей 3 Закона РУз N 223-XII [5]
«Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворении профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно- просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения межреспубликанских и международных связей, укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом».

Такая организационно-правовая форма по смыслу статьи 74 ГК РУз и статей 1 и 3 Закона РУз N 223-XII явно не подходит для адвокатских формирований.

Общественные фонды (статья 75) [6] :

Общественным фондом признается не имеющая членства негосударственная некоммерческая организация, созданная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии со статьей 3 Закона N 527-II [7]
«Общественным фондом (далее - фонд) признается не имеющая членства негосударственная некоммерческая организация, созданная юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

Такая организационно-правовая форма по смыслу статьи 75 ГК РУз и статей 3 Закона РУз N N 527-II  явно не подходит для адвокатских формирований.

Учреждение (статья 76) :

Функциями учреждения являются «создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично».

Почти аналогично функции учреждения определены в  статье 13 Закона N 763-I [8] : «для осуществления социальных, культурных и иных функций некоммерческого характера».

Такая организационно-правовая форма по смыслу статьи 76 ГК РУз и по духу Закона РУз N N 349-I [9] является наиболее приемлемой для адвокатских формирований, но не нашло отражения в законодательстве РУз, регулирующим деятельность адвокатских формирований и адвокатов, даже в виде намека.

Ассоциации (союзы) и иные объединения юридических лиц (статья 77):

«Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения, являющиеся некоммерческими организациями».
«Некоммерческие организации в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов)».

Такая организационно-правовая форма явно не подходит для адвокатских формирований, так как адвокаты не являются юридическими лицами.

Органы самоуправления граждан (статья 78) :

В соответствии со статьей 8 Закона РУз N 915-ХII [10] «органом самоуправления граждан являются сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов (далее - сход граждан)».

Такая организационно-правовая форма явно не подходит для адвокатских формирований.

Таким образом, следуя букве норм Гражданского кодекса РУз такое адвокатское формирование
как  юридическая  консультация не подпадает ни под одну из организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
как бюро, фирмы, коллегии подпадают только под организационно-правовую форму, определенную как «учреждение».

Такая организационно – правовая форма как учреждение (статья 76) подходит для адвокатских формирований, так как эти формирования создаются исключительно для управленческих функций. Например, аренда помещения, оплата коммунальных услуг и связи и т.д.  И такая некомерческая организация существует за счет финансирования со стороны адвокатов, являющихся собственниками.

Остаются только вопросы
·        какую ответственность несут адвокаты по обязательствам учреждения
·        и права учреждения на имущество ?

В соответствии со статетьей 76 ГК РУз «Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества».
В соответствии ос статьей 178 учреждение «в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им».

Однако Закон РУз «Об адвокатуре» только в частях 7 и 9 статьи 4-2 [11] установил, и только для адвокатских фирм
«С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей (подзащитных) и третьих лиц».
«Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями (подзащитными) и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре».

По смыслу и по букве данной нормы закона и в противоречие нормы статьи 76 ГК РУз  адвокаты несут содидарную ответственность» в отношении доверителей (подзащитных) и третьих лиц» только при «прекращении партнерского договора» или при выходе адвоката «из партнерского договора».

Кроме того, статья 4-2 предусматривает содидарную ответственность адвокатов адвокатской фирмы, а не субсидиарную, как это предусмотрено статьей 76 ГК РУз.

Разница между субсидиарной и солидарной гражданско-правовой ответственностью значительная :
если субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный) это право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести, когда основной ответчик не способен оплатить долг, если основной должник отказывается удовлетворить требования (статья 329 ГК РУз);
то солидарная ответственность  представляет собой совместную ответственность группы лиц, принявших на себя обязательство (статьи 251 и 252 ГК РУз).

Если в отношении доверителей (подзащитных) установление солидарной ответственности всех адвокатов адвокатской фирмы является обоснованным, то в отношении третьих лиц солидарная ответственность является по крайней мере сомнительной.

Но даже солидарную отвественность Закон РУз «Об адвокатуре» в частях 7 и 9 статьи 4-2 установил для
участников адвокатской фирмы только по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей (подзащитных) и третьих лиц;
и только при «прекращении партнерского договора» или при выходе адвоката «из партнерского договора»;
но не установил никакой ответственности всех адвокатов в отношении доверителей (подзащитных) и третьих лиц при отсутствии событий - «прекращении партнерского договора» или при выходе адвоката «из партнерского договора».

В отношении таких адвокатских формирований как бюро, адвокатская коллегия и, тем более, юридическая консультация, Закон РУз «Об адвокатуре» вообще не установил никакой ответственности адвокатов за неисполнение одним из адвокатов или адвокатским формированием обязательств в отношении доверителей (подзащитных) и третьих лиц.

Можно было бы руководствоваться нормами Гражданского кодекса РУз и предположить, что адвокатские формирования это всеже учреждения.

Но

Нормативно-правовые акты, в том числе и Закон РУз «Об адвокатуре» не определили организационно - правовые формы адвокатских формирований;
ГК РУз для некоммерческих организаций установил субсидиарную ответственность для членов (участников) только потребительских кооперативов (статья 73), учреждений (статья 76), объединений юридических лиц (статья 77), но не установили ответственность для общественных объединений (статья 74), общественных фондов (статья 75), органов самоуправления граждан (статья 78).
Кроме того, как указано выше статья 4-2 Закона РУз «Об адвокатуре» установила солидарную ответственность для членов адвокатской фирмы при наступлении установленных обстоятельств.
При таких обстоятельствах указание в Законе РУз «Об адвокатуре» и других нормативано - правовых актах, что адвокатские формирования являются некоммерческими организациями, явно недостаточно. Тем более, что из этих нормативно – правовых актов определить организационно – правовую форму такого адвокатского формирования как «юридическая консультация» вообще невозможно.

Поскольку Закон «Об адвокатуре» не предусматривает субсидарную ответственность адвокатов, то и такая организационно-правовая форма как «учреждение» в отношении адвокатских формирований не приемлема.

Тогда какая же организационно-правовая форма у адвокатских формирований ?

Ответ очевиден.

В соответствии с Законом «Об адвокатуре» организационно-правовые формы адвокатских формирований не соответствуют организационно-правовым формам, установленным в Гражданском кодексе РУз.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса РУз, Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» и Закона «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» адвокатские формирования  (юридические лица) как некоммерческими организации могут быть только в организационно-правовой форме «учреждение». Но нормы, установленные в Законе «Об адвокатуре»  отрицают это.

В соответствии со статьей 6 Закона РУз  N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях» и статьями 39, 40 ГК РУз «Негосударственная некоммерческая организация является юридическим лицом».
В соответствии со статьями 4-1, 4-2, 4-3 Закона «Об адвокатуре» адвокатское бюро,адвокатская  фирма и коллегия адвокатов являются некоммерческими организациями.

В статьей 4-4 Закона «Об адвокатуре»  правовой статус юридической консультации не определен.
Таким образом юридическая консультация не является некоммерческой организацией.

В соответствии со статьей 47 ГК РУз  «территориальное управление Палаты адвокатов», как юридическое лицо,  может создавать представительства и филиалы.
Но
«Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства».
Так как юридическая консультация не представляет интересы палаты адвокатов, не осуществляет ее защиту, не выполняет функции или часть функци палаты адвокатов, то юридическая консультацция не является ни представительством ни филиалом.

Исходя из этих норм ГК РУз «юридическая консультация» это и не некоммерческая организация и не представительство, и не филиал.

Возникает естественный вопрос – а что это такое «юридическая консультация» ?

В нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность адвокатских формирований и адвокатов ответа на этот вопрос нет.

В соответствии со статьей 73 ГК РУз и частями четвертой и пятой статьи 43 ГК РУз устав потребительского кооператива должен содержать определение условия передачи ему членами кооператива своего имущества.
Статья 74 ГК РУз устанавливвает, что участники (члены) общественных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим объединениям в собственность имущество, в том числе на членские взносы
Статья 75 ГК РУз устанавливает, что имущество, переданное общественному фонду его учредителями (учредителем) или завещателем, является собственностью фонда
Статья 76 ГК РУз и статьи 178, 180 ГК РУз устанавливают, что
учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им; уреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Статья 77 и часть вторая статьи 11 Закона РУз "О негосударственных некоммерческих организациях" устанавливает, что участники общественного объединения не сохраняют прав на имущество, переданное ими этому объединению в собственность, в том числе на членские взносы.

Таким образом правовое положение имущества для различных организационно – правовых форм некоммерческих организаций не одинаково.
Однако Закон РУз «Об адвокатуре» не устанавливает правовое положение имущества адвокатского формирования.
Только в части 3 статьи 4-3 Закона РУз «Об адвокатуре» установлено, что
«В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества»
В отношении других адвокатских формирований даже такой нормы нет.

Такое правовое положения имущества как для адвокатских коллегий установлено только для потребительского кооператива (статьи 73 и 43 ГК РУз)
Для всех остальных организационно – правовых форм некоммерческих организаций установлены другие правовые положения имущества.
В частности, в отношении «учреждения» установлено, что учреждение имеет права владения, пользования и распоряжения им; но не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему.

Таким образом и в вопросе права адвокатских формирований на имущество нормативно –правовые акты
или не устанавливают никакие нормы,
или устанавливают нормы, которые не соответствуют организационно – правовым формам некоммерческих организаций.

Глава 3. Палата адвокатов Республики Узбекистан.

Фактически день рождения Палаты адвокатов РУз является 01.05.2008 года.

Своим Указом Президент РУз [12] определил важнейшими задачами и направлениями деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан, в том числе
содействие дальнейшему развитию адвокатуры, повышению ее авторитета, усилению роли адвокатуры в защите прав и свобод человека;
участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, подготовка по ним предложений;
представление и защита прав и законных интересов адвокатов, в том числе в отношениях с органами государственного и хозяйственного управления, а также в суде;

Каким образом Палата адвокатов РУз выполняет напутствие Президента страны ?

Палата адвокатов РУз с 2008 года так и не подняла ни одного вопроса о грубых нарушениях норм законов РУз.

3.1. Сама Палата адвокатов РУз создана с грубыми нарушениями норм законов РУз.

Палата является некоммерческой организацией, следовательно, на нее распространяются нормы закона о негосударственных некоммерческих организациях (ННО).

В соответствии с § 3 Главы 2 Гражданского кодекса РУз [13] некоммереские организации создаются
на основе добровольные объединения граждан,
объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Согласно статьи 2 Закона N 763-I РУз [14] негосударственная некоммерческая организация создается на добровольной основе физическими и юридическими лицами.

Однако Палата адвокатов в нарушение норм законов создана Указом Президента РУз и Постановлением Кабинета Министров РУз.

Пунктом 2 своего Указа [15] Президент РУз одобрил предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан и Ассоциации адвокатов Узбекистана о создании Палаты адвокатов Республики Узбекистан.

В статье 17 Закона N 763-I [16] установлено, что
«В уставе негосударственной некоммерческой организации предусматриваются:
наименование, цели и задачи негосударственной некоммерческой организации, ее организационно-правовая форма, территория, в пределах которой она осуществляет свою деятельность;
структура и руководящие органы негосударственной некоммерческой организации, при необходимости, ее контрольно-ревизионные органы (для общественных фондов - обязательно) или обязательность привлечения аудиторов (аудиторских фирм);
компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа».

Однако, в нарушение норм законов РУз, не адвокаты, а законы и органы государственной исполнительной власти определили :

Цели, задачи и направления деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан установлены пунктом 3 Указа Президента РУз N УП-3993 и статьей 12-2 Закона «Об адвокатуре.

Организационно-правовая форма, территория, в пределах которой Палата адвокатов осуществляет свою деятельность, определены пунктом 4 Указа Президента РУз N УП-3993.

Структура и руководящие органы Палаты адвокатов РУз установлены пунктом 1 Постановления Кабинет Министров РУз [17], который принят во исполнение Указа Президента РУз, где определена организационная структура Палаты адвокатов Республики Узбекистан :
его высший орган - Конференция,
исполнительный орган - Правление,
орган финансового контроля - Ревизионная комиссия,
и видимо по привычке управления государственными органами управления, территориальные управления Палаты.

И только пунктом 2 данного Постановления Кабинет Министров поручил Министерству юстиции совместно с Ассоциацией адвокатов провести учредительную Конференцию, которая фактически оставалось только формально утвердить уже утвержденные положения.

Таким образом в нарушение норм Закона РУз N 763-I Палата адвокатов Республики Узбекистан
·        фактически и юридически была создана Указом Президента РУз по инициативе органа государственного управления министерства юстиции РУз;
·        структура Палаты установлена Кабинетом Министров РУз;
·        учредительную Конференцию провел орган государственного управления.

И никого не должно смущать, что
·        в Указе указано только «одобрить»,
·        в Постанолвении указано «принять к сведению».

Так как :
Во-первых.
Указ и Постановление приняты до проведения учредительной конференции адвокатов.
Во-вторых.
В соответствии со статьей 5 Закон РУз N 160-II [18] указы Президента и постановления Кабинета Министров являются нормативно-правовыми актами и, в соответствии со статьей 3 данного Закона, установливают «правовые нормы как общеобязательные государственные предписания».
Другими словами «одобрив» и «приняв к сведению» Президент и Кабинет Министров юридически установили общеобязательные правовые нормы.

Данный Указ и Постановление были приняты с грубыми нарушениям норм законов РУз.

В том числе :

Нарушены нормы Закона РУз от 14.04.1999 г. N 763-I, в частности
Статьи 2, которой установлено, что негосударственная некоммерческая организация - самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе.
Статьи 15, которой установлено, что негосударственная некоммерческая организация создается по решению ее учредителей (членов).
Статьи 15, которой установлено, что учредители негосударственной некоммерческой организации созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимаются устав и образуются руководящие органы.
Статьи 17, которой установлено, что в уставе негосударственной некоммерческой организации предусматриваются, в том числе, структура и руководящие органы негосударственной некоммерческой организации, при необходимости, ее контрольно-ревизионные органы.

Нарушены нормы статьи 6 Закон N 71-II [19] в соответствии с которой лицензирующий орган, в данном случае министерство юстиции, не вправе создавать либо участвовать в деятельности предприятий, организаций и учреждений, занимающихся видами деятельности, которые лицензируются данным органом.

Так как вышеуказанный Указ и Постановление нарушили нормы Закона РУз N 763-I и Закона N 71-II, в соответствии со статьей 25 данного Закона Министерство юстиции РУз обязано было отказать в государственной регистрации Палаты адвокатов РУз в связи с нарушением установленного законом порядка образования негосударственной некоммерческой организации.

При этом Министерство юстиции РУз должно было руководствоваться нормами Закона РУз от14.12.2000 г. N 160-II, в частности
Статьи 6, в которой указано, что указы Президента и постановления Кабинета Министров являются подзаконными актами.
Статьи 7, в которой указано, что «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан».
Статьи 10, в которой указано, что Президент Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан .
Статьи 11, в которой указано, что Кабинет Министров Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан.
Статьи 16, в которой указано, что «Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу. В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой».

А к виновным лицам, незаконно создавшим Палату адвокатов РУз и склонивших (фактически и юридически обязавших)  всех адвокатов к участию деятельности этого ННО, должна была быть применена норма статьи 37 Закона РУз N 763-I и они должны были нести ответственность в соответствии со
статьей 202-1 Кодекса об административной ответственности РУз  за склонение к участию в деятельности незаконных в Республике Узбекистан негосударственных некоммерческих организаций;
статьей 216 Уголовного кодекса РУз  за незаконную организацию деятельности незаконных общественных объединений, а равно активное участие в их деятельности;
статьей 216-1 Уголовного кодекса РУз за склонение к участию в деятельности незаконных в Республике Узбекистан общественных объединений.

3.2. Палата адвокатов не является независимой организацией и находится под контролем государственных органов управления.

3.2.1. У членов Палаты нет прав самостоятельно избирать и отстранять от должности Председателя Палаты.

В соответствии со статьей 12-3 Закона. N 349-I [20] сами адвокаты лишены права по собственной инициативе, усмотрению и желанию избирать Председателя Палаты адвокатов РУз или досрочно отозвать его от должности. Право ставить такие вопросы перед конференцией адвокатов имеет только орган государственного управления министерство юстиции РУз :
·        Председатель Палаты адвокатов избирается Конференцией Палаты адвокатов по представлению министерства юстиции Республики Узбекистан
·        Досрочный отзыв от должности председателя Палаты адвокатов осуществляется Конференцией Палаты адвокатов по представлению министерства юстиции Республики

3.2.2. Квалификационные комиссии Палаты адвокатов не являются независимыми.

Практически вся деятельность Палаты адвокатов сводится к совместному с органами юстиции контролю за деятельностью адвокатов и адвокатских формирований через деятельность квалификационных комиссий и путем издания нормативных документов, обязательных для выполнения всеми адвокатами и адвокатскими формированиями.

Каких-либо другим видимых следов деятельности Палаты адвокатов РУз не видно и не слышно.

Если верить Закону РУз [21] квалификационные комиссии создаются при территориальных управлениях Палаты адвокатов.
А для рассмотрения апелляции на решения квалификационных комиссий, обобщения и анализа практики работы квалификационных комиссий при Палате адвокатов РУз образуется Высшая квалификационная комиссия.

Однако часть 2 статьи 13 устанавливает в нарушение законов о ННО, что
·        Квалификационные комиссии образуются совместными решениями территориальных управлений Палаты адвокатов и органов юстиции из равного числа адвокатов и работников органов юстиции,
·        Состав Высшей квалификационной комиссии при Палаите адвокатов РУз утверждается совместным решением Палаты адвокатов и Министерства юстиции Республики Узбекистан из равного числа адвокатов и работников Министерства юстиции Республики Узбекистан.
·        Полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий определяются министерством юстиции Республики Узбекистан по согласованию с Палатой адвокатов.

Во исполнение норм Закона РУз N 349-I, но в нарушение норм законов о ННО, министр юстиции издал приказы [22], которым утвердил положения о
«О квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан»
и «О Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан».

При этом в Положении о квалификационных комиссиях министр юстиции РУз решил поправить некоторые «недочеты» Закона РУз N 349-I и расширил полномочиии подчиненного ему органа государственного управления.

В дополнение к Закону положения содержит нормы в соответствии с которыми :
и составы квалификационных комиссий утверждаются совместными постановлениями руководителей территориальных управлений и органов юстиции;
совместным постановлением утверждаются и сопредседатели;
сопредседатели квалификационных комиссий и Высшей квалицикационной комиссии определяются из числа адвокатов и работников органов юстиции;
сопредседатели председательствуют на заседаниях квалификационной комиссии и Высшей квалификационной комиссии поочередно.

Этим же положениями министр юстиции РУз установил критерии и требования к кандидатурам в члены ккомиссий :
Адвокаты  имеющие стаж работы по адвокатской деятельности не менее трех лет, а для Высшей квалицикационной комиссии – пять лет.
А вот в соответствии с какими критериями и какие требования к кандидатурам в члены квалификационных комиссий и Высшей квалификационной комиссии  -  чиновникам министерства юстиции министр указать «забыл».

Такая забывчивость видимо связана с тем, что адвокаты считаются народом не надежным и не грамотным, а вот любой чиновник министерства юстиции надежный и высококвалифицированный специалист и не важно в какой отрасли знаний, главное «свой человек» подчиненный министру.
И не имеет значения, что какой нибуть «ботаник» будет принимать экзамен юридического профиля у специалиста с высшим юридическим образование.

Эти нормы части 2 статьи 13 Закона N 349-I и приказы министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 68-мх и от 14.03.2009 г. N 69-мх противоречат нормам статьи 4 Закона N 763-I, которыми вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность негосударственной некоммерческой организации запрещается, а также нормам статьи 5 Закона N ЗРУ-76 [23] , которые запрещают вмешательство в деятельность негосударственных некоммерческих организаций.

Мало того, эти нормы приказов министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 68-мх и от 14.03.2009 г. N 69-мх противоречат и
Пункту 4 приказа министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 68-мх в котором прямо и недвусмыленно указано, что Высшая квалификационная комиссия при рассмотрении вопросов и принятии по ним решений независима от Палаты адвокатов и министерства юстиции.
Пункту 4 приказа министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 69-мх в котором прямо и недвусмыленно указано, что квалификационные комиссии при рассмотрении вопросов и принятии по ним решений независимы от территориальных управлений и органов юстиции, их вышестоящих структур.







[1] Налоговый кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136. Введен в действие с 01.01.2008 г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365.
[2] Закон РУз от 14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[3] Статья 29 Закон РУз от 14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[4] Закон РУз от 14.06.1991 г. N 295-XII «О кооперации». Наименование в редакции Закона РУз от 28.12.1993 г. N 1008-XII) . В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.08.1998 г. N 681-I.

[5] Закон РУз от 15.02.1991 г. N 223-XII «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 09.09.2009 г. N ЗРУ-216.
[6] Текст статьи 75 в редакции Закона РУз от 30.04. 2004 г. N 621-II.
[7] Закон РУз от 29.08.2003 г. N 527-II «Об общественных фондах». Вводится в действие в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса РУз от 29.08.2003 г. N 528-II. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[8] Закон РУз от  14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях».  В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[9] Закон РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре».
[10] Закон РУз от 02.09.1993 г. N 915-ХII «Об органах самоуправления граждан». Новая редакция. Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 22.04.2013 г. N ЗРУ-350.
[11] Статья 4-2 введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[12] Указ Президента РУз от 01.05.2008 г. N УП-3993 «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан».
[13] Гражданский кодекс РУз. Утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I и от 29.08.1996 г. N 256-I. Введен в действие с 01.03.1997 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. N 257-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[14] Закон РУз от 14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[15] Указ Президента РУз от 01.05.2008 г. N УП-3993.
[16] Закон РУз от 14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[17] Постановление Кабинета Министров РУз от 27.05.2008 г. N 112.
[18] Закон РУз от14.12.2000 г. N 160-II «О нормативно-правовых актах». Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.
[19] Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[20] Закон РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре». Введен в действие Постановлением Олий Мажлиса РУз от 27.12.1996  г. N 350-I. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.09.2009 г. N ЗРУ-223.
[21] Части 1 и 3 статьи 13 Закона РУз N 349-I.. Текст статьи в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[22] Приказ министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 68-мх «Об утверждении Положения о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан. Зарегистрированному МЮ 14.03.2009 г. N 1920.
Приказ министра юстиции РУз от 14.03.2009 г. N 69-мх «Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан». Вступает в силу с 24 марта 2009 года. Зарегистрированному МЮ 14.03.2009 г. N 1921.
[23] Закон РУз от 03.01.2007 г. N ЗРУ-76 «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Принят Законодательной палатой 11 октября 2006 года. Одобрен Сенатом 1 декабря 2006 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 17.12.2008 г. N ЗРУ-191.

Комментариев нет:

Отправить комментарий