Часть 9: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане


В статьях 53 и  87 УПК РУз «опущены» такие права адвоката как «запрашивать с согласия доверителя (подзащитного) и получать письменные заключения экспертов, справки-консультации специалистов по вопросам, необходимым для оказания юридической помощи».

И ни в статье 6 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I, ни в статьях 53 и 87 УПК РУз вообще не указано право адвоката представлять «письменные заключения экспертов, справки-консультации специалистов» в качестве доказательств.

Третье.

В статье 6 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» указано, что адвокат имеет право «снимать за свой счет копии материалов и документов или фиксировать в иной форме с помощью технических средств информацию, содержащуюся в деле, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, не разглашая при этом информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую или иную тайну».
При этом в данной статье не указано по каким делам (уголовным, административным, гражданским, хозяйственным) адвокат импеет право снимать копии и когда.

И если в статье 53 УПК РУз указано, что адвокат имеет право «знакомиться с документами процессуальных действий, проведенных с участием подозреваемого или обвиняемого, а по окончании предварительного следствия - со всеми материалами дела и выписывать из него необходимые сведения, снимать за свой счет копии материалов и документов или фиксировать в иной форме информацию, содержащуюся в них, с помощью технических средств».
То есть хоть и вобщем, но определены когда и с чем можно ознакомиться, а когда снять копии.

То в статье 35 ХПК РУз [1] и в статье 34 ГПК РУз [2] лица, участвующие в деле, имеют право «знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии» и при этом когда и в каком порядке не указано.

А по норамам статьи 297 КоАО РУз [3] вообще адвокат имеет право только «знакомиться с материалами дела, по поручению и от имени пригласившего его лица, заявлять ходатайства и обжаловать постановление по делу».

Четвертое.

В статье 6 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» право адвоката «снимать за свой счет копии материалов и документов или фиксировать в иной форме с помощью технических средств информацию, содержащуюся в деле» ограниченно только его обязанностью не разглашать при этом информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую или иную тайну.

Однако статья 53 УПК РУз дает право адвокату только «знакомиться в порядке, предусмотренном законодательством, с информацией, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную тайну, если это необходимо для осуществления защиты».

ГПК, ХПК, КоАО РУз вообще никак не отражают данное право адвоката.

А статья 46 КоАО вообще предусматривает ответственность за раглашение даже врачебной или коммерческой тайны, тайны переписки и иных сообщений, нотариальных действий, банковских операций и сбережений, а равно иных сведений»

Пятое.

В статье 6 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» указано, что адвокат имеет право «собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств в судах, а также в органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях»,
А в статье 53 УПК РУз указано, что адвокат имеет право «собирать и представлять сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательств, в соответствии с частью второй статьи 87 настоящего Кодекса».

Обращает на себя текст «могут быть использованы в качестве доказательств».

Юридически это означает, что представленные адвокатом материалы могут быть признаны в качестве доказательств, а могут и не быть признаны.
При этом, например, в УПК РУз решение является ли материалы и документы доказательством или нет полностью отданы на откуп дозавателю, следовтелю, прокурору и суду.

В статье 2 Закона РУз N 721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» предусмотрена норма согласно которой адвокат должен в своей деятельности руководствоваться принципом «применение методов и средств, не запрещенных законодательством».

Каким образом УПК РУз определяет методы и средства закрепления доказательств ?
Кто, согласно УПК РУз, оценивает, собирает и закрепляет доказательства ?

Приведем выдержки из статей :

Часть 1 статьи 87 УПК РУз «Собирание доказательств» - «Доказательства собираются путем производства следственных и судебных действий».

Часть 3 статьи 95 УПК РУз [4] «Оценка доказательств» - «Доказательство признается допустимым, если оно собрано в установленном порядке и соответствует условиям, изложенным в статьях 88, 90, 92-94 настоящего Кодекса».

Часть 4 статьи 88 УПК РУз «Охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в процессе доказывания» - «Предметы и документы, изымаемые при следственных и судебных действиях, должны быть точно описаны в соответствующих протоколах, …..»

Часть 1 статьи 95 УПК РУз «Оценка доказательств» - «Дознаватель, следователь, прокурор и суд оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению ….».

Часть 1 статьи 90 УПК РУз «Закрепление доказательств в протоколах» - «Сведения и предметы могут быть использованы в качестве доказательств только после того, как они зафиксированы в протоколах следственных действий или в протоколе судебного заседания».

Часть 2 статьи 90 УПК РУз «Закрепление доказательств в протоколах» - «Ответственность за ведение протоколов в стадии дознания и предварительного следствия возлагается на дознавателя и следователя, а в суде - на председательствующего и секретаря судебного заседания».

Часть 1 статьи 92 УПК РУз «Удостоверение правильности закрепления доказательств» - «Участникам следственных действий, а также сторонам в судебном разбирательстве должно быть обеспечено право знакомиться с протоколами, в которых зафиксированы ход и результаты этих действий, а равно право вносить в протоколы дополнения и исправления».

Часть 4 статьи 92 УПК РУз «Удостоверение правильности закрепления доказательств» - «Лица, ознакомленные с протоколом следственного действия, ставят свои подписи под каждой страницей протокола и в конце его».

Часть 1 статьт 93 УПК РУз «Удостоверение факта отказа или невозможности подписать протокол» - «Об отказе кого-либо из участников процесса или других лиц подписать в предусмотренных настоящим Кодексом случаях протокол следственного действия дознаватель или следователь делает отметку в протоколе, которую удостоверяет своей подписью».

Часть 2 статьи 93 УПК РУз «Удостоверение факта отказа или невозможности подписать протокол» - «Об отказе подписать в предусмотренных случаях записи о судебном действии, сделанные в протоколе судебного заседания, в этом протоколе делается отметка, которую удостоверяют своими подписями председательствующий и секретарь судебного заседания».

Статья 94 УПК РУз «Проверка доказательств» - «В основу решения по делу могут быть положены лишь доказательства, подвергнутые тщательной, полной, всесторонней и объективной проверке. Проверка состоит в собирании дополнительных доказательств, которыми могут быть подтверждены или опровергнуты проверяемые доказательства».

В пунктах 4 и 20 Постановления Пленума от 19.12.2003 г. N 17 "О практике применения судами законов, обеспечивающих подозреваемому, обвиняемому право на защиту" Верховный суд РУз разъясняет :
«Для установления истины по делу могут быть использованы лишь те доказательства, которые собраны, проверены и оценены в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом».
«Нарушение установленного порядка и условий производства следственных действий может быть оценено прокурором и судом как оказание на подозреваемого, обвиняемого психического воздействия. Данные, полученные в результате такого воздействия, не имеют доказательственной силы и не могут быть положены в основу обвинительного приговора».

В пункте 2 Постановления Пленума от 24.09.2004 г. N 12 "О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств" Верховный суд РУз разъясняет :
«Обратить внимание органов дознания, следствия и судов, что в процессе доказывания важное место занимает правильное решение вопроса о допустимости доказательств.
Условиями допустимости доказательств являются следующие :
доказательство должно быть получено надлежащим субъектом, т.е. лицом, правомочным проводить то процессуальное действие, в ходе которого получено доказательство;
фактические данные должны быть получены только из источников, перечисленных в части второй статьи 81 УПК;»

Кто же эти субъекты ?
Часть 1 статьи 81 «Виды доказательств» - «Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела».

В пункте 3 Постановления Пленума от 24.09.2004 г. N 12 "О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств" Верховный суд РУз разъясняет :
«Доказательства, в частности, признаются недопустимыми, если:
2) данные получены без проведения следственных и судебных действий либо из источника, не предусмотренного законом, например, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, не оформленных в установленном уголовно-процессуальным законом порядке;
3) доказательство получено незаконным способом, т.е. без соблюдения предусмотренных законом процессуальных правил их собирания:
4) нарушена процессуальная форма закрепления доказательств:
не разъяснены лицам, участвующим в следственном или судебном действии, их права и обязанности;
Доказательства могут быть признаны недопустимыми и в других случаях получения их с нарушением требований уголовно-процессуального закона».

В пункте 6 Постановления Пленума от 24.09.2004 г. N 12 "О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств" Верховный суд РУз разъясняет :
«Доказательство, полученное с нарушением закона, может быть признано недопустимым  дознавателем, следователем, прокурором и судом.
Вопрос о признании доказательства недопустимым может быть поставлен подозреваемым, обвиняемым, его защитником либо законным представителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком».

Теперь, исходя из этих норм УПК РУз, попытаемся ответить на вопросы
·        Каким образом УПК РУз определяет методы и средства закрепления доказательств ?
·        Кто, согласно УПК РУз оценивает, собирает и закрепляет доказательства ?

Обобщим нормы :

·        Доказательства собираются путем производства следственных и судебных действий.
·        Предметы и документы, изымаемые при следственных и судебных действиях, должны быть точно описаны в соответствующих протоколах.
·        Сведения и предметы могут быть использованы в качестве доказательств только после того, как они зафиксированы в протоколах следственных действий или в протоколе судебного заседания.
·        Доказательство должно быть получено надлежащим субъектом.
·        Ответственность за ведение протоколов возлагается на дознавателя и следователя, а в суде - на председательствующего и секретаря судебного заседания.
·        Доказательства признаются недопустимыми если получены без соблюдения предусмотренных законом процессуальнх правил их собирания; нарушена процессуальная форма закрепления доказательств.
·        Могут быть использованы лишь те доказательства, которые собраны, проверены и оценены в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом.
·        Доказательства признаются недопустимыми, если данные получены без проведения следственных и судебных действий либо из источника, не предусмотренного законом.
·        Дознаватель, следователь, прокурор и суд оценивают доказательства.
·        Доказательство может быть признано недопустимым  дознавателем, следователем, прокурором и судом.

Таким образом доказательства
·        собираются путем производства только следственных и судебных действий,
·        документы и предметы должны быть описаны и зафиксированы в протоколах следственных действий или в протоколе судебного заседания;
·        ответственность за ведение протоколов возлагается на дознавателя и следователя, суд;
·        дознаватель, следователь, прокурор и суд оценивают доказательства и могут признать их недопустимыми.

Исходя из этих норм любые материалы и документы, представляемые адвокатом уже можно считать не доказательствами.
Что и подтвержается в статье 6 Закона РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и статье 53 УПК РУз где укзано, что адвокат (защитник) имеет право собирать и представлять сведения и материалы, но не доказательства.

А доказательства имеют право собарать только дознаватель, следователь, прокурор и суд, они же оценивают их.

И где же сдесь
·        Равенство граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждения, личного и общественного положения (статья 18 Конституции РУз, статья 16 УПК РУз, статья 6 ГПК РУз,, статья 9 ХПК РУз,, статью 272 КоАО, статья 6 Закона "О судах" (Новая редакция),. пункт 2 Постановления Пленума ВС от 23.05.2014 г. N 07 "О судебном приговоре") ?
·        Равенство предприятий, учреждений и организаций перед законом и судом (статья 6 Закона "О судах" (Новая редакция)) ?
·        Принцип состязательности производства в суде, закрепленном в процессуальном законодательстве, где прокурор является стороной в судебном процессе и пользуется равными правами с другими сторонами процесса. (абзац второй пункта 7 Постановления Пленума ВС и Пленума ВХС от 20.12.1996 г. N 1/60 "О судебной власти") ?

И как все должностные лица, а также адвокат при таком «равенстве» с дознавателем, следователем, прокурором и судом, могут выполнить норму статьи 116 Конституции РУз, статьи 10 Закона "О судах" (Новая редакция), гаратирующие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям право на защиту и на юридическую помощь ?

Еще раз можно убедиться, что все-таки Палата адвокатов Республики Узбекистан является не самостоятельным сообществом адвокатов, а Нью-Васюками [5] или Потемкинскими деревнями [6].

3.7. Диагноз деятельности Палаты адвокатов РУз.

Фактически день рождения Палаты адвокатов РУз является 01.05.2008 года.
Пунктом 5 данного Указа Президент поручил Кабинету Министров Республики Узбекистан «в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение необходимых изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан "Об адвокатуре" и "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов" в связи с совершенствованием института адвокатуры».
А пунктом 7 данного Указа поручил «Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающие из настоящего Указа».

И хотя пунктом 2 своего Указа Президент РУз одобрил предложение министерства юстиции Республики Узбекистан и Ассоциации адвокатов Узбекистана о создании Палаты адвокатов Республики Узбекистан, ни Правительство РУз, ни министерство юстиции, ни Ассоциация адвокатов не были готовы к созданию Палаты адвокатов РУз.

После издания данного Указа в Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» внесены основные изменения и дополнения, связанные с созданием Палаты адвокатов, в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198, то есть через 8 (восемь) месяцев.

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60. Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности», Положением о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, Положение о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 68-мх, были приняты вообще через 10 (десять) месяцев.

Альтернативой диагнозу неготовности государственных органов и Ассоциации адвокатов к реализации своего собственного предложения (так указано в Указе Президента РУз) является «……» или умышленные действия.

Весь этот бардак, путанитца и противоречия в нормативно – правовых актах, по мнению автора статьи, связано исключительно с тем, что орган государственного управления
·        не пожелал выпустить из под своего контроля такое «важное» и доходное дело как регулирование адвокатской деятельности и передать его в Палату адвокатов, как это имеет место в большинстве развитых стран;
·        а руководство Палаты адвокатов не пожелало взять на себя ответственность за регулирование адвокатской деятельности;
·        но в то же время и тем и другим Указ Президента РУз нужно было выполнить.

Вот и выполнили !

Так и получилось, что Палата адвокатов РУз
·        фактически и юридически не имеет никаких самостоятельных прав;
·        ее практическая деятельность сводится к деятельности квалификационных комиссий;
·        квалификационные комиссии находятся под прямым контролем органов юстиции;
·        квалификационные комиссии являются промежуточным бюрократическим звеном между органами юстиции и адвокатами и используются органами государственного управления для контроля за деятельностью адвокатов.

То есть Палата адвокатов РУз превратилась просто в филиал министерства юстиции, но содержится не за счет бюджета государства, а за счет адвокатов.

Заключение.

Если прочитав эту статью, кто-то скажет, что автор в обоснование своих довод изложил ряд норм нормативно – правовых актов, которые запутали рассматриваемые вопросы, то значить цель этой статьи достигнута.

Причиной написания этой статьи стало именно
·        запутанность и противоречивость нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность адвокатов и адвокатских формирований, как между собой, так и с другими нормативно-правовыми актами,
·        их низкий правовой уровень,
·        высокая степень коррупционной составляющей.

В преамбуле Указа Президента РУз от 01.05.2008 г. N УП-3993 «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» указано, что целью реформирования является, в том числе,
·        обеспечения организационной самостоятельности адвокатуры,
·        укомплектования ее высококвалифицированными кадрами,
·        усиления гарантий независимости адвокатов,
·        повышения авторитета и престижа адвокатской профессии.

Данный Указ дал старт изменению действующего законодательства, регулирующего деятельность адвоката и адвокатских формирований в Узбекистане.

В результате по сути нормы вновь принятых противоречивых нормативных актов направлены
·        на взятие деятельности адвокатов под еще более жесткий контроль государственных чиновников,
·        на недопущение предоставления адвокатам равных с правоохранительных и государственными контрольными органами прав,
·        допуск к адвокатской деятельности не квалифицированных кадров, а лиц, которые, по крайней мере, молчат,
·        создание условий для манипулирования правовыми нормами законов.

Хотелось еще раз обратить внимание читателя, что вся эта «петрушка» в нормативно – правовых актах связана именно с «днем рождения» Палаты адвокатов РУз, то есть многочисленные поправки, изменения и дополнения начались после создания этой Палаты.
И в связи с этим хотелось бы знать какое отношение к этим поправкам, изменениям и дополнениям имеет руководство Палаты адвокатов РУз, какова роль руководителей Палаты ?

По сути, пересматривать действующие нормативно – правовые акты, поправлять, изменять и дополнять их вообще нецелесообразно. Такая работа просто мало результативна. Их надо все скопом просто отменить, включая «изобретения» и «ноу-хау» Палаты адвокатов РУз, Кабинета министров и министерства юстиции.

Должен быть принят новый Закон «Об адвокатах и адвокатуре»,  нормы которого должны иметь прямое действие, четкие и ясные и охватывающие все практические стороны деятельности адвокатов и адвокатских формирований, а не носить абстрактный характер с многочисленными отсылками друг на друга и несуществующие подзаконные акты.

Адвокаты.

Законодательство РУз не дает право адвокатам быть независимыми профессиональными советниками по правовым вопросам.

Если внимательно изучить действующие нормативно – правовые акты то станет совершенно очевидно, что сама лицензия на адвокатскую деятельность вообще является формальной и ничем не оправданной.
Следовательно, лицензирование деятельности адвокатов должно быть отменено.

Адвокаты могут быть членами одной из региональных палат адвокатов на добровольной основе.
Вступление адвоката в региональную палату адвокатов осуществляется путем подачи письменного заявления, в котором должно быть указано, что адвокат признает Устав палаты адвокатов.

Необходимо допустить до адвокатской практики иностранных граждан и лиц без гражданства, что повысит конкурентность внутри адвокатского сообщества.
Присвоение статуса адвоката таким лицам должно осуществляться наравне с гражданами Узбекистана с совершенно обоснованным дополнением, при необходимости, сдачи квалификационных экзаменов Высшей квалификационной комиссии Палаты адвокатов РУз на знание законодательства РУз.

Адвокат имеет право работать на всей территории Республики Узбекистан без всяких ограничений.

Основные нормы, регулирующие профессиональную этику адвоката, должны иметь характер закона и, следовательно, включены в новый Закон.
Естественно не должны включаться положения, носящие формальный и «детский» характер.

Гарантии адвокатам также должны быть включены в новый закон.

В Законе должно быть четко установлено, что адвокат является предпринимателем, так как
осуществляет инициативную деятельность,
продает свои услуги;
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством;
его деятельность направлена на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность;
его деятельность носит характер системности совершаемых действий, направленных на получение прибыли;
осуществляет такую деятельность в качестве основной, то есть  профессиональной.

В Законе должны четко и ясно установлены взаимоотношения адвоката и клиента :
Взаимоотношение адвоката и клиента должно регулироваться нормами Гражданского кодекса РУз.
В случае если адвокат работает самостоятельно или в адвокатском  формировании, являющимся некоммерческой организацией, он должен самостоятельно заключать с клиентами договор гражданско-правового характера об оказании возмездных или безвозмездных услуг.
В случае если адвокат работает в юридической (адвокатской) фирме, то с клиентом заключается договор гражданско-правового характера об оказании возмездных или безвозмездных услуг от имени фирмы.

Адвокат, работающий без образования юридического лица (адвокатский кабинет), самостоятельно совершает сделки и представляет свои интересы по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам. Для реализации возможности такого адвоката оформлять документы (договор, ордер и прочее) пункт 1 Положения [7] должен быть дополнен «Личная печать – …….., а также печать, используемая адвокатом, работающим без образования юридического лица».

Адвокат, создавший адвокатское бюро или работающий без образования юридического лица несет личную ответственность по договору с клиентом и по сделкам, заключенными с третьими лицами;

Адвокат, работающий в адвокатской коллегии (учредитель или участник) несет личную ответственность по договору с клиентом,  а по сделкам, заключенными коллегией с третьими лицами адвокаты не отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью фирмы, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В адвокатской фирме все партнеры (учредители или участники) несут коллективную субсидиарную ответственность по договору с клиентом, а по сделкам, заключенным фирмой с третьими лицами адвокаты не отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью фирмы, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Палате адвокатов необходимо отменить все утвержденные типовые договора.
А в новом Законе «Об адвокате и адвокатуре» должны быть определены существенные условия соглашения с клиентами :
указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве юридического советника - консультанта, поверенного (поверенных), защитника (защитников),
указание о принадлежности адвоката (адвокатов) к адвокатскому образованию и региональной адвокатской палате;
конкретный предмет/предметы поручения;
полномочия адвоката, включая, при необходимости и по желанию клиента, специальные полномочия;
условия и размеры выплаты клиентом вознаграждения за оказываемую юридическую помощь за каждый конкретный предмет поручения либо указание на то, что юридическая помощь оказывается безвозмездно или за счет государства.
порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается клиенту бесплатно;
размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения;
размер и характер ответственности клиента.
Право на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то клиента.
Выплачиваемое вознаграждение и (или) компенсация расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования или адвоката, работающего индивидуально, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором.
Специальные полномочия адвоката, в отношении которых законы требуют представление доверенности, выданной клиентом, и указанные в договоре, должны быть указано в ордере. Такой ордер приравнивается к доверенности.

Адвокат должен платить налоги и приравненные к ним платежи согласно норм, установленных Налоговым кодексом РУз, в соответствии с выбранной им организационно – правовой формы работы.

Если адвокат работает самостоятельно или в адвокатском формировании, являющимся некоммерческой организацией, он должен уплачивать  фиксированный налог на доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности. Налогообложение осуществляется в соответствии со статьями 370-375 НК РУз по ставкам, установленным для «Прочих видов деятельности» [8] (статьи 18, 348, абзац 3 части 1 статьи 370 НК РУз).
При работе без образования юридического лица адвокат самостоятельно платит фиксированный налог (адвокатский кабинет).
При работе в адвокатском формировании, являющимся некоммерческой организацией,
доход адвоката должен определяться как разница между суммой, полученной за оказание адвокатом юридической помощи (выручка), и суммой средств, перечисляемых на содержание адвокатского формирования;
удержание налога производится налоговым агентом - адвокатским формированием в соответствии со статьями 184-188 НК РУз.

В случае если адвокат работает в юридической фирме, то адвокат платит налог на доход с физических лиц.

Адвокатское формирование.

Адвокатские образования (формирования) в Узбекистане запутаны с точки зрения определения их юридического статуса и статуса адвоката в этом образовании.

Адвокат должен самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности, в том числе право работать индивидуально или с партнерами.

Адвокатские образования должны быть разделены :

А). По праву выбора партнерства
·        индивидуальная работа
·        или работа в коллективе.

Адвокат, желающий работать индивидуально, открывает адвокатское бюро или адвокатский кабинет и несет личную ответственность.
Адвокаты, желающие совместно передать функции налогового агента юридическому лицу, открывают адвокатские коллегии. Ответственность перед клиентом индивидуальная.
Адвокаты, желающие работать с партерами, открывают адвокатскую фирму. Ответственность перед клиентом коллективная.

Б) По статусу формирования
·        с созданием юридического лица несколькими адвокатами (адвокатская фирма или коллегия);
·        с созданием юридического лица одним адвокатом, что дает ему возможность и право нанимать сотрудников (не адвокатов) на работу (адвокатское бюро);
·        или без образования юридического лица для адвоката, работающего индивидуально (адвокатский кабинет).

В) По организационной форме.

В Уставе адвокатского формирования должно быть указано является ли это формирование
·        адвокатской негосударственной некоммерческой организацией (бюро, коллегия)
·        или это адвокатская юридическая фирма с основным видом деятельности оказание юридических услуг.

Адвокатское формирование, созданное как юридическое лицо (адвокатская коллегия или адвокатское бюро), является негосударственной некоммерческой организацией, если в учредительных документах определены предмет и цели деятельности формирования как
налогового агента адвокатов/адвоката, являющихся ее членами/учредителем, по доходам, полученным ими/им в связи с осуществлением адвокатской деятельности (в соответствии со статьями 13 и 28 НК РУз),
их представителя по расчетам с клиентами и третьими лицами
и другим вопросам оказания содействия адвокатам, предусмотренным учредительными документами.

Адвокатская фирма является коммерческой организацией.

Адвокатское формирование (коллегия и фирма) не отвечает по  обязательствам учредителей (участников).

Адвокатское бюро отвечает по обязательствам учредителя.

Адвокатское формирование, являющееся юридическим лицом, уплачивает налоги и обязательные платежи в соответствии с Налоговым кодексом РУз в зависимости от того является ли оно некоммерческой организаций или коммерческой.
При этом доход адвоката не включается в фонд оплаты труда адвокатских некоммерческих формирований.

Адвокатские формирования должны регистрироваться (государственная регистрация) в обычном порядке, установленном законодательством РУз, в органах государственной власти и управления на местах в зависимости от того является ли данное формирование коммерческим или не коммерческим.

Палата адвокатов.

Необходимо провести внеочередную конференцию адвокатов Узбекистана.

Для организации проведения внеочередных региональных и республиканской конференций должна быть создана инициативные группы, состоящая из официально уполномоченных (доверенность) представителей всех адвокатских формирований, желающих принять участие.

Инициативная группа должна
официально обратиться в Палату адвокатов РУз с требованием оказать организационную поддержку ее работы;
свою работу освещать на регулярной основе в СМИ.

Законодательной основой работы может быть Указ Президента РУз от 01.05.2008 г. N УП-3993 «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан», который на сегодняшний день не выполнен (кроме создания Палаты адвокатов).

Делегаты должны избираться на региональных конференциях. Количество делегатов должно зависеть от количества практикующих адвокатов в данном регионе по принципу 1 делегат от 10 практикующих адвокатов. Для подтверждения статуса делегата необходимо представить простую письменную доверенность от каждого адвоката или решение региональной конференции, подписанной каждым адвокатом.

На конференции адвокатов Узбекистана необходимо :
Принять решение
о прекращении деятельности Палаты адвокатов и создания новой Палаты адвокатов
или изменения учредительных документов действующей Палаты адвокатов.
В учредительных документах необходимо пересмотреть порядок работы конференции, порядок выборов и прекращения/приостановления  полномочий высшего исполнительного органа (Председателя палаты РУз и региональных палат и их заместителей, или членов Совета); выборов и прекращения/приостановления полномочий членов региональных квалификационных комиссий и членов Высшей квалификационной комиссии, ревизионных комиссий и другие вопросы.
Утвердить основные положения по внесению предложений по пересмотру нормативно-правовых актов, в том числе внутренних, и другие вопросы, а также образованию комиссии по разработке и внесению предложений по пересмотру нормативно-правовых актов.

Комиссия по разработке и внесению предложений по пересмотру нормативно-правовых актов должна состоять из практикующих адвокатов и привлеченных на добровольной основе специалистов, а также должен быть предусмотрен механизм и порядок рассмотрения предложений физических и юридических лиц, желающих принять участие в данной работе.

Должен быть повышен статус Палаты адвокатов РУз и региональных палат и их ответственность за присвоение статуса адвоката или отказ претендентам, а также за дисциплинарные решения.

Квалификационные комиссии.

Все применяемые понятия и термины должны быть раскрыты, а не иметь общий смысл и характер.

Некоторые предложения автором статьи взяты из Положения о квалификационных коллегиях судей [9].
Некоторые нормы, регулирующие порядок работы комиссий и не включенные в данную статью, можно взять из данного Положения. 

Порядок образования квалификационной комиссии и Высшей квалификационной комиссии и их состав.

Квалификационная комиссия адвокатов избирается региональной Конференцией адвокатов сроком на один год из числа адвокатов, членов данной региональной палаты адвокатов, в составе председателя, его заместителя и членов комисии.
Высшая квалификационная комиссия адвокатов избирается Конференцией адвокатов РУз сроком на один год из числа адвокатов, членов одной из регионалтьных палат адвокатов, в составе председателя, его заместителя и членов комисии.
Конференции правомочны избирать квалификационную комиссию и Высшиую  квалификационную комиссию адвокатов, если на них присутствует не менее двух третей адвокатов, образующих конференцию.
 Количественный состав квалификационных комиссий и Высшей квалификационной комиссии определяется исходя из объема их работы, но не должен превышать девяти человек, включая председателя и его заместителя.

Кандидаты в члены квалификационных комиссий адвокатов выдвигаются членами региональных палат или участниками региональной конференции адвокатов.
Кандидаты в члены Высшей квалификационгой комиссии адвокатов выдвигаются на региональных конференциях адвокатов или участниками республиканской конференции адвокатов.

Адвокат считается избранным в квалификационную комиссию и Высшую квалификационную комиссию адвокатов, если по результатам голосования получил более половины голосов адвокатов, принимавших участие в голосовании.
Квалификационные комиссии и Высшая квалификационная комиссия адвокатов информируют о своей деятельности органы, их избравшие, не реже одного раза в год.

В новом Законе должно быть определены права региональных квалификационных комиссий, Высшей квалификационной комиссии, руководства Палаты адвокатов РУз.

Все положения деятельности квалификационных комиссии региональных палат адвокатов и Высшей квалификационной комиссии Палаты адвокатов РУз распространяются и на адвокатов, не являющихся членами одной из региональных палат адвокатов.

Региональные квалификационные комиссии и Высшая квалификационая комиссия Палаты адвокатов РУз   создаются для рассмотрения следующих вопросов:
·        присвоения статуса адвоката;
·        принятия квалификационного экзамена;
·        обеспечения прав адвоката;
·        обеспечения неприкосновенности адвокатов;
·        контроля за соблюдением адвокатами норм законов;
·        дисциплинарной ответственности адвокатов;
·        решения вопросов о приостановлении и аннулировании статуса адвоката по основаниям, не связанными с дисциплинарным производством.

К исключительной компетенции Высшей квалификационной комиссии относятся
осуществление дисциплинарного производства, связанного с исполнением членом квалификационной комиссии региональной палаты адвокатов своих должностных обязанностей;
при необходимости при бездеятельности и нарушении законов членами квалификационной комиссии принимает к своему производству заявления, представления, жалобы и частные определения суда;
принятие квалификационного экзамена и при положительном решении о сдаче экзамена присвоение статуса адвоката.

К исключительной компетенции руководства Палаты адвокатов РУз относятся
осуществление дисциплинарного производства, связанного с исполнением членом Высшей квалификационной комиссии своих должностных обязанностей,
при необходимости при бездеятельности и нарушении законов членами Высшей квалификационной комиссии принимает к своему производству заявления, представления, жалобы и частные определения суда.

Мотивированное решение, принятое в пределах своей компетенции  квалификационной комиссией, Высшей квалификационной комиссией, руководством Палаты адвокатов РУз, вручается лично или направляется заказным письмом заявителю и суду, а также адвокату или члену комиссии, в отношении которого осуществлялось дисциплинарное производство, не позднее следующего рабочего дня после его принятия.

Решение квалификационной комиссии, Высшей квалификационной комисси и руководства Палаты адвокатов РУз, вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия если в решении не будет указано о вступлении решения в законную силу немедленно в день его принятия.
Решение о присвоении, приостановлении, прекращении и аннулировании статуса адвоката вступает в законную силу немедленно в день его принятия.

Любое решение квалификационной комиссии может быть оспорено в Высшую квалификационную комиссию Палаты адвокатов РУз или в суде.
Любое решение Высшей квалификационной комиссии Палаты адвокатов РУз может быть оспорено в суде.
Любое решение руководства Палаты адвокатов РУз может быть оспорено в суде.

Для внесения необходимых данных в единый государственный реестр адвокатов соответствующая комиссия должна направлять в орган государственного управления территориальный орган юстиции не позднее следующего рабочего дня после его вступления в законную силу
по установленной Палатой адвокатов РУз форме положительное решение квалификационной комиссии, о присвоении, приостановлении, прекращении или аннулировании статуса адвоката;
с приложением сведений об адвокате по установленной Министерством юстиции РУз форме (при присвоении статуса адвоката).
Форма предоставления информации должна содержать только те сведения, которые содержатся в документах, представляемых претендентом в соответствии с настоящим законом.

Решение Высшей квалификационной комиссии адвокатов о присвоении, приостановлении, прекращении и аннулировании статуса адвокатов направляется не позднее следующего рабочего дня после принятия решения в региональную палату адвокатов и территориальный орган юстиции по месту постоянной прописки гражданина РУз или регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Формы удостоверения адвоката и ордера утверждаются Палатой адвокатов РУз по согласованию с Министерством юстиции РУз.


Далее: Часть 10





[1] Хозяйственный процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 478-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 479-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 04.09.2014 г. N ЗРУ-373.
[2] Гражданский процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477а-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 14.05.2014 г. N ЗРУ-372.
[3] Кодекс РУз «Об административной ответственности». Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 04.09.2014 г. N ЗРУ-373.
[4] Часть 3 статьи 95 УПК РУз в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[5] Описанный Ильфом и Петровым в знаменитых «12 стульях»  городок Нью-Васюки  прославился тем, что именно там Остап Бендер дал сеанс 'одновременной' игры и собирался создать Всемирную шахматную столицу.  И это стоило васюкинцам 100 рублей на личные нужды Остапа, а Нью-Васюки так и остались миражом.
[6] Потёмкинские деревни — исторический миф о бутафорских деревнях, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в северное Причерноморье —Новороссию и Тавриду, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).
[7] Положение о порядке изготовления, хранения и пользования печатями и штампами. Утверждено Приказом министра внутренних дел от 15.09.2001 г. N 255, зарегистрированным МЮ 27.10.2001 г. N 1077. В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Приказом министра внутренних дел, зарегистрированным МЮ 18.01.2013 г. N 1077-2.
[8] Ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей. Приложение N 11 к Постановлению Президента РУз от 25.12.2013 г. N ПП-2099.
[9] Утверждено Законом Республики Узбекистан от 22.04.2014 г. N ЗРУ-368 (новая редакция).

Комментариев нет:

Отправить комментарий